Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
17.10.2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", рассмотрев жалобы ИП Черняк Г.Е., ООО "Центр поставок профит" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Благоустройство и озеленение территории, прилегающей к стадиону, г.о. Самара, в границах Московского шоссе, Ракитовского шоссе, Волжского шоссе, ул. Ташкентской, ул. Демократической", 3-й этап (извещение N 0142200001317010627, начальная (максимальная) цена контракта 742 332 216,29 рублей).
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ИП Черняк Г.Е., ООО "Центр поставок профит" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Благоустройство и озеленение территории, прилегающей к стадиону, г.о. Самара, в границах Московского шоссе, Ракитовского шоссе, Волжского шоссе, ул. Ташкентской, ул. Демократической", 3-й этап (извещение N 0142200001317010627, начальная (максимальная) цена контракта 742 332 216,29 рублей).
В своих жалобах заявители указывают, что
1. Требование Заказчика к показателю глубины проникания иглы при температуре 25°С вводит участников закупки в заблуждение, так как Заказчиком указано одновременно две единицы измерения "0,1 мм" и "мм".
2. Заказчиком установлены заведомо заниженные требования к показателям номинальной площади поперечного сечения "от 78 мм2" и номинальной массе 1 м длины проката "более 0,6 кг" для стали класса А500С номинальным диаметром "не менее 10 мм", что вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и позволяет указать в заявке сведения, противоречащие ГОСТ Р 52544-2006.
3. Заказчиком установлено заведомо заниженное требование к показателю теоретической массы 1 м трубки диаметром "6 мм - 10 мм" и толщиной стенки "более 0,5 мм": "от 14 г" (не включая крайнее значение), что вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и позволяет указать в заявке значения данного показателя, которое будет соответствовать требованиям аукционной документации, но будет противоречить ГОСТ 19034-82 (например, "14,5 г" или "14,6 г", или "14,1 г".
4. В ряде позиций в приложении N 1 к техническому заданию заказчиком установлены избыточные требования к материалам, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара.
5. Заказчиком по позиции "краска" установлены показатели товара, не соответствующие требованиям технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), вводящие участников закупки в заблуждение
Заявители просят признать жалобы обоснованными, приостановить определение поставщика, подрядчика, привлечь к административной ответственности лиц, ответственных за нарушение законодательства РФ.
Представители заказчика и уполномоченного органа против доводов заявителей возражали, просили отказать в удовлетворении жалобы, представили письменные возражения по существу жалоб.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту "б" части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В Приложении к Техническому заданию в таблице 8 в пункте 8.8. "Мастика" указано: "Глубина проникания иглы при температуре 25°С, 0,1 мм, не менее 15 мм".
Данное требование Заказчика к показателю глубины проникания иглы при температуре 25°С вводит участников закупки в заблуждение, так как Заказчиком указано одновременно две единицы измерения "0,1 мм" и "мм". Из формулировок "0,1 мм, не менее 15 мм" не ясно, какое требование предъявляет Заказчик к данному показателю. Не представляется возможным самостоятельно определить, должна ли глубина проникания иглы при температуре 25°С мастики быть "не менее 15 0,1 мм" или же "не менее 15 мм".
Таким образом, Заказчиком нарушены требования пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно следующему доводу заявителей заказчиком установлены заведомо заниженные требования к показателям номинальной площади поперечного сечения "от 78 мм2" и номинальной массе 1 м длины проката "более 0,6 кг" для стали класса А500С номинальным диаметром "не менее 10 мм", что вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и позволяет указать в заявке сведения, противоречащие ГОСТ Р 52544-2006. Аналогичные требования установлены заказчиком к показателю теоретической массы 1 м трубки диаметром "6 мм - 10 мм" и толщиной стенки "более 0,5 мм": "от 14 г" (не включая крайнее значение), что вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и позволяет указать в заявке значения данного показателя, которое будет соответствовать требованиям аукционной документации, но будет противоречить ГОСТ 19034-82 (например, "14,5 г" или "14,6 г", или "14,1 г".
По данным позициям заказчиком указано о соответствии материалов ГОСТ ГОСТ Р 52544-2006 "Прокат арматурный свариваемый периодического профиля классов А500С и В500С для армирования железобетонных конструкций. Технические условия", согласно которому по согласованию с потребителем допускается поставка арматурного проката с конфигурацией периодического профиля, отличающейся от требований Приложения А, при условии соответствия свойств проката требованиям настоящего стандарта. Следовательно, в части указанных доводов жалобу следует признать необоснованной.
