Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Гришечкиной В.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Казанова Н.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителя заявителя ООО "Северспецстрой" - Кириллова К.И., доверенность от 20.07.2017;
в отсутствии представителей заказчика и ООО "НовТехСтрой", рассмотрев жалобы ООО "Северспецстрой" (далее - Заявитель-1) и ООО "НовТехСтрой" (далее - Заявитель-2) на положения аукционной документации, утвержденной Муниципальным казенным учреждением "Служба Заказчик" Администрации городского округа "Александровск-Сахалинский район" Российская Федерация (далее - Заказчик) при определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт системы водоснабжения г. Александровск-Сахалинский" (извещение N 0161300005617000050) (далее - аукцион)
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступили жалобы на положения аукционной документации, согласно которым, по мнению Заявителей, утвержденная Заказчиком с нарушением положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), при этом Заявитель-1 приводит следующие доводы.
1. Заказчик установил избыточные требования к первой части заявки, не предусмотренные законом, а именно: индекс, регистрационный номер и год утверждения нормативной документации. Установленные требования к составу первой части заявки не соответствуют пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, что является нарушением части 6 статьи 66 вышеназванного Закона.
2. В разъяснениях Заказчика от 04.10.2017 опубликованных на официальном сайте не указан предмет запроса, что является нарушением части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и не позволяет участникам объективно оценить точность запроса. Более того, разъяснения от 27.09.2017 изменяют суть документации об электронном аукционе.
3. В пункте 12 раздела 2 аукционной документации требований к содержанию второй части заявки заказчик установил два уровня ответственности члена саморегулируемой организации, чем ограничил количество потенциальных участников на участии в электронном аукционе. В связи с чем нарушает часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
4. В составе аукционной документации, размещенной на официальном сайте отсутствуют основные разделы проектной документации (с первого по восьмой), которые являются обязательными. В то время как размещены только дополнительные разделы 9 и 10, не позволяющие объективно сформировать участникам свое предложение и понять потребность заказчика. Таким образом, не разместив проектно-сметную документацию в полном объеме, заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе
5. В пунктах 7.2 и 7.5 проекта Контракта аукционной документации заказчиком указаны размеры штрафов, не соответствующие действующей редакции Постановления Правительства N 1042, что является нарушением части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Уведомлением-требованием от 09.10.2017 (исх. N 05-3788) и от 10.10.2017 (исх. N 05-4364) рассмотрение жалобы по существу назначено на 11.10.2017 14 часов 15 минут.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, рассмотрение жалоб уведомлением от 11.10.2017 (исх. N 05-4387) перенесено на 12.10.2017 17 часов 00 минут для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия законного и обоснованного решения.
После перерыва, представитель Заявителя-1 поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представители заказчика и Заявителя-2 на заседание Комиссии не явились, явкой своего представителя не обеспечили, о дате, времени и месте, извещены надлежащим образом. Вместе с тем, со стороны Заказчика до рассмотрения жалоб по существу в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступили запрашиваемые документы, а также возражения на жалобу ООО "Северспецстрой" и ООО "НовТехСтрой".
Комиссия, заслушав представителя Заявителя-1, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
27.06.2017 17:01 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении электронного аукциона, в том числе, аукционная документация, утвержденная Заказчиком.
27.06.2017 18:45, 07.07.2017 13:59, 23.08.2017 09:04, 19.09.2017 15:52, 19.09.2017 16:40, 20.09.2017 12:11 в извещение о проведении электронного аукциона, а также в аукционную документацию внесены изменения.
Начальная (максимальная) цена контракта - 125 000 000 руб. 00 коп.
1. В пункте 12 информационной карты аукционной документации Заказчик установил требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна быть подготовлена в соответствии с Инструкцией (пункт 1.7 Раздела 1 настоящей документации) и содержать следующую информацию:
1. Согласие участника аукциона на выполнение работы (оказание услуги) на условиях, предусмотренных настоящей документацией.
2. Конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным настоящей документацией (см. Приложение N 1 к Техническому заданию (прилагается к аукционной документации)).
3. Указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно инструкции по заполнению заявки указанной в пункте 1.7 аукционной документации первая часть заявки должна содержать сведения, предусмотренные приложением N 1 к техническому заданию документации об аукционе в электронной форме. Участник закупки предоставляет характеристики товаров в соответствии с нижеуказанными правилами. Предложение участника в отношении товаров, используемых при выполнении работ, должно соответствовать установленным заказчиком характеристикам и настоящей инструкции, а также позволять идентифицировать эти товары, в том числе при приемке. Участник закупки делает предложение с учетом значений, присущих конкретному предлагаемому товару в соответствии с видом, сортом, классом, вариантом исполнения, указанных в нормативной документации. По каждой позиции приложения N 1 к техническому заданию документации об аукционе в электронной форме участник закупки (в случае регулирования) указывает индекс, регистрационный номер и год утверждения (принятия) нормативной документации.
В пункте 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе указано, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Как установлено Комиссией, помимо вышеуказанной информации Заказчик требует указать в первой части заявки индекс, регистрационный номер и год утверждения (принятия) нормативной документации, что не соответствует требованиям части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе. В связи с чем первый довод Заявителя-1 признается Комиссией обоснованной, а Заказчик нарушившим положения части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в силу того, что по данному нарушению ни одна заявка участника не была отклонена, Комиссией принято решение обязательное для исполнения предписание не выдавать, поскольку такое нарушение Закона не повлекло за собой ограничение количества участников электронного аукциона.
2. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В ходе проверки разъяснений положений аукционной документации, размещенных заказчиком 04.10.2017 16:01 в Единой информационной системе и оформленные письмом от 03.10.2017 (исх. N 760), Комиссией установлено, что такой ответ на запрос разъяснений положений документации не содержит предмета запроса, что является нарушением части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Относительно довода Заявителя-1 о том, что разъяснения от 27.09.2017 изменяют суть аукционной документации, Комиссия пришла к следующему выводу.
Разъяснения от 27.09.2017 оформленные письмом от 27.09.2017 (исх.
N 726) не изменяют суть документации. При составлении заявки участник закупки делает предложение с учетом значений, присущих конкретному предлагаемому товару в соответствии с нормативной документацией.
Таким образом, второй довод ООО "Северспецстрой" признается частично обоснованным.
3. В пункте 12 раздела 2 аукционной документации указано:
"4) Документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям к участникам, установленным заказчиком в документации электронного аукциона:
Выписка из Реестра членов СРО, выданная по форме согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" и действующая на день окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, и в которой должны содержаться сведения:
- о наличии у члена СРО права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конку-рентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);
- сведения об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, при этом уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не должен быть менее цены заключаемого муниципального контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств могут быть различными по сумме, так минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
1) 200 000 рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 60 миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
2) 2 500 000 рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 500 миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
Комиссией не установлено наличия требований исключительно второго уровня ответственности в документации. Заказчиком в аукционной документации предусмотрено, что обязанность предоставить выписку из Реестра членов СРО не распространяется на участников закупки, предусмотренных частью 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, участник закупки должен иметь уровень ответственности члена саморегулируемой организации в соответствии с которым внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств и не должен быть менее цены заключаемого контракта.
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что заказчиком соблюдены требования действующего законодательства, в связи с чем, довод Заявителя-1 признает необоснованным.
4. В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, требование о наличии в документации указания на объем работ не содержится в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в состав документации о проведении закупки включены локальные сметы на капитальный ремонт, которые, является отдельным разделом проектной документации. Приложенные сметные расчеты имеют положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости.
Вместе с тем, согласно статье 743 Гражданского кодекса Российской Федерации, подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Таким образом, статья 743 ГК РФ требует от Заказчика предоставления технической документации, а не проектной документации, уже после заключения контракта с победителем торгов, а не до размещения заказа.
