Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Копылов А.В., Молодцова В.А., Воблова А.А.
от ООО "Рекстон Слуховые Аппараты" - представитель не прибыл
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Рекстон Слуховые Аппараты" на действия заказчика - Государственное учреждение - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (355002, Ставропольский край, Ставрополь г, ул. 8 Марта, 3/1) по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0221100000117000225 Поставка в 2017 году инвалидам Ставропольского края слуховых аппаратов цифровых заушных с ушными вкладышами.
Заявитель обжалует действия заказчика в части формирования документации об аукционе.
Представитель заказчика пояснил:
Все процедуры по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона. Действия заказчика соответствуют требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе.
Комиссия, выслушав доводы стороны, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона: Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании части 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 данного закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 1 части 1 статьи 33 указанного закона предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании анализа указанных норм заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам. Так же в соответствии с вышеизложенным, заказчиком была разработана документация открытого аукциона в электронной форме N 0221100000117000225 Поставка в 2017 году инвалидам Ставропольского края слуховых аппаратов цифровых заушных с ушными вкладышами.
Требования к товару, используемому при поставки по предмету аукциона, установлены Заказчиком в Техническом задании аукциона.
2. Как установила комиссия, в действиях заказчика не установлены нарушения требований Закона 44-ФЗ:
1. По вопросу правомерности установления требования о предоставлении во второй части заявки на участие в аукционе копий регистрационных удостоверений на слуховые аппараты следует отметить, что данный вопрос давно урегулирован законодателем.
В части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ установлен исчерпывающий перечень требований к составу второй части заявки, в том числе в пункте 3 части 5 указанной статьи указано: "копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе".
На неоднократные запросы заказчиков и участников Минэкономразвития России и ФАС России в своих письмах указали, что при проведении электронного аукциона заказчик вправе установить во второй части заявки требование о представлении копии регистрационного удостоверения на изделия медицинского назначения, медицинское оборудование. В указанных письмах, в том числе в письме ФАС России, на которое ссылается ООО "Рекстон Слуховые Аппараты", речь идет о неправомерном отклонении заявки за непредоставление копии регистрационного удостоверения при наличии в такой заявке реквизитов данного документа.
2. Количество вкладышей в комплекте, их форму, материал изготовления определяет сам производитель слухового аппарата. Предугадать индивидуальное строение слухового прохода получателей для установления требований к размерам и форме стандартных ушных вкладышей на этапе формирования технического задания невозможно, более того, такие обследования не проводятся и врачами-сурдологами, составляющими рекомендации по обеспечению инвалидов теми или иными моделями слуховых аппаратов. В индивидуальной программе реабилитации инвалида (ИПР), на основании которой формируется потребность в слуховых аппаратах для обеспечения инвалидов, указана только модель либо тип слухового аппарата, но не размер ушного вкладыша. Стандартный ушной вкладыш выдается до замены его индивидуальным вкладышем (при необходимости), который изготавливается со слепка слухового прохода и максимально подходит инвалиду. Заказчик в настоящее время проводит закупку на изготовление индивидуальных ушных вкладышей, в которой предъявляет требования к количеству вкладышей, материалам изготовления и т.д.
3. В техническом задании Заказчик указывает, что использование при описании объекта закупки характеристик, не установленных техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, является необходимостью, обусловленной характером закупаемого товара, потребностями инвалидов. В описании закупки употреблен термин "стандартный ушной вкладыш" вместо термина "ушной вкладыш" для более точного описания объекта закупки, что обусловлено наличием данного понятия в руководствах пользователя производителей слуховых аппаратов. Описание объекта закупки в остальной части соответствует требованиям технических регламентов, стандартов.
4.Закупка соответствующих слуховых аппаратов и их выдача инвалидам осуществляется отделением Фонда в соответствии с ИПР инвалидов, в которой указано: "слуховой аппарат мощный с индивидуальным ушным вкладышем", или "слуховой аппарат аналоговый заушный средней мощности" и т.д. Услуга по настройке в ИПР не прописана.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - Государственное учреждение - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не установлены нарушения требований Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Рекстон Слуховые Аппараты" на действия заказчика - Государственное учреждение - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (355002, Ставропольский край, Ставрополь г, ул. 8 Марта, 3/1) по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0221100000117000225 Поставка в 2017 году инвалидам Ставропольского края слуховых аппаратов цифровых заушных с ушными вкладышами - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии С.И. Рошевский
И.Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 16 октября 2017 г. N 1870
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2017