Согласно следующему доводу заявителей, в ряде позиций в приложении N 1 к техническому заданию заказчиком установлены избыточные требования к материалам, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара. Пи изучении аукционной документации было установлено, что заказчиком в ряде позиций, как, например, "битумы", указано: "глубина проникания иглы при 25 °C в диапазоне 5 - 60. Диапазон температуры размягчения по кольцу и шару, °С 50- 105".
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки, утвержденной заказчиком: "- тире" и "..." означает диапазон значений, включающий в себя крайние значения диапазона, из которого необходимо выбрать конкретное значение".
Тем самым Заказчиком установлены требования к показателям значений, которые устанавливаются в ходе испытаний (глубина проникания иглы битума температура размягчения по кольцу и шару), что подтверждается следующими ГОСТ:
- ГОСТ 33136-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения глубины проникания иглы", утвержденный и введенный в действие Постановлением Госстандарта СССР от 17.07.1975 N 1829, распространяется на вязкие дорожные нефтяные битумы, предназначенные в качестве вяжущего материала при строительстве, реконструкции и ремонте дорожных покрытий, и устанавливает метод определения глубины проникания иглы в испытуемый образец битума.
- ГОСТ 33133-2014. .Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования, в котором установлено, что настоящий стандарт распространяется на вязкие дорожные нефтяные битумы (далее - битумы), предназначенные в качестве вяжущего материала при строительстве и ремонте дорожных покрытий и оснований, а также в качестве основы для производства модифицированных битумов и битумных эмульсий, и устанавливает технические требования к ним. Данный ГОСТ устанавливает, что индекс пенетрации является расчетным показателем, характеризующим степень изменения дисперсного состояния битума в зависимости от значений показателей "температура размягчения" и "глубина проникания иглы при 25 °C".
Согласно письма Федеральной антимонопольной службы от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
На основании изложенного, заказчиком в аукционной документации установлены избыточные требования к заявкам участников закупки.
Подобные положения аукционной документации Заказчика усложняют подготовку заявок на участие в электронном аукционе, что недопустимо и противоречит целям и принципам законодательства о контрактной системе.
Установление заказчиком требований к излишней конкретизации значений, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства и поставки, приводит к ограничению количества участников, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение заказчиками конкурентных основ при установлении требований к содержанию заявки приводит к увеличению количества участников закупок и значительной экономии бюджетных средств.
Доводы заявителя обоснованы, в действиях заказчика усматривается несоблюдение требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
По позиции "Краски" заказчиком указаны следующие требования: "условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 (ВЗ-4) при температуре (20,0-0,5), 80-160), укрывистость невысушенной пленки не более 25 г/м3. Должна соответствовать ГОСТ, ТЗ".
Согласно "ГОСТ 8292-85. Краски масляные цветные густотертые. Технические условия", утвержденного. Постановлением Госстандарта СССР от 18.12.1985 N 4158 укрывистость невысушенной пленки для каждого цвета имеет свой показатель, но не более 65.
Согласно инструкции по заполнению первых частей заявок, утвержденной заказчиком, "если в документации установлено требование о соответствии данного товара требованиям действующих ГОСТов, нормативной документации, то предложенный товар должен соответствовать как требованиям ГОСТ (как исходному, на который в документации имеется конкретное указание, так и сопутствующим ГОСТ, на которые имеются ссылки в исходном ГОСТ), так и требованиям документации".
Заказчиком же установлен более широкий диапазон значений в отношении укрывистости невысушенной пленки не более 25 г/м3, что вводит участников закупки в заблуждение и позволяет указать в заявке сведения, противоречащие ГОСТ 10503-71.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России в действиях Заказчика усматривает признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с утверждением документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Также Комиссия Самарского УФАС приняла решение не выдавать предписание по результатам рассмотрения жалобы, так как указанные нарушения не повлияли на результат закупки, а заявители не являются членами саморегулируемой организации.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Центр поставок профит", ИП Черняк Г.Е. частично обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 17 октября 2017 г. N 1339-12371-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2017