Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей УСД в Курской области: Леньшиной Е.П., Русановой Ю.В.,
в отсутствие представителей ООО "Профит-плюс", уведомленных надлежащим образом, письмом Московского УФАС России (N МГ/48848/17 от 25.09.2017),
рассмотрев жалобу ООО "Профит-плюс" (далее - Заявитель) на действия УСД в Курской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на комплексный капитальный ремонт зданий и сооружений Кировского районного суда г. Курска (Закупка N 0144100008017000131) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/48848/17 от 25.09.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы, Заказчиком, установлено требование о наличии у участников закупки свидетельства СРО и о предоставлении его копии в составе второй части заявки не соответствующее актуальной редакции Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), поскольку, 01.07.2017 Федеральным законом от 03.07.2016 N372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о внесении изменений N372-ФЗ) в ГрК РФ внесены изменения, касающиеся, в том числе прав и обязанностей, как саморегулируемых организаций, так и их членов, а также документов, подтверждающих членство и содержащих информацию о членах СРО, необходимую заинтересованным лицам.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании ч.1 ст.55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В силу п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
П.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1, ч.2 и 2.1 ст.31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Согласно ч.6. ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных и ст.66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В п. 6 "Единые требования к участникам закупки в соответствии с ч.1 ст.31, ч.1.1 ст31 Закона" Информационной карты аукционной документации установлено: Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки - установлены (наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N624, с учетом требований ч.1.1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N190-ФЗ).
Кроме того, в п.30.3 Информационной карты аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в частности: "документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленному пункту 1 части 1 статьи 31 - копия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N624, с учетом требований ч. 1.1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N190-ФЗ.. Выписка из реестра членов СРО должна быть выдана не ранее чем за месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении, а также декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закон о контрактной системе (рекомендуемая форма - Приложение N2 к документации об электронном аукционе)".
На заседании Комиссии Управления установлено, что извещение о проведении электронного аукциона опубликовано в единой информационной системе (далее - ЕИС) 04.09.2017, то есть после вступления в силу указанных в жалобе изменений ГрК РФ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в действиях Заказчика присутствуют нарушения ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что в п.30.3 Информационной карты аукционной документации также установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в частности: "Выписка из реестра членов СРО должна быть выдана не ранее чем за месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении, а также декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закон о контрактной системе (рекомендуемая форма - Приложение N2 к документации об электронном аукционе)".
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что по результатам рассмотрения вторых частей заявок принято решение о соответствии двух заявок участников закупки, при этом в обеих заявках участниками приложены выписки из реестра СРО.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные нарушения не повлияли на результаты закупки.
2. По мнению Заявителя в Аукционной документации отсутствует описание объекта закупки в части требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ, что может вводить в заблуждение участников закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком в Техническом задании Аукционной документации содержится описание объекта закупки, в том числе установлены требования к материалам и оборудованию, использование которых необходимо при осуществлении капитально ремонта, например: требования к оконным блокам: материал - ПВХ, двухкамерные, трехстворчатые, механизм-поворотный, откидной, поворотно-откидной и т.д.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы, Заявителем не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, в том числе свидетельствующие об установлении Заказчиком вышеуказанных требований, не позволяющих сформировать участником закупки свое предложение на участие в Аукционе.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком в Проекте контракта неопределен срок оплаты выполненных работ.
В соответствии с ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2.6 Проекта контракта Аукционной документации "Оплата работ осуществляется за фактически выполненные работы путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации (рубль) на расчетный счет ПОДРЯДЧИКА после подписания сторонами акта выполненных работ (форма КС-2, КС-3), а также предоставления всей исполнительной документации в течение 15 календарных дней".
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы, Заявителем не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, в том числе свидетельствующие об установлении Заказчиком вышеуказанных требований, не позволяющих сформировать участником закупки свое предложение на участие в Аукционе.
4. По мнению Заявителя, Заказчиком в Аукционной документации не установлены сроки осуществления приемки выполненных работ.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что в п. 4.2 "Порядок приемки выполненных работ" Проекта контракта присутствует условие о сроках осуществления Заказчиком приемки выполненных работ, а именно: "При завершении работ ПОДРЯДЧИК уведомляет ЗАКАЗЧИКА о выполнении задания и направляет ЗАКАЗЧИКУ для подписания акт выполненных работ. В течение 5 календарных дней ЗАКАЗЧИК обязан с участием ПОДРЯДЧИКА осмотреть и принять выполненный результат работ (подписать акт выполненных работ, акт приемки рабочей комиссией), либо при обнаружении отступлений от Контракта, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе, немедленно заявить об этом ПОДРЯДЧИКУ".
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы, Заявителем не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, в том числе свидетельствующие об установлении Заказчиком вышеуказанных требований, не позволяющих сформировать участником закупки свое предложение на участие в Аукционе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Профит-плюс" на действия УСД в Курской области обоснованной в части установления неправомерного требования о наличии у участников закупки свидетельства СРО.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
3.Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии: З.У. Несиев
Д.А. Сологов
Исп.: Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 сентября 2017 г. N 2-57-11843/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.10.2017