Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Гришечкиной В.А. - главного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Дубровиной С.А. - специалиста - эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области.
В присутствии представителей: от заказчика: Александровой О.П., по доверенности N6/3 от 11.10.2017, Карелина А.С., по доверенности N6/2 от 11.10.2017, Бахчивановой Н.В., по доверенности N6/1 от 11.10.2017; в отсутствии представителя от заявителя, уведомленного надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Недра Сибири" на положения аукционной документации, утвержденной - АО "Сахалинская нефтяная компания" при определении поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по строительству объекта: "Газопровод (лупинг) от УПГ "Южно-Луговское" до ГРП ЦРК г.Анива" до ГРП ЦРК г. Анива" (извещение N 0461000000817000017),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО "Недра Сибири" (далее Заявитель, Общество) на положения аукционной документации, утвержденной - АО "Сахалинская нефтяная компания" (далее Заказчик) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по строительству объекта: "Газопровод (лупинг) от УПГ "Южно-Луговское" до ГРП ЦРК г.Анива" (извещение N 0461000000817000017) (далее - аукцион).
По мнению Заявителя жалобы, аукционная документация утверждена с нарушением норм Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя, а также представил устные и письменные возражения, из которых следует, что установленные в аукционной документации требования не нарушают права и законные интересы Общества как участника закупки.
Комиссия, заслушав представителей сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
21.09.2017 17:33 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона.
Исходя из первого довода Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к видам и объемам работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контракту.
Согласно ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
В соответствии с Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 (ред. от 30.08.2017) "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее Постановление N570), в соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам;
2. Установить, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Согласно п. 34 р. 1 аукционной документации подрядчик должен выполнить самостоятельно (без привлечения других лиц) работы, указанные в Смете стоимости работ, объем которых в совокупном стоимостном выражении должен составлять не менее 15 процентов цены настоящего Контракта, при условии их соответствия нижеприведенному перечню работ в соответствии с Постановлением N 570.
Возможные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно:
- Подготовительные работы
- Устройство фундаментов и оснований
- Возведение наружных ограждающих конструкций
- Устройство наружных сетей газоснабжения
- Устройство переходов сетей и трубопроводов через естественные и искусственные препятствия
- Благоустройство.
Конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ определяются по предложению Подрядчика и включаются в государственный контракт.
Согласно п. 8 ст. 3 Закона о контрактной системе государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Согласно ч. 5 ст. 15 Закона о контрактной системе при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.
Согласно п. 15 аукционной документации источник финансирования закупки - областной бюджет Сахалинской области.
Комиссия установила, что закупка осуществляется за счет средств областного бюджета Сахалинской области, выделенных на реализацию мероприятий по развитию систем газификации Анивского района. Кроме этого, учредителем общества является Сахалинская область в лице Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в данном случае Заказчик фактически выполняет функции государственного заказчика и действует в интересах Сахалинской области, в связи с чем, требования в соответствии с положениями Постановления N 570 установлены в документации правомерно; довод Заявителя необоснованный.
Согласно второму доводу Общества, установленное Заказчиком условие об оплате выполненных работ в течение 10 банковских дней не соответствует установленному ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе сроку оплаты выполненных работ, что указывает на ненадлежащее установление в проекте контракта условий о сроках оплаты выполненных работ.
В соответствии с ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Согласно п. 4.2 Проекта контракта Заказчик производит расчеты с Подрядчиком на основании подписанных форм (КС-2); (КС-3) в течение 10-ти банковских дней.
Кроме того, установленный заказчиком в проекте контракта срок оплаты выполненных работ - в течение 10 банковских дней, в любом случае не превышает предельного срока оплаты, установленного ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, поскольку расчеты будут производиться через банк, то период оплаты зависит от режима работы банка. Следует отметить, что режим работы и время осуществления операций по счетам банка, используемого АО Заказчиком полностью совпадает с рабочими днями, в связи с чем, в данном случае, установленный в проекте контракта срок оплаты будет соответствовать 10 рабочим дням.
Таким образом, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
Исходя из третьего довода Заявителя, проект контракта не содержит условие о сроках осуществления Заказчиком окончательной приемки выполненной работы, сроках оформления Акта приемки завершенного строительного объекта (КС-11).
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно проекту контракта:
П. 11.2: Подрядчик передаёт уполномоченному представителю Заказчика исполнительную документацию на предъявляемый к оплате объём работ и два экземпляра актов выполненных работ формы КС-2 и справок о стоимости выполненных работ по форме КС-3 на бумажном носителе.
