Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей:
Администрация Кировского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "Луч" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 24033-ЭП/17 от 09.10.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на санитарную обрезку и омолаживание деревьев, находящихся на придомовой территории, не входящей в состав общего имущества многоквартирных домов на территории Кировского района Санкт-Петербурга (извещение номер 0172200001417000128) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 29.09.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200001417000128. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 059 368,00 рублей.
В жалобе ООО "Луч" указывает на нарушение Заказчиком требований законодательства о контрактной системе в нарушении правил описания объекта закупки в отношении ряда товаров, а также в предоставлении разъяснений положений документации, которые изменяют ее суть.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к товарам, использующимся при выполнении работ, установлены Заказчиком в Приложении N 7 "Требования к конкретным показателям товаров, к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров, используемых при выполнении работ" технической части документации об аукционе.
К товару по позиции 1 "Земля растительная" Заказчиком установлено требование "Торф должен соответствовать ГОСТ Р 51213-98".
Согласно сведениям официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (http://www.gost.ru) данный государственный стандарт имеет статус "Отменен", следовательно, его действие на территории Российской Федерации прекращено. Таким образом, требование о соответствии товаров недействующему нормативному документу, является нестандартным.
Надлежащее обоснование использования нестандартных требований при описании требований к товарам, использующимся при выполнении работ, в документации об аукционе отсутствует, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, а данный довод жалобы является обоснованным.
2. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации.
Заказчиком установлены требования в соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает на установление Заказчиком требований к товарам, которые не оказывают влияния на результаты закупки в отношении товара по позиции 4 "Лента сигнальная".
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение вышеуказанной нормы Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности вышеприведенного довода, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в закупке и ограничения количества участников закупки, а также документов и сведений, свидетельствующих о нарушении заказчиком норм Закона о контрактной системе при описании требований к необходимым товарам. Данный довод жалобы признан необоснованным.
3. Заявитель указывает на установление Заказчиком требований к показателям, значения которых определяются по средством проведения испытаний.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе участник закупки обязан указать в заявке сведения о показателях товаров, предлагаемых к поставке. При этом в силу указанной нормы заказчик вправе предъявлять в аукционной документации требования исключительно к техническим характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к его составляющим компонентам, тем более к таким составляющим компонентам, которые невозможно проверить ни в ходе приемки, ни в ходе его эксплуатации.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации.
При описании требований к товарам, Заказчиком установлены такие требования, как например: "Общее содержание солей по удельной электропроводимости не должно превышать 3,2мСм/см. Массовая доля сухого вещества имеет значение не менее 20% и не менее 25%. Наличие личинок и куколок синантропных мух: до 3 экз./кг Валовое содержание мышьяка должно быть от 10,0 до 15,0 мг/кг. сухого вещества. Валовое содержание кадмия не должно быть более 2,5 мг/кг. Валовое содержание меди должно быть не более 134,6 мг/кг. Валовое содержание свинца требуется не более 168,3 мг/кг. Валовое содержание цинка допускается до 220,0 мг/кг. Валовое содержание ртути должно быть более 2,0 мг/кг сухого вещества. Валовое содержание никеля не должно быть более 80,0 мг/кг. Содержание балластных инородных механических включений менее 0,5 см не должно быть свыше 5 %. Наличие жизнеспособных яиц и личинок гельминтов в том числе нематод (аскаридат, трихоцефалов, стронгилят, стронгилоидов), тремотод, цестод: не более 2 экз./кг. Содержание балластных инородных механических включений более 0,5 см не должно превышать 0,2 %" и др.
В соответствии с указаниями инструкции по заполнению первой части заявки участникам надлежит указать конкретные значения вышеуказанных показателей.
Содержание тех или иных химических элементов и компонентов определяют путем проведения испытаний на определенные отборы и партии товара.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок содержания химических элементов ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе, в чем усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 (ч. 6 ст. 66) Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы является обоснованным.
4. В соответствии с ч.ч. 3-5 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки вышеуказанного запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
05.10.2017 в 17 часов 08 минут на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Заказчиком были даны разъяснения положений документации об аукционе следующего содержания:
"Инструкцию по предоставлению сведений о конкретных значениях показателей товаров (материалов) в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе (далее Инструкция) читать следующим образом:
Участник закупки представляет в любой удобной форме или по форме, рекомендованной заказчиком, информацию о конкретных показателях товара (материала), соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме (далее - аукционная документация) и подлежащих проверке заказчиком при приемке товара, а также сведения о товарном знаке (его словесном обозначении) (при наличии), знаке обслуживания (при наличии), фирменном наименовании (при наличии), патенте (при наличии), полезных моделях (при наличии), промышленных образцах (при наличии), наименовании страны происхождения товара.
При предоставлении сведений под конкретными показателями понимается показатели (характеристики) товаров (материалов), в соответствии с Приложением N 2 к Техническому заданию, содержащем требования к техническим, функциональным характеристикам товара и эксплуатационным характеристикам товара, к размерам товара. При описании товаров (материалов) участники закупки предоставляют сведения в следующем порядке:
Все сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований. В значениях показателей предложения участника не должно содержаться слов: "или эквивалент", "или", "более", "не более", "менее", "не менее", "должен", "и/или", "либо", "ниже", "выше", "должен быть", "может быть", "требуется", "до", "от", "необходим", "допускается" (и их производные), а также рекомендуется использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов для того, чтобы заказчик имел возможность оценить предложение участника на соответствие требованиям, указанным в Техническом задании документации об аукционе в электронной форме.