Следовательно, довод заявителя не находит своего подтверждения, в связи с чем признается необоснованным.
5. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 вышеуказанной статьи случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контракта (далее - Постановление N 1042) были внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
Изменения Постановления N 1042 вступили в силу 09.09.2017, изменения в аукционную документацию, как установлено Комиссией, внесены Заказчиком 20.09.2017. Следовательно, должны были быть учтены при внесении изменений.
Однако в пунктах 7.2 и 7.5 проекта Контракта аукционной документации Заказчиком указаны размеры штрафов, не соответствующие действующей редакции Постановления N 1042.
Установление размеров штрафов не в соответствии с Постановлением N 1042 не отрицается Заказчиком, так в своих возражениях Заказчик указывает, что согласно извещению о проведении электронного аукциона, закупка в ЕИС размещена 27.06.2017. Закупка начинается с размещения извещения в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru). Одновременно закупке присваивается уникальный номер - номер закупки. Следовательно, извещение и номер закупки являются неотъемлемо связанными и уникальными. Тогда одна закупка не может иметь несколько извещений, т.е. именно дата первоначальной публикации извещения и является датой размещения закупки. В Постановлении Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 прямо указано, что оно применятся только к отношениям с осуществлением закупок извещение об осуществлении которых размещено после дня вступления в силу настоящего постановления, т.е. с 09.09.2017 года. Таким образом, извещение о проведении аукциона размещено ранее даты вступления в силу новых правил, и установленные в проекте муниципального контракта размеры штрафов и пеней в соответствии с Постановлением N 1063 не противоречат Закону о контрактной системе, в связи с чем указанный в жалобе довод считают не обоснован.
Однако Заказчиком не учтено, что аукционная документация была утверждена и принята фактически в новой редакции, следователь, заказчик должен был переработать последнюю с учетом действовавших на момент ее утверждения норм Постановления N 1042. В связи с чем, довод Заказчика не находит своего подтверждения.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком допущены нарушения положения части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, следовательно, довод Заявителя-1 признается обоснованным.
Таким образом, жалоба ООО "Северспецстрой" признается Комиссией Сахалинского УФАС России частично обоснованной.
Вместе с тем, согласно жалобе Заявителя-2, Заказчиком при утверждении документации об электронном аукционе, а именно в пунктах 7.2 и 7.5 не учтены положения действующего Постановления N 1042.
Однако, как установлено Комиссией ранее, аналогичный довод Заявителя-1 признан обоснованным. Следовательно, жалоба Заявителя-2 признается Комиссией обоснованной.
С учетом изложенного, Комиссией принято решение выдать обязательное для исполнение предписание об устранении допущенных нарушений при заключении Контракта, поскольку такое нарушения не влечет к ограничению количества участников.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НовТехСтрой" на положения аукционной документации, утвержденной Муниципальным казенным учреждением "Служба Заказчик" Администрации городского округа "Александровск-Сахалинский район" Российская Федерация при определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт системы водоснабжения г. Александровск-Сахалинский" (извещение N 0161300005617000050) - обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Северспецстрой" на положения аукционной документации, утвержденной Муниципальным казенным учреждением "Служба Заказчик" Администрации городского округа "Александровск-Сахалинский район" Российская Федерация при определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт системы водоснабжения г. Александровск-Сахалинский" (извещение N 0161300005617000050) - частично обоснованной.
2. Признать заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Служба Заказчик" администрации городского округа "Александровск-Сахалинский район" нарушившим требования части 4 статьи 34, части 4 статьи 65, части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику - Муниципальному казенному учреждению "Служба Заказчика" администрации городского округа "Александровск-Сахалинский район" обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в пунктах 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии К.В. Солонин
Члены комиссии В.А. Гришечкина
Н.А. Казанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 12 октября 2017 г. N 307/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2017