Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
12.10.2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", рассмотрев жалобы ИП Черняка Г.Е., ООО "ОПТ-Снаб" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на ремонт многоквартирных домов (извещение N 0342300004117000057, начальная (максимальная) цена контракта - 10 143 780 ,00 рублей).
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ИП Черняка Г.Е., ООО "ОПТ-Снаб" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на ремонт многоквартирных домов (извещение N 0342300004117000057, начальная (максимальная) цена контракта - 10 143 780 ,00 рублей).
В своих жалобах заявители указывают, что
1. Проект контракта, предложенный Заказчиком, использует недействующую систему определения штрафов и пеней.
2. В ряде позиций в приложении N 1 к техническому заданию заказчиком установлены избыточные требования к материалам, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара.
3. Заказчиком установлено заведомо заниженное требование к показателю модуля крупности для песка среднего в позиции 4 Приложения N 1 к Техническому заданию, что противоречит требованиям ГОСТ.
4. Заказчиком установлено заведомо заниженное требование к показателю температуры самовоспламенения битумов марки БНД 60/90; БНД 90/130 "от 360 °С", что вводит участников закупки в заблуждение и позволяет указать сведения, противоречащие ГОСТ 22245-90.
5. Заказчиком установлено заведомо заниженное требование к диаметру гвоздей "не менее 1,6 мм" с теоретической массой 1000 круглых гвоздей "более килограмма", что вводит участников закупки в заблуждение и позволяет указать в заявке сведения, противоречащие ГОСТ 4028-63.
6. Заказчиком необоснованно установлены избыточные требования к шкурке шлифовальной, которая является всего лишь расходным материалом.
Заявители просят признать жалобы обоснованными, приостановить определение поставщика, подрядчика, привлечь к административной ответственности лиц, ответственных за нарушение законодательства РФ.
Представители заказчика и уполномоченного органа против доводов заявителей возражали, просили отказать в удовлетворении жалобы, представили письменные возражения по существу жалоб.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1063" изменяется порядок определения размеров штрафов и пени при исполнении контрактов, заключенных в рамках Закона о контрактной системе. Данное постановление было официально опубликовано на портале www.pravo.gov.ru 01.09.2017 и вступило в силу по истечении 7 дней после опубликования, то есть с 09.09.2017.
Уполномоченным органом было размещено извещение N 0342300004117000057 в ЕИС 08.09.2017 14:42 (МСК+1). Следовательно, довод заявителя в данной части следует признать необоснованным.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту "б" части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно доводу заявителя в ряде позиций в приложении N 1 к техническому заданию заказчиком установлены избыточные требования к материалам, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара.
Заказчиком при описании материалов использованы требования, закрепленные в нормативно-технической документации и ГОСТах, что соответствует требованиям Закона о контрактной системе. В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе если значения показателей, являются диапазонными по своей сути в соответствии с действующими нормами и стандартами (например, являющиеся обозначением фракции материала), в таком случае участником указываются диапазонные значения показателей соответствующие требованиям, установленным настоящей документацией, ГОСТ и иными нормативными документами, тем самым указаний точных (единственных) значений показателей, значения которых становятся известными при испытании, не требуется.
Согласно следующему доводу жалоб, Заказчиком установлено заведомо заниженное требование к показателю модуля крупности для песка среднего в позиции 4 Приложения N 1 к Техническому заданию, что противоречит требованиям ГОСТ.
Согласно таблице 1 ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия" песок средний имеет значение модуля крупности "свыше 2,0 до 2,5 Мк" песок природный с модулем крупности 2,0 Мк относится песку природному мелкому.
|
|
|
|
|
|
Группа песка |
Модуль крупности Мк |
||||
Повышенной крупности |
Св. |
3,0 |
до |
3,5 |
|
Крупный |
" |
2,5 |
до |
3,0 |
|
Средний |
" |
2,0 |
" |
2,5 |
|
Мелкий |
" |
1,5 |
" |
2,0 |
|
Очень мелкий |
" |
1,0 |
" |
1,5 |
|
Тонкий |
" |
0,7 |
" |
1,0 |
|
Очень тонкий |
До 0,7 |
|
Заказчиком же установлено требование к показателю модуля крупности для песка среднего 2,0 < М < 2,5. В данном случае отступление от ГОСТ носит технический характер, связано с наличием в деловом обороте соответствующей практики. Прямого противоречия ГОСТу в действующей редакции комиссия Самарского УФАС России не усматривает.
