Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ИП Черняк Г.Е. на действия государственного заказчика - Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания (далее - Филиал ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания) при проведении электронного аукциона N0310100006117000009 на текущий ремонт здания оперы и балета (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
04 октября 2017 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ИП Черняк Г.Е. (далее - Заявитель) о нарушении Филиалом ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания при проведении Аукциона Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. В своей жалобе указал, что:
1. В Техническом задании Аукционной документации на выполнение работ в таблице "Технические требования о качестве, технических характеристиках основных материалов, которые необходимо использовать при выполнении работ", в пункте "Люк чугунный канализационный запорный" указаны два значения: Номинальная нагрузка, кН 250. Номинальная нагрузка, кН 15.
При этом, в требованиях к содержанию, составу заявки на участие аукционе и инструкция по ее заполнению указано, что сведения, которые включаются в заявку на участие в аукционе, не должны допускать двусмысленных толкований.
Заказчиком установлено одновременно два конкретных требования к номинальной нагрузке люков, которые противоречат друг другу: "кН 250" и "кН 15". Данные требования вводят участников закупки в заблуждение и не позволяют сформировать первую часть заявки, указав достоверные сведения относительно номинальной нагрузки люков, которые бы не допускали двусмысленных толкований и разночтений.
2. В Техническом задании Аукционной документации на выполнение работ в таблице "Технические требования о качестве, технических характеристиках основных материалов, которые необходимо использовать при выполнении работ", в пункте "Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен: гладкие без завала цветные (однотонные)" указано: Плитки керамические для полов гладкие неглазурованные одноцветные с красителем квадратные и прямоугольные. Лицевая поверхность плитки Гладкая, неглазурованная / Гладкая, неглазурованная, одноцветная. Боковые грани плиток С завалом\без завала С завалом\без завала.
При этом, в требованиях к материалам и оборудованию указано, что при подаче предложения в отношении описания объекта закупки, в частности - требуемых характеристик применяемых товаров, участниками должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей), соответствующие установленным заказчиком. Изменение наименований показателей и наименований товаров не допускается. Конкретизации подлежат только значения показателей.
В случае если Заказчиком указано несколько взаимоисключающих наименований, товарных знаков или характеристик товара, участник обязан выбрать и указать один товар и его конкретную характеристику. Такие характеристики сопровождаются символами "\", ";" или союзом "или". В случае, если характеристики указаны в словесной конструкции "Х, У", союзом "и", считать, что все характеристики являются требуемыми Заказчиком.
В Требованиях к содержанию, составу заявки на участие аукционе и инструкция по ее заполнению указано, что сведения, которые включаются в заявку на участие в аукционе, не должны допускать двусмысленных толкований.
В наименовании материала, которое не подлежит изменению, Заказчиком установлено конкретное требование к плиткам: "глазурованные". Однако, в требованиях к данному материалу Заказчик указывает лицевую поверхность плитки "Гладкая, неглазурованная/Гладкая, неглазурованная, одноцветная". Следовательно, требования Заказчика противоречат друг другу.
Далее Заказчиком установлено конкретное требование к плиткам: "без завала". Однако в требованиях к данному материалу Заказчик устанавливает требование к боковым граням плиток "с завалом\без завала с завалом\без завала", предполагающее выбор одного варианта. Следовательно, Заказчиком устанавливается заведомо не относящееся требование к боковым граням "с завалом" для плитки без завала. Данные требования вводят участников закупки в заблуждение и позволяют сформировать первую часть заявки, указав сведения относительно глазури плиток и боковых граней плиток, которые бы не допускали двусмысленных толкований и разночтений.
3. В Техническом задании Аукционной документации на выполнение работ в таблице "Технические требования о качестве, технических характеристиках основных материалов, которые необходимо использовать при выполнении работ", в пункте "Раствор готовый отделочный тяжелый,: цементный 1:3" указано: Средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте более или равно 500 кг/м3. По средней плотности Тяжелые, лёгкие.
