Резолютивная часть объявлена 13.10.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 18.10.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Никитин В.С., действующий от имени Заказчика без доверенности, Шарнина Н.П. по доверенности N71 от 28.08.2017, Андрусишина А.Ю. по доверенности N74 от 11.10.2017;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "Феникс" от 06.10.2017 N1565-ж на действия Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства" при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта "Улица Киртбая от ул. 1 "З" до ул. 3 "З" (извещение N0187300006517001139) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, сформировавшего аукционную документацию с нарушением требований Закона о контрактной системе.
1. В Приложении N3 к техническому заданию (перечень товаров (материалов), используемый при выполнении работ) Заказчиком в пунктах 8, 9 установлены неизменяемые требования к бортовому камню БР 100.30.15 класс бетона по прочности на сжатие В30 и БР 100.20.8 класс бетона по прочности на сжатие В22,5.
Согласно п.1.3.2. ГОСТ 6665-91 бетон камней марки БР 100.20.8 должен соответствовать классу бетона по прочности на сжатие не менее чем В22,5, а бетон остальных марок камней - не менее чем В30. Следовательно, участник, согласно ГОСТ 6665-91, вправе например предложить к использованию бортовый камень БР 100.20.8 с классом бетона по прочности на сжатие В35 и бортовый камень БР 100.30.15 с классом бетона по прочности на сжатие В40. Данные бортовые камни будут соответствовать требованиям ГОСТ 6665-91, но противоречить требованиям Заказчика! Заказчик сузил требования установленные ГОСТ 6665-91.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
Таким образом, в случае если заказчик сужает значения показателей в пределах, установленных соответствующими ГОСТами, в документации о закупке также должно содержаться обоснование необходимости использования таких показателей. Данное обоснование в описании объекта закупки отсутствует, что является нарушением п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Заказчиком 20.09.2017 размещены изменения документации об электронном аукционе, а именно, часть проекта контракта, Приложение N3 к техническому заданию (перечень товаров (материалов), используемый при выполнении работ) и инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе в виде файла, который не позволяет осуществлять поиск, а также надлежащее копирование фрагментов текста. Следовательно, размещенная Заказчиком на Официальном сайте документация об Аукционе содержит ограничения для ознакомления, поскольку размещена в формате, не обеспечивающем возможность копирования фрагментов текста, что не соответствует части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе и нарушают часть 2 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Как указано в документе "Раздел I. Сведения о проводимом аукционе в электронной форме", являющимся по своей сути и содержанию извещением о проведении электронного аукциона, документация "подготовлена в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"". Данное утверждение является некорректным ввиду нижеследующего.
В соответствии с требованиями п.2 ст.42 федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе"), извещение об осуществлении закупки должно в себе содержать в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 ФЗ "О контрактной системе", информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
Вопреки указанному требованию, п.п. 8, 26, 27 указанного раздела содержат в себе не исчерпывающий перечень необходимой информации, а лишь отсылочные нормы на одно из приложений документации (без указания номеров пунктов/разделов).
Принципиальная значимость корректной информации извещения в части недопущения в ней отсылочных норм на сторонние положения документации подтверждается в том числе по результатам анализа правоприменительной практики. Так, ФАС России при рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки по делу К-29/17 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок было указано на неправомерность заполнения обязательных разделов извещения в виде ссылки "согласно документации об аукционе". Правомочность указанного решения подтверждается в том числе выводами Арбитражного суда города Москвы, которым указанное решение сочтено законным и оставлено без изменений (дело NА40-65023/2017).
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают ч.2 ст.42 ФЗ "О контрактной системе".
4. Пункт 19 раздела 1 документации устанавливает следующее требование к участникам закупки: "отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица".
Ввиду того, что отечественное законодательство (в т.ч. ст112 ФЗ "О контрактной системе") предусматривает существование реестра недобросовестных поставщиков, сформированного как в результате осуществления деятельности в рамках федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ, так и - в рамках ФЗ "О контрактной системе", а также в силу отсутствия указания в вышеуказанному пункте на конкретный реестр и правил буквального толкования, заявитель делает вывод о том, что указанная норма распространяется на действия обоих НПА.