П. 11.3: Заказчик в дату окончания работ, работы на объекте и в течение 3 (трёх) рабочих дней с даты получения, проверяет соответствие работ представленной исполнительной документации, корректность оформленных документов. Акты выполненных работ формы КС-2 от имени Заказчика подписываются руководителем или представителем Заказчика, уполномоченным на то соответствующим приказом Заказчика, справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3 с указанием сроков выполнения вида работ (видов).
П. 11.10: В течение одного рабочего дня с момента окончания всех работ по объекту Подрядчик письменно извещает Заказчика о готовности результата работ с приложением Акта приемки завершенного строительством объекта (формы КС-11) и организует его приёмку комиссией Заказчика с указанием даты и времени по согласованию с членами комиссии.
На основании изложенного, срок приемки работ и, соответственно подписанием документов о приемке ограничен тремя рабочими днями, о чем указано в п. 11.3 проекта контракта; довод Заявителя необоснованный.
Четвертый довод Заявителя заключается в том, что в проекте контракта отсутствует обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с п. 5.1.29 проекта контракта нести гражданско-правовую ответственность перед Заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей, в том числе:
а) за представление документов, указанных в пунктах 5.1.25. - 5.1.27. настоящего раздела, содержащих недостоверные сведения, либо их непредставление или представление таких документов с нарушением установленных сроков;
б) за непривлечение субподрядчиков, соисполнителей в объеме, установленном в Контракте.
Таким образом, условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций содержится в п. 5.1.29 проекта контракта, что подтверждает необоснованность данного довода.
Согласно пятому доводу Заявителя, Заказчик в проекте контракта предусмотрел право на расторжение контракта только для Заказчика.
В соответствии с ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с п. 12.5 проекта контракта Заказчик вправе в одностороннем порядке принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
- задержки Подрядчиком начала выполнения работ более чем на 10 дней, если вследствие просрочки Подрядчика исполнение утратило интерес для Заказчика;
- нарушения Подрядчиком сроков окончания работ (видов работ), установленных настоящим Контрактом более чем на 10 дней;
- нарушение Подрядчиком сроков производства работ более чем на 10 дней;
- если отступления в работе или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены, либо являются существенными и неустранимыми;
- не предъявления Подрядчиком представителю Заказчика надлежащим образом оформленных документов в соответствии с п. 5.1.25 Контракта;
- начала процедуры ликвидации Подрядчика или принятия Арбитражным судом решения о признании Подрядчика банкротом;
- приостановления деятельности Подрядчика в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- предоставление Подрядчиком подложных документов и/или заведомо ложных сведений в документах, предоставляемых в рамках исполнения настоящего Контракта,
- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, условие о праве Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта, дает такое право и подрядчику, что однозначно следует из ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе, при этом Закон контрактной системе не содержит требования об обязанности Заказчика указывать в проекте контракта право подрядчика на односторонний отказ от исполнения контракта, что подтверждает необоснованность данного довода.
Из последнего довода Заявителя следует, что Заказчиком в требованиях к участнику закупки и к составу второй части заявки не предусмотрено альтернативное условие о том, что в случае, если цена контракта по итогам аукциона будет менее 3 млн. рублей, предоставление выписки из реестра членов саморегулирующей организации не требуется.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 2 ч.5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 52 "Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Согласно ч. 2.2. ст. 52 ГрК РФ не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства:
1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;
4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц;
5) физических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилого дома, а также лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, указанных в пунктах 1 - 3 части 17 статьи 51 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 23 аукционной документации при осуществлении закупки устанавливаются единые требования к участникам аукциона, в том числе, членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, имеющей компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
При этом уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не должен быть менее цены заключаемого государственного контракта.
Указанное требование не предъявляется к участникам закупки, перечисленным в ч. 2.1, 2.2. ст. 52 ГрК РФ.
Следовательно, предоставлять в составе второй части заявки выписку из реестра членов СРО участникам закупки, перечисленным в ч. 2.1, 2.2. ст. 52 ГрК РФ, не нужно, в том числе, в случае снижения цены до трех миллионов рублей и ниже; довод Заявителя необоснованный.
Таким образом, Комиссия признает жалобу Заявителя необоснованной, а положения документации, установленные Заказчиком, законными.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Недра Сибири" на положения аукционной документации, утвержденной - АО "Сахалинская нефтяная компания" при определении поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Выполнение работ по строительству объекта: "Газопровод (лупинг) от УПГ "Южно-Луговское" до ГРП ЦРК г. Анива" до ГРП ЦРК г. Анива" (извещение N 0461000000817000017) -необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Солонин К.В. |
Члены Комиссии |
Дубровина С.А.
Гришечкина В.А. |
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 12 октября 2017 г. N 306/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.10.2017