Резолютивная часть оглашена
13.10.2017 года г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "ОПТ-СНАБ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территорий в сельских и городских поселениях в муниципальном районе Безенчукский Самарской области" (извещение N 0142300036917000114, начальная (максимальная) цена контракта - 14 597 361,73 рублей).
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "ОПТ-СНАБ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территорий в сельских и городских поселениях в муниципальном районе Безенчукский Самарской области" (извещение N 0142300036917000114, начальная (максимальная) цена контракта - 14 597 361,73 рублей).
Заявитель указывает, что согласно приложению N 2 Технического задания заказчиком установлены накладные расходы в текущем уровне цен в соответствии с МДС 81-33-2004. К материалам, используемым при выполнении работ, заказчиком установлены избыточные требования, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, привести аукционную документацию в соответствии с действующим законодательством, рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности должностных лиц, нарушивших Закон о контрактной системе.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Согласно доводам Заявителя Заказчиком несоблюден порядок обоснования начальной (максимальной ) цены контракта.
Постановлением Правительства Самарской области от 24.10.2016 N606 "О некоторых вопросах государственного контроля в Самарской области" полномочия органа внутреннего государственного финансового контроля по контролю в сфере закупок по вопросам, определенным Законом о контрактной системе, переданы управлению по контролю в сфере закупок Самарской области.
Пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе определено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
На основании вышеизложенного, жалоба в части довода о ненадлежащем обосновании начальной (максимальной) цены контракта подлежит перенаправлению по подведомственности в Управление по контролю в сфере закупок Самарской области.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту "б" части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Согласно письма Федеральной антимонопольной службы от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе аукционной документации содержит определенный перечень случаев, в которых от участника не требуется указывать точные (единственные) значения: "Если в аукционной документации значение показателя сопровождается словами "более", "или", "должен быть" (в соответствующих падежах, числах и родах), "должно" (в соответствующих падежах, числах и родах), "до" (кроме основной фракции щебня), "до вкл." (кроме основной фракции щебня), "от" (кроме основной фракции щебня) и знаком ",", то участник закупки указывает конкретные показатели предлагаемых им товаров без указанных слов. Если в аукционной документации значения показателя сопровождаются словами "не менее", "не более", "не ниже", "не выше", "св.". "свыше", "менее", "не превышает" (в соответствующих падежах, числах и родах), "около", "в диапазоне", "и" и знаками "-", ";" такие значения являются неизменными. Участник в своей заявке указывает данные значения показателей в сопровождении тех же слов и знаков".
Тем самым, значения показателей любой партии товара, изготовленного в соответствии с нормами ГОСТ, будут находиться в пределах, установленных аукционной документацией диапазонов и удовлетворять сведениям, указанным участником в составе первой части заявки. Указывая диапазонные значения, участник тем самым гарантирует, что при выполнении работ будут использованы материалы, характеристики которых будут соответствовать как требованиям ГОСТ, так и требованиям аукционной документации. При этом участнику не требуется иметь в наличии товар, либо проводить дополнительные испытания, чтобы указать необходимые Заказчику значения.
Запросов о разъяснении положений документации об электронном аукционе в адрес заказчика от участника закупки не поступало. Отсутствие обращений за разъяснениями положений документации об электронных аукционах свидетельствует о том, что размещенная информация о закупках была достаточна и понятна.
На основании изложенного, доводы жалобы ООО "ОПТ-СНАБ" следует признать необоснованными, доказательств обратного, вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе заявителями не представлено.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ОПТ-СНАБ" необоснованной.
2. Передать материалы жалобы в Управление по контролю в сфере закупок Самарской области в части довода о ненадлежащем обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 13 октября 2017 г. N 1316-12331-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.10.2017