Согласно нормам ч.21 ст.112 ФЗ "О контрактной системе", в течение двух лет со дня вступления в силу ФЗ "О контрактной системе" заказчик вправе устанавливать при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Следовательно, отсутствие указания в тексте раздела на то, в каком именно реестре должна отсутствовать информация о недобросовестности, является, по мнению заявителя, способом грубого злоупотребления правом со стороны заказчика/уполномоченного органа вопреки нормам ст.10 ГК РФ, а также введения участников закупки в заблуждение.
5. Разделом III документации является проект муниципального контракта. (далее - Проект). Ряд пунктов Проекта содержит в себе противоречия, неточности, а также ущемляющие интересы сторон положения, что в итоге влечет, по нашему мнению, невозможность его полноценного исполнения.
В п.5.8 Проекта указано на то, что "за не предоставление информации, указанной в п. 4.4.24 Контракта, с Генподрядчика взыскивается пеня_", в то время как пункт 4.4.24 Проекта содержит в себе указание на обязанность генподрядчика по вывозу строительных материалов и оборудования, а также демонтажу возведенных им временных зданий и сооружений.
В п.17.3 Проекта указано: "приемка законченного строительством Объекта осуществляется после передачи Заказчику оформленной в соответствии со строительными нормами и правилами исполнительной документации в трех экземплярах и документов, указанных в пп. 4.4.22. 4.4.30, 9.13, 9.16 Контракта", однако в п.4.4.22 Проекта указано на обязанность генподрядчика в предоставлении достоверной информации о ходе исполнения обязательств. Форма документы "достоверная информация" не установлена.
Таким образом, заказчик вменяет генподрядчику обязательства, а впоследствии и корреспондирующую им ответственность, при этом по сути лишая последнего возможности однозначно и достоверно в определении круга прав и обязанностей.
6. Пункты 4.1.4., 4.4.15 Проекта содержат положение о праве заказчика и обязанности генерального подрядчика, соответственно, по предоставления заказчику документов, содержащих информацию о квалификации сотрудников, а также доверенности(ей) на ряд сотрудников генподрядчика.
Генподрядчик, являясь работодателем/заказчиком услуг при этом также выступает в роли оператора персональных данных. При этом, организация не вправе требовать у работников/лиц, оказывающих услуги по договору гражданско-правового характера, согласия на обработку их персональных данных и их передачу (распространение, предоставление, доступ) сторонним лицам/организациям.
Таким образом, заказчик ставит вопрос об исполнении муниципального контракта в зависимость в том числе от особенностей ведения кадровой работы генподрядчика/субподрядчиков, что является недопустимым и противоречит нормам отечественного гражданского законодательства.
7. Пунктом 4.4.6. Проекта генподрядчику вменяется обязанность в месячный срок с момента заключения контракта обеспечить страхование объекта строительства, заключить за счет собственных средств договор комплексного страхования строительных рисков.
Статья 742 ГК РФ предусматривает возможность возложения на подрядчика обязанности по страхованию объекта строительства, однако, она без указания то, кто именно должен нести затраты на страхование.
Министерство регионального развития Российской Федерации в письме от 10.04.2012 N 8355-ДШ/08 "Об оплате затрат строительных организаций по страховым взносам" дало следующие разъяснения.
В соответствии со статьей 742 ГК РФ, договором строительного подряда может быть предусмотрена обязанность стороны, на которой лежит риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, материала, оборудования и другого имущества, используемых при строительстве, либо ответственность за причинение при осуществлении строительства вреда другим лицам, застраховать соответствующие риски.
Сторона, на которую возлагается обязанность по страхованию, должна предоставить другой стороне доказательства заключения ею договора страхования на условиях, предусмотренных договором строительного подряда, включая данные о страховщике, размере страховой суммы и застрахованных рисках.
"Определение начальной цены контракта по строительству объектов вне зависимости от источников финансирования осуществляется заказчиком на основании сметной документации с учетом необходимых прочих затрат, предусмотренных в главе 9 "Прочие работы и затраты" сводного сметного расчета стоимости строительства, включая затраты по добровольному страхованию строительных рисков".
