Резолютивная часть оглашена
12.10.2017 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: _
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалоба ООО "Олимп" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений (извещение N 0842100001617000078, начальная (максимальная) цена контракта - 4 889 864,29 рублей),
в присутствии представителей: _
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Олимп" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений (извещение N 0842100001617000078, начальная (максимальная) цена контракта - 4 889 864,29 рублей).
Согласно доводам заявителя Заказчиком утверждена аукционная документация, нарушающая правило объективного описания объекта закупки, установленного пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и ограничивающая конкуренцию.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представитель Заказчика просил в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставил письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно доводам заявителя в п. 3 "Кирпич керамический", в п. 9, п. 23 заказчик не конкретизировал, какие показатели являются толщиной, шириной и длиной.
Однако, в аукционной документации есть ссылки на ГОСТ 530-2012, в соответствии с которыми заказчик установил требования к толщине, ширине и длине.
В соответствующих ГОСТах названы все номинальные размеры применяемых материалов.
Согласно доводам заявителя заказчиком установлены требования избыточного характера в п. 4 Раствор готовый кладочный цементный марки 50, в п. 14 раствор готовый кладочный цементный марки 150, п. 6.3 Аппаратура, в п. 1 плита потолочная и др.
В п.3.3 документации об электронном аукционе Заказчиком установлена Инструкция по заполнению первой части заявок, которой установлено:
"_Если при описании характеристик и их показателей, значение показателя технического или функционального параметра товара является минимальным, максимальным, сопровождается словами "не менее", "более", "свыше", "не более", "менее", "ниже", "не выше", "не ниже", "или", отклонение "+/-", то участник размещения заказа указывает (при наличии конкретных показателей характеристик, установленных технической документацией на товары) конкретные (точные) параметры предлагаемых им для применения товаров без слов "не менее", "более", "свыше", "не более", "менее", "ниже", "не выше", "не ниже", "или", отклонение "+/-", "должен быть" и т.п.".
Заказчиком были даны следующие ответы на поступившие запросы разъяснений положений документации:
РАЗЪЯСНЕНИЕ положений аукционной документации на запрос N 612781 от 27.09.2017 г.:
По данным вопросам Филиал федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина" (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации в г. Сызрани разъясняет следующее:
Пунктом 3.3 документации об аукционе в электронной форме установлено, что участник при заполнении первой части заявки должен указать значения показателей характеристик товаров, соответствующие технической документации изготовителей.
Таким образом, если производителем установлен диапазон значений и использованием дефиса, предлогов "от" и "до" и других общепринятых обозначений, в том числе с использованием словосочетаний "не более" и "не менее", то такой показатель является конкретным и не требует изменения.
Например:
При использовании товара, гипсовой штукатурки "Старатели белая", толщина оптимального слоя должна быть указана как в техническом задании, а именно: "Оптимальный слой нанесения состава рекомендуемый производителем от 5 до 50 мм". Возможно и использование общепринятых обозначений указанных самим производителем, а именно: "5-50 мм";
РАЗЪЯСНЕНИЕ на запрос 614518:
"Повторно сообщаем, что пунктом 3.3 документации об аукционе в электронной форме установлено, что участник при заполнении первой части заявки должен указать значения показателей характеристик товаров, соответствующие технической документации изготовителей.
Таким образом, если производителем установлен диапазон значений и использованием дефиса, предлогов "от" и "до" и других общепринятых обозначений, в том числе с использованием словосочетаний "не более" и "не менее", то такой показатель является конкретным и не требует изменения".
Таким образом, Инструкция позволяет участнику закупки не конкретизировать характеристики, которые не могут быть известны на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе.
На участие в электронном аукционе подано 10 заявок, все заявки допущены к участию в электронном аукционе, что свидетельствует об отсутствии затруднений у участников закупки при составлении заявок.
Таким образом, указание Заказчиком в документации об электронном аукционе оспариваемых требований к товару не нарушает положения Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Олимп" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 12 октября 2017 г. N 1321-10789-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2017