Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, А.В. Меньшиковой, старшего государственного инспектора, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО Фирма "Синтез Н" на действия аукционной комиссии Краевого государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства" (далее - аукционной комиссии) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Строительство объекта "Единый периметр безопасности "Платинум Арена Красноярск", на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО Фирма "Синтез Н" на действия аукционной комиссии при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона в электронной форме извещение N 0319200013317000049 (далее - жалоба).
Существо жалобы: принятие аукционной комиссией неправомерного решения о признании заявки подателя жалобы несоответствующей требованиям документации электронного аукциона.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовали требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3,5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 заказчику, уполномоченному органу по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России следующие документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки: письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, документацию об электронном аукционе с отметкой об ее утверждении, вторые части заявок участников закупки.
На рассмотрении жалобы по существу присутствовали:
- представители аукционной комиссии Вразовская М.В. (паспорт гражданки РФ), Полосина А.О. (паспорт гражданки РФ);
- представители ООО Фирма "Синтез Н" Путинцев Д.И. (доверенность N Д-СН-156 от 03.10.2017), Малиновская М.А. (доверенность N Д-СН-137 от 14.08.2017), Дайнеко С.А. (доверенность N Д-СН-136).
Из содержания жалобы следует, что аукционная комиссия неправомерно признала заявку подателя жалобы не соответствующей требованиям документации электронного аукциона. Податель жалобы полагает, что заявка содержит все документы, указанные в аукционной документации.
Представители аукционной комиссии с доводами жалобы не согласились и пояснили следующее. В соответствии с представленными ООО Фирма "Синтез-Н" в составе заявки документами, данное лицо являлось субподрядчиком по объектам организаций системы "Транснефть". Согласно п.3.1. контракта, заключенного Генеральным подрядчиком с данным субподрядчиком, цена контракта составила 59 593 756,20 руб. При этом, согласно Акту N 30 приемки законченного строительством объекта, подписанному Генеральным подрядчиком (ООО "АСК Инжиниринг") и Заказчиком, а также Акту N 16 приемки объекта приемочной комиссией, стоимость принимаемых фондов составила 253 612 160,65 руб., в том числе стоимость строительно-монтажных работ - 227 992 155,64 руб. Следует также отметить, что согласно п.2 и п.3 указанных актов, результатом работ являлось техническое перевооружение объекта. Вместе с тем, Постановление N 99 предусматривает в качестве надлежащего подтверждения опыта участников только работы по строительству, реконструкции либо капитальному ремонту объектов.
Предмет рассматриваемой закупки - строительство объекта, включающее полный комплекс работ по нему. Одним из обязательных требований, предъявляемых к участникам закупки, является членство в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство. Исключения составляют только случаи, когда в соответствии с ГрК РФ членство в СРО не требуется (если участник закупки предложил цену менее 3 млн руб. или в случаях, предусмотренных ч.2.2. ст.55.8 ГрК РФ - при строительстве определенных объектов организациями отдельных организационно-правовых форм).
Таким образом, если до 01.07.2017 года для выполнения работ по строительству или реконструкции объекта участникам закупки необходимо было обладать определенным допуском "на генподряд" (а субподрядчикам, выполняющим часть работ по объекту, такой допуск, соответственно, не требовался), то в настоящее время субподрядчик по объекту как лицо, не заключающее договор с застройщиком (заказчиком), в отличие от генерального подрядчика, вообще не должен являться членом саморегулируемой организации. Соответственно, при определении подрядчика на строительство/реконструкцию объекта надлежащим и соответствующим предмету закупки опытом выполнения работ будет являться только договор генерального подряда.
На основании изложенного, представитель аукционной комиссии просил признать жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком в связи с возникшей потребностью совершены действия по размещению заказа путем проведения электронного аукциона.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 66 Закона о контрактной системе подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, получившими аккредитацию на электронной площадке. Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Как указано в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, в том числе: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих строительных работ, относящихся к той же группе работ строительных (работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства), на выполнение которых заключается контракт, за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка.
Проведя анализ аукционной документации комиссией по рассмотрению жалобы установлено следующее.
Согласно пункту 5.1. "Требования к участникам закупки" информационной карты к участнику закупки установлены дополнительные требование, а именно "Дополнительные требования к участнику закупки, установленные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. " 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям":
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
В пункте 5.4. "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе. Информационная карта" указано, что должна содержать вторая часть заявки участника закупки, а именно: "Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям":
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
Согласно протоколу подведения итогов от 04.10.2017 вторая часть заявки N 3 ООО Фирма "Синтез-Н" была признана не соответствующей требованиям документации электронного аукциона по следующим основаниям: "Непредставление документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, несоответствие указанных документов и информации требованиям, установленным документацией об аукционе, наличие в указанных документах недостоверной информации об участнике аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (Отклонен по п.1 ч.6 ст.69 44-ФЗ); В соответствии с требованиями аукционной документации (разделы "Информационная карта", "Инструкция по заполнению заявки"), заявка участника должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"(далее - Постановление Правительства 99): копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В составе заявки участника в качестве опыта ранее исполненного контракта (договора) представлен контракт N R5.2412-15.1 от 24.12.2015, в соответствии с условиями которого участник является субподрядчиком. Также представлены акты о приемке выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат, акт приемки объекта, подтверждающий техническое перевооружение объекта, и акт приемки объекта приемочной комиссией. Вместе с тем, в с составе заявки участника не приложены документы, подтверждающие соответствие участников аукциона дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства N 99. При рассмотрении аукционной комиссией второй части заявки на участие в электронном аукционе установлено, что участником закупки в составе второй части заявки в подтверждение опыта участника представлены документы, не соответствующие требованиям аукционной документации.