При этом, в требованиях к материалам и оборудованию указано, что при подаче предложения в отношении описания объекта закупки, в частности - требуемых характеристик применяемых товаров, участниками должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей), соответствующие установленным заказчиком. Изменение наименований показателей и наименований товаров не допускается. Конкретизации подлежат только значения показателей.
В случае если Заказчиком указано несколько взаимоисключающих наименований, товарных знаков или характеристик товара, участник обязан выбрать и указать один товар и его конкретную характеристику. Такие характеристики сопровождаются символами "\", ";" или союзом "или". В случае, если характеристики указаны в словесной конструкции "Х, У", союзом "и", считать, что все характеристики являются требуемыми Заказчиком. Исключением является случай, если в описании наименований или значений показателей присутствует обобщающее слово или фраза, после которого (-ой) стоит знак ":" и значения параметра эквивалентности разделены запятыми, при этом данные параметры указывают на многообразные варианты исполнения одного и того же товара. В таком случае участник должен выбрать только одну точную характеристику товара.
В Требованиях к содержанию, составу заявки на участие аукционе и инструкция по ее заполнению указано, что сведения, которые включаются в заявку на участие в аукционе, не должны допускать двусмысленных толкований.
Так как после обобщающей фразы "По средней плотности" не стоит знак ":", следовательно, Заказчику необходим одновременно раствор тяжелый и легкий. Данное требование противоречит наименованию материала "Раствор готовый отделочный тяжелый, цементный 1:3", которое не подлежит изменению. Данное требование вводят участников закупки в заблуждение и не позволяют сформировать первую часть заявки, указав достоверные сведения относительно средней плотности раствора, которые бы не допускали двусмысленных толкований и разночтений.
Более того, Заказчиком установлено требование о соответствии характеристик отдельных товаров (материалов) требованиям государственных стандартов, в том числе ГОСТ 28013-98.
Согласно ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" средняя плотность, D, затвердевших растворов тяжелых в проектном возрасте составляет 1500 кг/м3 и более.
Заказчиком же в пункте "Раствор готовый отделочный тяжелый,: цементный 1:3" установлено заведомо заниженное требование к показателю средней плотности затвердевших растворов в проектном возрасте "более или равно 500 кг/м3", что вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и позволяет указать в первой части заявки сведения, противоречащие ГОСТ 28013-98.
То есть, Заказчик не использует при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, что нарушает п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Филиал ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания в объяснении по существу жалобы указал, что считает жалобу необоснованной, в связи с тем, что пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Таким образом, Заказчик при составлении Технического задания вправе включить в документацию о проведении аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций, при этом Заказчик может в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимым и для заказчика.
Так, согласно Технического задания, Заказчика товары должны соответствовать всем требованиям, в том числе рекомендательным, установленными государственными стандартами (ГОСТ).
Номинальная нагрузка, кН 15 относится к эластичной прокладке: "Твердость эластичной прокладки 40 ед. по Шору. Номинальная нагрузка, кН 15".
Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен: гладкие без завала цветные (однотонные)" указано в наименовании Плитки керамические для полов гладкие неглазурованные одноцветные с красителем квадратные и прямоугольные. Далее в требуемых характеристиках указано: Лицевая поверхность плитки Гладкая, неглазурованная / Гладкая, неглазурованная, одноцветная. Боковые грани плиток С завалом\без завала С завалом\без завала . То есть участнику предоставлена возможность подать заявку в любом из требуемых вариантов, данные требования не будут расценены аукционной комиссией как допускающие двусмысленные толкования и разночтения.