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта содержится в разделе IV документации. При этом, как видно из перечня затрат, являющегося исчерпывающим, расходы по страхованию не были включены в расчет Н(М)ЦК и фактически являются дополнительным финансовым бременем, которое, несмотря на наличие разъяснений компетентных органов, заказчик перекладывает на генподрдчика.
Дополнительно заявитель просит комиссию обратить внимание на тот факт, что расчет Н(М)ЦК с ценами 2001 года осуществлялся с учетом индекса удорожания за 3 квартал 2015 года, (см. второе примечание в разделе) в то время как извещение о проведении закупки было размещено в 3 квартале 2017 года (спустя 2 года).
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта "Улица Киртбая от ул. 1 "З" до ул. 3 "З" (извещение N0187300006517001139) размещены на официальном сайте единой информационной системы 21.08.2017.
Согласно письму ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В пунктах 8, 9 приложения N 3 к техническому заданию Заказчиком установлены неизменяемые требования к бортовому камню марки БР 100.30.15 класс бетона по прочности на сжатие В30 и марки БР 100.20.8 класс бетона по прочности на сжатие В22,5, что соответствует требованиям пункта 1.2.2 ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия". Согласно п. 1.2.2 ГОСТ 6665-91 марки, форма и класс бетона по прочности на сжатие камней должны соответствовать указанным в таблице 1.
Вышеуказанной таблицей ГОСТ предусмотрено два класса бетона по прочности на сжатие камней: В22,5 и В30. Иных показателей и характеристик для марок указанных в столбце 1 таблицы 1 ГОСТ 6665-91 стандартом не предусмотрено.
На основании вышеизложенного, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
2. В соответствии с частью 3 статьи 50 и частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе конкурсная документация, документация об электронном аукционе должны быть доступны для ознакомления в ЕИС без взимания платы.
Согласно части 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе установлено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
При этом согласно пункту 4 части 1 статьи 50 и пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не допускается установление в документации о закупке требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого конкурса, аукциона или ограничение доступа к участию в таком конкурсе, аукционе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме от 23.05.2016 N Д28и-1299, необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации является ограничением для ознакомления с такой информацией, а также противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, в случае размещения заказчиком на официальном сайте технической части документации в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов при условии, что такой текст необходим для заполнения заявки, участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат и, как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок.
Следовательно, информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ для просмотра ("документ в электронной форме").
ФАС России обращает внимание, что размещение технической части документации в файле, защищенном паролем, не позволяющем совершать действия по ознакомлению, копированию и выводу документа на печать без ввода пароля, не допускается.
Таким образом, по мнению ФАС России, если техническая часть документации о закупке, размещенная заказчиком на официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления: текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов, в случае, если такой текст необходимо использовать для заполнения заявки, то данное действие не соответствует части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив аукционную документацию, размещенную в единой информационной системе, Комиссия Управления установила, что Перечень товаров (материалов) используемых при выполнении работ, в соответствии с которым участникам необходимо указать в заявках конкретные показатели, размещен Заказчиком в формате pdf, не обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста в том числе средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика установлено нарушение части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе.
3. Статьей 42 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию извещения об осуществлении закупки.
В отношении электронных аукционов дополнительные требования к извещению регламентируются статьей 63 Закона о контрактной системе.
Статьей 64 Закона о контрактной системе установлены требования к аукционной документации, к которой относится в том числе описание объекта закупки и проект контракта.
Заявитель в доводах жалобы указывает, что п.п. 8, 26, 27 Раздела I. Сведения о проводимом аукционе в электронной форме содержат в себе не исчерпывающий перечень необходимой информации, а лишь отсылочные нормы на одно из приложений документации (без указания номеров пунктов/разделов), что, по мнению Заявителя, является нарушением статьи 42 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев доводы сторон, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе, поскольку пунктами 26, 27 раздела 1 аукционной документации установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, утверждена Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, рекомендуемая форма заявки, в пункте 8 раздела 1 аукционной документации указано, что наименование и описание объекта закупки, количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг указано в разделе II "Техническое задание" документации об аукционе.
