Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии: Дубровиной С.А. - специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Гришечкиной В.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в присутствии представителей:
от уполномоченного учреждения - Баженова О.В. по доверенности N 2 от 09.01.2017;
от заказчика - Костюков С.Н. по доверенности от 09.01.2017.
Представитель от заявителя на заседание комиссии не явился, о времени, дате и месте, уведомлен надлежащим образом.
Рассмотрев жалобу ООО "Медика" (далее - Общество, Заявитель) на положения аукционной документации, утвержденной Государственным казенным учреждением "Центр государственных закупок Сахалинской области" (далее - учреждение) при определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Поставка медицинских изделий, содержащих антисептические и дезинфицирующие средства" (извещение N 0361200015017006024) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения документации.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Учреждения, не позволяющими Обществу принять участие в спорном аукционе, а именно:
- в аукционную документацию включено требование Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 (ред. от 14.08.2017) "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102), в соответствии с которым, участник закупки должен в составе второй части заявки представить: сертификат о происхождении товара, выданный уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации. Республики Армения. Республики Белоруссия или Республики Казахстан по форме установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров.
Заявитель полагает, что данное требование противоречит Закону о контрактной системе и Постановлению N 102, так как в состав лота входят товары, непопадающие под действие вышеуказанного постановления. Так, "Салфетки для дезинфекции" и "Дезинфицирующее средство в виде салфеток" (п/п 1 и 3 Раздела III "Описание объекта закупки") не соответствуют предмету аукциона, поскольку не являются медицинскими изделиями.
- включенные в техническое задание аукционной документации "Коврики медицинские полимерные многослойные адгезивные антибактериальные", также не подлежат обязательной сертификации и регистрации.
Вместе с тем, Заявитель полагает, что на российском рынке присутствуют антибактериальные коврики только одного производителя, имеющего регистрационное удостоверение как на медицинское изделие: это коврики "Чистея" N РЗИ 2014/1576 от 29.10.2014 года, эксклюзивный дистрибьютор в России: МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ ВИТА-ПУЛ. Коврики остальных производителей: не являются медицинскими изделиями и не имеют регистрационных удостоверений, как следствие, действие Постановления N 102 о наличии сертификата по форме СТ-1 на них также не распространяется.
Представитель Учреждения на заседании комиссии дал пояснения, в которых не согласился с доводами Заявителя, считая жалобу необоснованной.
Согласно уведомлению о рассмотрении жалобы, заседание Комиссии начато 18.10.2017 в 14-45.
В связи с необходимостью дополнительных пояснений от Заказчика, а также всестороннего изучения обстоятельств дела и представленных материалов, с целью принятия законного и обоснованного решения, Комиссией объявлен перерыв до 19.10.2017 15-30.
После перерыва, Комиссия в ходе рассмотрения полученной информации, проведя в порядке ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внеплановую проверку, установила следующее.
20.09.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) опубликовано извещение об электронном аукционе N 0361200015017006024.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 096 975,60.
Дата и время окончания подачи заявок - 12.10.2017 08:00.
По окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подано 5 (пять) заявок. Заявкам под номерами 1 и 2 отказано в допуске к участию в аукционе.
Исходя из положений ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно доводам жалобы, Заявитель полагает, что Учреждением в извещении N 0361200015017006024 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинских изделий, содержащих антисептические и дезинфицирующие средства и документации об аукционе необоснованно установлено ограничение допуска в отношении объекта закупки в соответствии с Постановлением N 102, ввиду не соответствия позиций "Салфетки для дезинфекции" и "Дезинфицирующее средство в виде салфеток" предмету аукциона.
Пунктом 1 Постановления N 102 определен перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Перечень содержит указание о том, что при его применении следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД или ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия указанного кода.
Согласно извещению объектом закупки является поставка медицинских изделий, содержащих антисептические и дезинфицирующие средства:
- салфетки для дезинфекции ОКПД2 20.20.14.000;
-коврики медицинские полимерные многослойные адгезивные антибактериальные ОКПД2 20.20.14.000;
- дезинфицирующее средство в виде салфеток ОКПД2 20.20.14.000;
- салфетка спиртовая для инъекций ОКПД2 21.20.24.160.
Так, Учреждением указаны коды закупаемых товаров по ОКПД2, что согласно вышеуказанному перечню является группой "Медицинские изделия, содержащие антисептические и дезинфицирующие препараты".
На основании ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Комиссия приходит к выводу, что применение вышеуказанного ограничения в отношении объекта закупки законно, в связи с тем, что объектом осуществляемой закупки является поставка медицинских изделий, содержащих антисептические и дезинфицирующие средства (салфетки для дезинфекции, коврики медицинские полимерные многослойные адгезивные антибактериальные, дезинфицирующее средство в виде салфеток), что соответствует наименованию группы Перечня 20.20.14.000 "Медицинские изделия, содержащие антисептические и дезинфицирующие препараты".
Вместе с тем, на заседание комиссии, представителем Учреждения предоставлены регистрационные удостоверения на салфетки, подтверждающие регистрацию данных изделий в качестве изделий медицинского назначения, в связи с чем, данный довод признается Комиссией необоснованным.
В своей жалобе Заявитель также сообщает, что позиция 2 "коврики медицинские полимерные многослойные адгезивные антибактериальные", не подлежат обязательной сертификации и регистрации, а вместе с этим только у одного производителя имеется регистрационное удостоверение на это изделие.
Как следует из жалобы, "коврики медицинские полимерные многослойные адгезивные антибактериальные" имеют регистрационное удостоверение, что подтверждает регистрацию данного изделия как медицинского.
А значит, включено в документацию, наряду с другими товарами в один лот законно.
Кроме того, в ходе заседания установлено, что на участие в аукционе подано 5 (пять) заявок, 3 (три) из которых допущены к участию в аукционе.
Из анализа допущенных к участию в аукционе заявок, следует что участниками предложены к поставке "коврики медицинские полимерные многослойные адгезивные антибактериальные" в одном случае происхождения -Чехия, в двух других - Китай, что не подтверждает довод Заявителя о наличии только у одного производителя регистрационного удостоверения на изделие, так как заявки участников содержат товар двух разных производителей.
Учитывая вышеизложенное, второй довод жалобы признается необоснованным.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА
Признать жалобу ООО "Медика" на положения аукционной документации, утвержденной Государственным казенным учреждением "Центр государственных закупок Сахалинской области" при определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Поставка медицинских изделий, содержащих антисептические и дезинфицирующие средства" (извещение N 0361200015017006024) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии К.В. Солонин
Члены комиссии В.А. Гришечкина
С.А. Дубровина
Исп. Гришечкина В.А.
8 (4242) 46-55-70
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 19 октября 2017 г. N 314/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2017