Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
при участии представителя ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева: М.В. Абудкова,
в отсутствие представителей ООО "ТАНДЕМ", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России (исх. N50676/17 от 04.10.2017),
рассмотрев жалобу ООО "ТАНДЕМ" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту фасадов и оконных заполнений Учебного корпуса N 12 (Закупка N 0373100035717000026) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N50676/17 от 04.10.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам жалобы, Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования к показателям товаров п. 20 "Грунтовка", п. 12 "Лента бутиловая", п. 16 "Окна ПВХ", п. 18 "Краска ХВ", п. 22 "Краска фасадная", п. 23 "Покрытие многоцветное", значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Так например, по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам:
-п. 20 "Грунтовка": "Время высыхания до степени 3 при температуре 202°C, ч, не более 3", "Эластичность пленки при изгибе, мм, не более 1/3 (указать марку грунтовки)", "Стойкость пленки к статическому воздействию этилового спирта с массовой долей 96% при температуре 20
2°C, ч, не менее 2";
-п. 12 "Лента бутиловая": "Водопоглощение поверхности, по объему, не более 4%", "Дефекты внешнего вида (пузыри, разнооттеночность, цветовые пятна, бахрома), видимые невооруженным глазом при освещенности не менее 300 лк на расстоянии 50-70 см, не допускаются"
-п. 16 "Окна ПВХ": "Глубина внутреннего герметизирующего слоя (первый слой) должна быть не менее 4 мм", "Глубина наружного герметизирующего слоя по торцу стеклопакета должна быть не менее 3 мм, а общая глубина герметизирующего слоя - не менее 9 мм" и т.д.
Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком вышеуказанные требования могут препятствовать заполнению заявки на участие в электронном аукционе, поскольку, по мнению Заявителя, значения данных характеристик не предоставляются производителями данных товаров и могут стать известны потребителю только после проведения испытаний определенной партии товара.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом, а также не представил доказательств, подтверждающих возможность указания конкретных значений указанных характеристик на этапе подачи заявки на участие в электронном аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам п. 20 "Грунтовка", п. 12 "Лента бутиловая", п. 16 "Окна ПВХ", п. 18 "Краска ХВ", п. 22 "Краска фасадная", п. 23 "Покрытие многоцветное" установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам:
-п. 17 "Доски подоконные ПВХ": "Материал должен быть ПВХ-С-7059-М по ГОСТ 14332-78", что, по мнению Заявителя, является не требованием к товару, а требованием к компонентам из которых товар состоит;
-п. 4 "Кирпич керамический": "Изделие должно быть в форме прямоугольного параллелепипеда номинальными размерами 250х120х65мм", что не позволяет определить к каким именно физическим параметрам (длина, ширина, высота) относятся указанные значения;
-п. 11 "Дюбели монтажные": "Металлический рамный анкер должен состоять из стальной разрезанной втулки, винта со шлицем PZ 3, позволяющим выдерживать нагрузки на срез, и конусной гайки. Расклинивание и фиксация анкера должно происходить сначала в основании, и уже затем - в прикрепляемом материале", что, по мнению Заявителя, является излишним требованием, поскольку объектом закупки не является изготовление товаров.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с ГОСТ 14332-78 материал товара п. 17 "Доски подоконные ПВХ" должен быть из поливинилхлорида (ПВХ) суспензионного (С) марки 7059-М, которая обозначает, что изделие должно быть пластифицированным и полужестким изделием общего назначение, а требование, что материалом для досок подоконных ПВХ должен быть ПВХ-С-7059-М, установлено на основании ГОСТ 30673-2013 "Профили повинилхлоридные для оконных и дверных блоков. Технические условия". Также представитель Заказчика пояснил, что у Заказчика нет потребности в соотношении установленных значений конкретным физическим величинам товара по п. 4 "Кирпич керамический". Кроме того, вышеуказанные требования к товарам установлены на основании сведений производителей данных товаров.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы, свидетельствующие о невозможности формирования и подачи заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с установленными требованиями к товарам п. 17 "Доски подоконные ПВХ", п. 4 "Кирпич керамический"п. 11 "Дюбели монтажные".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ТАНДЕМ" на действия ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам п. 20 "Грунтовка", п. 12 "Лента бутиловая", п. 16 "Окна ПВХ", п. 18 "Краска ХВ", п. 22 "Краска фасадная", п. 23 "Покрытие многоцветное".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1, 2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, так как выдано ранее в рамках рассмотрения жалобы ООО "Строительная компания Атюс" по делу о нарушении законодательства об осуществлении закупок N2-57-11897/77-17 от 02.10.2017.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены Комиссии С.И. Казарин
Д.С. Бруев
Исп. С.И. Казарин.
8-495-784-75-05, доб. 182
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 октября 2017 г. N 2-57-12305/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2017