4. В соответствии с частью 21 статьи 112 Закона о контрактной системе в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона заказчик вправе устанавливать при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Иными словами, на основании части 21 статьи 112 Закона о контрактной системе заказчик вправе устанавливать при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, действовавшем в рамках Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Часть 21 статьи 112 Закона о контрактной системе подлежит применению в течение двух лет со дня вступления в силу ФЗ "О контрактной системе", то есть до 01.01.2016.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе" Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
В силу части 6 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе" заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Следовательно, Заказчик правомерно не применил положение части 21 статьи 112 Закона о контрактной системе после 01.01.2016.
На основании вышеизложенного, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
5. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Пунктом 5.8 проекта контракта установлено, что за не предоставление информации, указанной в п. 4.4.24 Контракта, с Генподрядчика взыскивается пеня в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного Генподрядчиком с соисполнителем, субподрядчиком. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
Согласно пункту 4.4.24 проекта контракта Генподрядчик обязан вывезти до подписания акта приемки законченного строительством Объекта, за пределы строительной площадки, принадлежащие ему строительные материалы и оборудование, транспортные средства, инструменты, приборы, инвентарь, изделия, конструкции и строительный мусор, а также демонтировать и вывезти возведенные им временные здания и сооружения.
Таким образом, обязанность о предоставлении Генподрядчиком информации пунктом 4.4.24 проекта контракта не предусмотрена.
В соответствии с пунктом 17.3 проекта контракта Приемка законченного строительством Объекта осуществляется после передачи Заказчику оформленной в соответствии со строительными нормами и правилами исполнительной документации в трех экземплярах и документов, указанных в пп. 4.4.22. 4.4.30, 9.13, 9.16 Контракта.
Согласно пункту 4.4.22 проекта контракта Генподрядчик обязан предоставлять своевременно достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.
Таким образом, обязанность о предоставлении Генподрядчиком исполнительной документации пунктом 4.4.22 проекта контракта не предусмотрена.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика установлено нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
6. В соответствии с пунктом 9.3 проекта контракта в срок не превышающий 10 (десяти) календарных дней с момента заключения Контракта Генподрядчику необходимо выполнить проект производства работ с указанием опасных зон, схем движения транспорта и пешеходов с обеспечением безопасных подъездов и подходов, мест складирования материалов и других требований СП 48.13330.2011 "СНиП 12-01-2004. Организация строительства" и согласовать с Заказчиком.
Согласно пункту 4.4.32 проекта контракта Генподрядчик в соответствии с п. 5.5 СП 48.13330.2011 "СНиП 12-01-2004 Организация строительства" обязан в течение 14 (четырнадцати) календарных дней выполнить входной контроль качества проектно-сметной документации и направить в адрес Заказчика выявленные замечания и предложения по замене материалов, изделий и оборудования.
Таким образом, при исполнении контракта стороны руководствуются положениями СНиП 12-01-2004.
Пунктом 5.1 СНиП 12-01-2004 установлено, что с целью осуществления строительства на основании договора застройщик (технический заказчик) привлекает для выполнения работ в соответствии с действующим законодательством подрядчика (генподрядчика) в качестве лица, осуществляющего строительство.
В соответствии с пунктом 5.2 СНиП 12-01-2004 Участники строительства (юридические лица) своими распорядительными документами (приказами) назначают персонально ответственных за строительство должностных лиц:
застройщик (технический заказчик) - ответственного представителя строительного контроля застройщика (технического заказчика);
лицо, осуществляющее строительство (подрядчик, генподрядчик), - ответственного производителя работ;
лицо, осуществившее подготовку проектной документации (проектировщик), - ответственного представителя авторского надзора в случаях, когда авторский надзор выполняется.
Указанные должностные лица должны иметь квалификацию, соответствующую требованиям действующего законодательства.
При строительстве здания или сооружения юридическим лицом, выполняющим функции застройщика (технического заказчика) и лицом, осуществляющим строительство (подрядчиком), указанные должностные лица назначает руководитель этой организации. При этом совмещение функций ответственного производителя работ и ответственного представителя строительного контроля застройщика (технического заказчика) одним подразделением или должностным лицом этой организации недопустимо.