При установлении заказчиком диапазона возможных значений характеристик (знаки "-", "_", слова "менее/не менее", "более/не более", "ниже/не ниже", "выше/свыше/не выше", "не хуже", "лучше" и т.д.) участнику размещения заказа необходимо представить конкретное значение характеристики из установленного интервала.
Если в требованиях указано "диапазон" и его производные, то следует указывать интервал значений, входящие в заданный диапазон значений. Если в требованиях указано "фракция", то необходимо указывать интервал значений, входящие в заданный диапазон значений.
В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием знака ",", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные знак, союз, и в отношении каждого из которых необходимо предоставить сведения о показателях качества
Если в требованиях стоит знак "/" или знак ";" или союз "или" разделяющий характеристики товаров, типы и т.д., а перед последним стоит союз "и" или знак "," необходимо выбрать одну из характеристик, марок, типов и т.д. перечисленных через знак "/" или знак ";" или союз "или", а так же ту характеристику, марку, тип и т.д. стоящий после союза "и" или знака ",".
Если требования, прописанные перечислением в Приложении к Технической части нескольких марок или видов или типов и т.п. через "," , а перед последним стоит "или", то необходимо выбрать одну из указанных марок (характеристик, видов и т.п.).
Если в требованиях указано "градация" и его производные, то следует указывать все значения, входящие в заданный диапазон значений согласно шагу градации.
Если в требованиях указано "в ассортименте", необходимо предоставить не менее трёх видов, цветов, размеров и т.д.
В случае если в требуемых значениях стоит "и/или" между предложенными типами, марками, сортами и т.п. то участник закупки вправе предоставлять несколько типов, марок, сортов и т.п. или одну марку, сорт, тип и т.п.
Если в требованиях указано "число, марка и более" (например: сто и более), то необходимо предоставить вместо "и более" не менее одного значения (например: сто и сто пять).
В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием знака ";", "/", союза "или", "либо" - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ, и предоставить для данного товара (материала) сведения о показателях качества.
Знак "" разделяющий характеристики свидетельствует о том, что следует указывать интервал (диапазон) значений.
Краткое обозначение: "св." - свыше, "н.н" - не нормируется.
Знак "" означает "более или равно", т.е. участник может указать значение показателя товара равное или более указанного значения, знак "
" означает "менее или равно", т.е. участник может указать значение показателя товара равное или менее указанного значения.
Знак ">" и "<" означают, соответственно, более и менее требуемого значения показателя, не включая указанное значение.
Знак "_" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель равный указанному или с отклонением в большую или меньшую сторону в пределах указанного предельного отклонения.
В случае если в требованиях представлено несколько вариантов составляющих (компонентов) материала, то при выборе одного из составляющих (компонентов) необходимо указать только те характеристики, которые соответствуют выбранному составляющему (компоненту).
Если в требованиях указана фраза "одна из (и её производные)", а далее марки (виды, характеристики, материалы и т.д.) указаны через ",", союз "и", то необходимо выбрать одну из предложенных марок (материалов и т.д.) с указанием характеристик для указанной марки (материала и т.д.).
Если в соответствии с ГОСТом и др. нормативными документами параметр не нормируется, участник должен указать в столбце значения, предлагаемое участником, как "не нормируется".
В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона включая крайние значения.
Температура, представленная в виде "от" и "до" указывается не изменяемым диапазоном. При заполнении заявки следует учесть, что возрастная группа детей, представленная в виде "от" и "до" указывается не изменяемым диапазоном.
Необходимо учесть, что для каждой выбранной марки (типа, размера, вида...) должны быть представлены все дальнейшие соответствующие значения.
Сведения о конкретном показателе товара должны быть представлены в виде конкретного значения (при наличии соответствующих сертификатов и (или) иных документов на товар) либо указаны диапазоны возможных значений (при отсутствии соответствующих сертификатов и (или) иных документов на товар или при отсутствии возможности получить конкретное значение по результатам испытаний), при этом все значения должны указываться в соответствии с ГОСТом и др. нормативными документами.
Если характеристики требуемого к поставке товара описываются заказчиком с использованием слов "более" или "менее", то в случае указания этих слов до знака "двоеточие", их смысловое значение при формировании первой части заявки должно применяться ко всем значениям показателя характеристики, указанным заказчиком; если же вышеописанные слова указаны после знака "двоеточие" или же знак "двоеточие" отсутствует, то их смысловое значение при формировании первой части заявки должно применяться лишь к первому значению показателя характеристики, указанному заказчиком.
В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до" и сопровождается знаком * (звездочка), участнику закупки необходимо указать конкретное значение из заданного диапазона не включая крайние значения (например: "от 5 до 8 (*)" или "до 8 (*)).
Необходимо учесть, что Участники должны указать нижнюю и верхнюю границу показателя, удовлетворяющие требованиям Заказчика, то есть указать два значения - одно нижней границы, другое верхней границы показателя, удовлетворяющие требованиям Заказчика (при описании данного вида показателей Заказчик использовал слова "нижний предел которого "менее", "более", "не менее", "не более" _ и верхний предел "менее", "более", "не менее", "не более" ...")".
Поскольку текст разъяснений дает непредусмотренные документацией об аукционе указания по заполнению первой части заявки, Комиссия УФАС приходит к выводу, что разъяснения, предоставленные Заказчиком изменяют суть документации, в чем усматривается нарушение ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 64, 65, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Луч" обоснованной в части доводов о нарушении правил описания объекта закупки в отношении ряда товаров, а также о предоставлении разъяснения положений документации об электронном аукционе, которые изменяют ее суть.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33), п. 2 ч. 1 ст. 64 (ч. 6 ст. 66) и ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 октября 2017 г. N 44-4015/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2017