Заявка на участие в электронном аукционе не соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе ("Информационная карта"), документы, предусмотренные пунктом 2 части 5 ст.66 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", не соответствуют требованиям документации. На основании п.1 ч.6 ст.69 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" комиссией принято решение признать заявку на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе".
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Часть 2 статьи 69 Закона о контрактной системе устанавливает, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Проведя анализ второй части заявки под N 3 предоставленной на рассмотрение жалобы комиссия Красноярского УФАС России установила, что заявка общества в качестве подтверждения опыта содержит следующие документы: контракт субподряда N R5.2412-15.1 от 24.12.2015 на выполнение строительно-монтажных работ при строительстве, реконструкции, ремонте объекта организации системы "Транснефть" при реализации, инвестиционных программ и программ технического перевооружения. Реконструкции, капитального и текущего ремонта.
Согласно п.3.1. контракта, заключенного Генеральным подрядчиком с данным субподрядчиком, цена контракта составила 59 593 756,20 руб. При этом, согласно Акту N 30 приемки законченного строительством объекта, подписанному Генеральным подрядчиком (ООО "АСК Инжиниринг") и Заказчиком, а также Акту N 16 приемки объекта приемочной комиссией, стоимость принимаемых фондов составила 253 612 160,65 руб., в том числе стоимость строительно-монтажных работ - 227 992 155,64 руб. Следует также отметить, что согласно п.2 и п.3 указанных актов, результатом работ являлось техническое перевооружение объекта. Вместе с тем, Постановление N 99 предусматривает в качестве надлежащего подтверждения опыта участников только работы по строительству, реконструкции либо капитальному ремонту объектов.
Как установлено комиссией по рассмотрению жалобы. Предметом рассматриваемой закупки является строительство данного объекта. Исходя из анализа представленной в составе закупки проектно-сметной документации, результатом строительства является устройство и комплектация ограждения и иных сооружений, призванных обеспечить защиту участников и зрителей соревнований, проводимых в рамках XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г.Красноярске.
Согласно п.1.2. проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, результатом выполненных работ по контракту является законченный строительством объект, в отношении которого Заказчиком и Подрядчиком подписан, в том числе, акт приемки законченного строительством объекта по унифицированной форме N КС-11, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 N 100.
Согласно п.7.2.2. контракта, подрядчик при исполнении контракта обязан привлечь в качестве субподрядчиков субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации на сумму 30 % стоимости контракта.
В соответствии с п.7.2.19 проекта контракта, Подрядчик несет ответственность перед Заказчиком за ненадлежащее выполнение работ по контракту привлеченными субподрядчиками.
Согласно п.7.2.7. проекта контракта, Подрядчик обязан обеспечить в ходе строительства объекта выполнение на строительной площадке мероприятий по технике безопасности, обеспечению безопасности дорожного движения, экологической безопасности, пожарной безопасности, рациональному использованию территории, охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли в соответствии с проектно-сметной документацией и требованиями нормативно - технической документации;
Согласно условиям контракта, Подрядчик в течение срока исполнения контракта должен обладать действующими документами, подтверждающими соответствие Подрядчика требованиям, устанавливаемым законодательством к лицам, осуществляющим работы, являющиеся предметом контракта.
В соответствии с условиями контракта, Подрядчик несет ответственность перед Заказчиком за ненадлежащее либо несвоевременное исполнение обязательств по контракту.
Таким образом, Подрядчик является лицом, организующим строительство объекта, и передающим полностью построенный объект Заказчику по соответствующему акту.
При этом субподрядные организации, привлекаемые Подрядчиком для выполнения части работ по контракту, не являются организаторами строительства, выполняют часть обязательств и работ по объекту, не несут ответственности за своевременный ввод объекта в эксплуатацию, не имеют гражданско-правовых отношений с заказчиком (застройщиком) и не несут перед ним ответственности.
Исходя из изложенного, представленный договор субподряда не может считаться надлежащим подтверждением опыта участника по организации строительства объекта.
Как указывалось выше, предмет рассматриваемой закупки - строительство объекта, включающее полный комплекс работ по нему. Одним из обязательных требований, предъявляемых к участникам закупки, является членство в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство. Исключения составляют только случаи, когда в соответствии с ГрК РФ членство в СРО не требуется.
Также комиссия Красноярского УФАС России обращает внимание на следующее. Электронный аукцион согласно извещению по закупке 0319200013317000049 проводиться по виду экономической деятельности: ОКПД 2 - 41.20.20.390. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности утвержден Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, ОК 034-2014 (КПЕС 2008), которым установлен ОКПД2 41.20.20.390 "Сооружение топливо-энергетических предприятий прочие, не включенные в другие группировки". Данный Код ОКПД2 приказом Росстандарта от 28.09.2016 N 1237-ст, изменение 13/2016 ОКПД2, с 01.01.2017 г. исключен.
Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Постановление Правительство РФ N99 от 05.02.2015 г. для подтверждения опыта работа требует предоставить любой контракт по строительству или реконструкции или капитальному ремонту объектов капитального строительства независимо от его кода ОКПД.
Доказательств того, что заказчиком невозможно сопоставить виды работ как работы сопоставимого характера, при рассмотрении контрактов представленных участниками в качестве подтверждения опыта подателем жалобы не предоставлено
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Красноярского УФАС пришла к выводу и том, что аукционная комиссия оценила заявку согласно требований и условий, предусмотренных документацией электронного аукциона и Закона о контрактной системе, следовательно, действия аукционной комиссии не содержат признаков нарушения положений Федерального закона о контрактной системе.
Рассмотрев обстоятельства жалобы в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО Фирма "Синтез Н" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.В. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 октября 2017 г. N 1704
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2017