В соответствии со следующим доводом заявителей, заказчиком установлено заведомо заниженное требование к показателю температуры самовоспламенения битумов марки БНД 60/90; БНД 90/130 "от 360 °С", что вводит участников закупки в заблуждение и позволяет указать сведения, противоречащие ГОСТ 22245-90.
В пункте 2 Приложения N 1 к Техническому заданию "Благоустройство придомовой территории и ремонт фасада дома 15 по ул. Молодежная", в позиции "Битумы нефтяные дорожные марки БНД 60/90; БНД 90/130" заказчиком указано: Температура самовоспламенения от 360 °С.
В Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе указано: "Предлоги "от...", "до..." задают начальные и (или) конечные значения для минимальных и (или) максимальных значений показателей товара, в которые включаются показатели, обозначающие границы диапазона показателей".
В Приложении N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлено требование о соответствии используемых для выполнения работ товаров, материалов ГОСТ, в том числе ГОСТ 22245-90.
Согласно требованиям указанного выше ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия" минимальной температурой самовоспламенения является 368 °С.
Заказчиком же установлено заведомо заниженное требование к показателю температуры самовоспламенения битумов марки БНД 60/90; БНД 90/130 "от 360 °С", что вводит участников закупки в заблуждение и позволяет указать сведения, противоречащие ГОСТ 22245-90.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно следующему доводу, Заказчиком установлено заведомо заниженное требование к диаметру гвоздей "не менее 1,6 мм" с теоретической массой 1000 круглых гвоздей "более килограмма".
В пункте 53 Приложения N 1 к Техническому заданию "Благоустройство придомовой территории дома 16 по ул. Первомайская в с.п. Петровка (ремонт фасада с установкой скамеек и урн)" к позиции "гвозди строительные" указано: "конструкция и размеры должны соответствовать ГОСТ 4028-63. диаметр не менее 1,6 мм, длина от 50 мм, заостренная часть гвоздя должна иметь круглое или квадратное сечение, теоретическая масса 1000 круглых гвоздей должна быть более килограмма".
В Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе указано: "Предлоги "от...", "до..." задают начальные и (или) конечные значения для минимальных и (или) максимальных значений показателей товара, в которые включаются показатели, обозначающие границы диапазона показателей".
Согласно ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры" теоретическую массу тысячи 1000 круглых гвоздей "более килограмма" имеют гвозди с диаметром d 1,8 мм и более.
Теоретическая масса гвоздей
Размер гвоздей d*!, мм |
Масса 1000 круглых гвоздей, кг, к |
Размер гвоздей dх?, мм |
Масса 1000 круглых гвоздей, кг, ~ |
0,8x8 |
0,032 |
1,8x60 |
1,16 |
0,8x12 |
0,051 |
2,0x40 |
0,949 |
1,0x16 |
0,100 |
2,0x50 |
1,19 |
1,2x16 |
0,147 |
2,5x50 |
1,87 |
1,2x20 |
0,183 |
2,5x60 |
2,23 |
1,2x25 |
0,219 |
3,0x70 |
3,77 |
1,4x25 |
0,302 |
3,0x80 |
4,33 |
1,4x32 |
0,385 |
3,5x90 |
6,6 |
1,4x40 |
0,482 |
4,0x100 |
9,5 |
1,6x25 |
0,397 |
4,0x120 |
11,5 |
1,6x40 |
0,633 |
5,0x120 |
17,8 |
1,6x50 |
0,79]". |
5,0x150 |
21,9 |
1,8x32 |
0,640 |
6,0x150 |
32,4 |
1,8x40 |
0,787 |
6,0x200 |
43,1 |
1,8x50 |
0,967 |
8,0x250 |
96,2 |
Заказчиком же установлено заведомо заниженное требование к диаметру гвоздей "не менее 1,6 мм" с теоретической массой 1000 круглых гвоздей "более килограмма", что вводит участников закупки в заблуждение и позволяет указать в заявке сведения, противоречащие ГОСТ 4028-63.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России в действиях Заказчика усматривает признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с утверждением документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Следующий довод заявителя об избыточных требованиях, установленных заказчиком к расходному материалу "шкурка шлифовальная" следует признать необоснованным, поскольку доказательств заявителем вопреки требованиям части 5 статьи 109 Закона о контрактной системе не представлено.
Комиссия Самарского УФАС приняла решение не выдавать предписание по результатам рассмотрения жалобы, так как указанные нарушения не повлияли на результат закупки.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Опт-снаб" необоснованной, жалобу ИП Черняк Г.Е. частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 12 октября 2017 г. N 1318-12331-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.10.2017