Раствор готовый отделочный тяжелый, цементный 1:3 указано: Средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте более или равно 500 кг/м3. По средней плотности Тяжелые, лёгкие. То есть, участник в данном случае может предложить как тяжелые, так и тяжелые и легкие растворы и его заявка не будет расценена аукционной комиссией как допускающие двусмысленные толкования и разночтения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 19 сентября 2017 года в Единой информационной системе в сфере закупок Филиалом ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания были размещены извещение о проведении электронного аукциона N0310100006117000009 на текущий ремонт здания оперы и балета и Документация по проведению указанного Аукциона, утвержденная 19.09.2017 г. Филиалом ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания (далее - Аукционная документация).
Согласно пункту 3 Информационной карты Аукционной документации, Подрядчик обязан выполнить работы, являющиеся объектом закупки, в сроки, объеме и качестве, а также с учетом требований и условий, которые определены Аукционной документацией, техническим заданием, сметной документацией и проектом контракта.
Количество, объем, выполняемых работ, оказываемых услуг: определены техническим заданием Аукционной документации и сметной документацией.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Пунктом 2 части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании объекта закупки, необходимо использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика.
Так, согласно Техническому заданию Аукционной документации, в ходе исполнения контракта необходимо использовать раствор готовый отделочный тяжелый, цементный 1:3 со следующими характеристиками: норма подвижности по погружению конуса 4_14 см; содержание золы-уноса* 0-20 % массы цемента; максимальная температура заполнителей при подогреве* не выше 60 °С; средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте более или равно 500 кг/м3; марка по морозостойкости от F35 до F200. По средней плотности: тяжелые, лёгкие .
При этом, согласно Техническому заданию Аукционной документации, характеристики отдельных товаров (материалов) должны соответствовать требованиям государственных стандартов -ГОСТов, в том числе - ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия", согласно которому средняя плотность затвердевших растворов тяжелых в проектном возрасте составляет 1500 кг/м3 и более.
То есть, описание объекта закупки, указанное в техническом задании Аукционной документации, содержит нестандартные показатели и требования к раствору готовому отделочному, однако, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Аукционная документация не содержит обоснования необходимости использования таких показателей и установления таких требований.
Действия должностного лица государственного заказчика - Филиала ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания, утвердившего Аукционную документацию с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно Техническому заданию Аукционной документации, в ходе исполнения контракта необходимо использовать люк чугунный канализационный запорный, с глубиной установки крышки в корпусе не менее 35 мм и номинальной нагрузкой кН 250 и кН15.
Однако, согласно ГОСТ 3634-99 "Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия" люкам чугунным канализационным с глубиной установки крышки в корпусе 35 мм соответствуют лики тяжелые с номинальной нагрузкой кН 250, что является общеизвестной и общедоступной информацией.
При таких обстоятельствах установление в Техническом задании Аукционной документации требования к люкам чугунным канализационным о номинальной нагрузке кН равной 15, является технической ошибкой, которая не могла повлиять на результаты определения подрядчика.
3. Согласно Техническому заданию Аукционной документации, в ходе исполнения контракта необходимо использовать плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен: гладкие без завала цветные (однотонные) со следующими характеристиками: предельное отклонение длины плиток от номинальной - не более 1,5/ не более
1,5. Предельное отклонение ширины плиток от номинальной: нНе более
1,5/ не более
1,5, рифления на монтажной поверхности плиток нНаличие / наличие; высота (глубина) рифления* - не менее 0,5 мм /не менее 0,5 мм, лицевая поверхность плитки: гладкая, неглазурованная / гладкая, неглазурованная, одноцветная; боковые грани плиток: с завалом\без завала; с завалом\без завала, водопоглощение*, % не более 3,5н/не более 3,5; морозостойкость, число циклов : не менее 25 / не менее 25.
Анализ указанных требований Технической части Аукционной документации свидетельствует о соответствии их требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 и пунктов 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу ИП Черняк Г.Е. на действия государственного заказчика - Филиала ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310100006117000009 на текущий ремонт здания оперы и балета.
2. Признать Филиал ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Ввиду того, что выявленные нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не могли повлиять на результаты определения исполнителя, Филиалу ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 11 октября 2017 г. N А273-10/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2017