Пунктом 4.4.15 проекта контракта установлено, что Генподрядчик обязан назначить руководителя работ и лиц его замещающих, определить их рабочее место на стройплощадке и уведомить об этом Заказчика в течение 5 рабочих дней после заключения настоящего контракта. В уведомлении должны содержаться: Ф.И.О. руководителя работ, занимаемая у Генподрядчика должность, срок полномочий, номер и дата распорядительного документа о назначении. К уведомлению прилагаются выданные Генподрядчиком доверенности и/или приказы, подтверждающие объем и срок полномочий руководителя работ и лиц его замещающих.
В соответствии с пунктом 4.1.4 проекта контракта Заказчик вправе в ходе исполнения Контракта Генподрядчиком затребовать документы, подтверждающие соответствующую квалификацию сотрудников, привлекаемых к выполнению работ.
Комиссия Управления приходит к выводу, что требование пункта 4.4.15 проекта контракта не противоречат законодательству о контрактной системе, а право Заказчика, установленное пунктом 4.1.4 проекта контракта, может быть реализовано только при условии письменного согласия субъекта персональных данных.
На основании вышеизложенного, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
7. В доводах жалобы Заявитель указывает, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта содержится в разделе IV документации. При этом, как видно из перечня затрат, являющегося исчерпывающим, расходы по страхованию не были включены в расчет Н(М)ЦК и фактически являются дополнительным финансовым бременем, которое, несмотря на наличие разъяснений компетентных органов, заказчик перекладывает на генподрдчика.
Дополнительно заявитель просит комиссию обратить внимание на тот факт, что расчет Н(М)ЦК с ценами 2001 года осуществлялся с учетом индекса удорожания за 3 квартал 2015 года, (см. второе примечание в разделе) в то время как извещение о проведении закупки было размещено в 3 квартале 2017 года (спустя 2 года).
Комиссия Управления отмечает, что частью 1 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи.
Пунктами 1, 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона, и обоснованности закупок, обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии полномочий у комиссии Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению доводов Заявителя по порядку формирования начальной (максимальной) цены контракта.
8. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 684 918 405,66 руб.
В извещении N0187300006517001139 установлен размер обеспечения исполнения контракта - 205 475 521,70 руб.
В пункте 32.1 раздела 1 аукционной документации указано следующее: Размер обеспечения исполнения контракта составляет 30% начальной (максимальной) цены контракта: 205 475 521,70 рублей (двести пять миллионов четыреста семьдесят пять тысяч пятьсот двадцать один рубль 70 копеек)
Пунктом 6.2 проекта контракта установлено следующее: Обеспечение исполнения Контракта предоставляется Заказчику до заключения Контракта. Размер обеспечения исполнения контракта составляет 205 475 521,70 рублей (30% процентов от начальной (максимальной) цены Контракта).
Таким образом, в проекте контракта установлен конкретный размер обеспечения исполнения контракта от начальной (максимальной) цены контракта.
Между тем, в проекте контракта не указана возможность обеспечения исполнения контракта в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта.
Таким образом, Заказчиком нарушена часть 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
По мнению Комиссии Управления, нарушение части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе, допущенное Заказчиком, не влияет на результаты электронного аукциона, поскольку размещенный в формате pdf Перечень товаров (материалов), используемых при выполнении работ, содержит наименования 13 товаров (материалов), в отношении каждого из которых участникам необходимо указать одну - две характеристики (показателя), что не требует больших временных затрат при заполнении заявки в ручном режиме.
Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 12.10.2017 N0187300006517001139-2-1 снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 1%, что не требует внесения изменения в пункт 6.2 проекта контракта и указания размера обеспечения исполнения контракта с учетом требований части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений части 4 статьи 4, части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Феникс" от 06.10.2017 N1565-ж на действия Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства" при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта "Улица Киртбая от ул. 1 "З" до ул. 3 "З" (извещение N0187300006517001139) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства" нарушения части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства" нарушения части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства" нарушения части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
5. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе не выдавать в связи с ранее выданным предписанием по рассмотрению жалобы ИП Воробьева И.А. от 06.10.2017 N1563-ж.
6. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
7. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 13 октября 2017 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2017