Резолютивная часть решения оглашена "17" октября 2017 года.
В полном объеме решение изготовлено "19" октября 2017 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в присутствии представителей:
Федерального казенного предприятия "Тамбовский пороховой завод" - <_>
в отсутствие представителей ООО "Техносервис", ходатайствовавшего о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителей,
рассмотрев жалобу "Техносервис" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Федерального казенного предприятия "Тамбовский пороховой завод" при проведении электронного аукциона N 0564100000217000144 на поставку и монтаж системы АПС (автоматической пожарной сигнализации) в здании N127 и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Федеральное казенное предприятие "Тамбовский пороховой завод" 13.09.2017 опубликовало на сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона N0564100000217000144 на поставку и монтаж системы АПС (автоматической пожарной сигнализации) в здании N127 (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 552 189,39 руб.
По окончании срока подачи заявок до 22.09.2017 было подано 6 заявок от участников, с порядковыми номерами: 1, 3, 4, 5, 6, 7.
По результатам рассмотрения заявок на участие в Аукционе аукционная комиссия Заказчика приняла следующие решения: отказать в допуске к участию в Аукционе участнику закупки, подавшему заявку N4, допустить к участию в аукционе и признать участниками аукциона участников закупки, подавших заявку NN 1, 3, 5, 6, 7. Данное решение оформлено протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 26.09.2017.
ООО "Техносервис" (заявка N4), не согласившись с решением аукционной комиссии Заказчика об отказе в допуске к участию в Аукционе, обжаловало его в Тамбовское УФАС России. Заявитель считает, что заявка полностью соответствовала требованиям документации об аукционе.
Заказчик представил письменные возражения по существу жалобы и просил отказать в ее удовлетворении.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы Заявителя, пояснения Заказчика, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
1. В соответствии с ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе).
Рассмотрев заявку ООО "Техносервис", аукционная комиссия Заказчика отказала ему в допуске к участию в Аукционе по следующим основаниям:
"Отказать в допуске: п. 1 ч. 4 ст. 67 - непредоставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, или предоставление/установление недостоверной информации предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ:
В соответствии с частью 2 позиции 18 Информационной карты "Первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующую информацию:- согласие участника такого аукциона на выполнение работ, предусмотренных документацией о настоящем аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
В первой части заявки участника отсутствуют конкретные показатели предлагаемого к использованию товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе".
Комиссия Тамбовского УФАС России, проверив основания отклонения заявки Заявителя, не установила в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, так как в заявке ООО "Техносервис" отсутствовали конкретные значения товаров (материалов), соответствующие значениям, установленным Заказчиком в документации об Аукционе.
Жалоба ООО "Техносервис" признается Комиссией Тамбовского УФАС России необоснованной.
В то же время, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что к неправильному заполнению Заявителем заявки на участие в аукционе и последующему ее отклонению от участия в аукционе, привели нарушения, допущенные в документации об аукционе.
Согласно п. п. 1), 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 22 Информационной карты документации Аукциона установлено, что описание объекта закупки, в том числе функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам и условия контракта указаны в разделе III "Техническое задание" и разделе IV "Проект контракта" документации Аукциона.
Приведенное указание на разделы документации Аукциона является недостоверным и неопределенным в силу следующего.
Так, раздел IV "Проект контракта" документации Аукциона не содержит описания объекта закупки и требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ по контракту.
Раздел III "Техническое задание" содержит пункт 14 "Требования к оборудованию и материалам", в котором Заказчиком определено следующее:
"Все приборы, устанавливаемое оборудование должно иметь действующие российские сертификаты соответствия, должно быть безвредно для здоровья лиц, имеющих доступ на территорию здания и эксплуатирующих его.
Устанавливаемое оборудование должно отвечать требованиям по ГОСТ Р 53325-2009 "Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики";
Использовать провода, кабели и кабельные каналы не поддерживающие горения.
Кабельные линии систем противопожарной защиты должны выполняться огнестойкими кабельными линиями (ОКЛ) с кабелями, не распространяющими горение при групповой прокладке по категории А по ГОСТ Р МЭК 60332-3-22 с низким дымо- и газовыделением (нг-FRLS) или не содержащими галогенов (нг-FRHF) в соответствии с СП 6.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности".
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что в рассматриваемом пункте Раздела III "Техническое задание" отсутствуют максимальные и (или) минимальные значения показателей товаров (материалов), применяемых при выполнении работ по контракту, что не соответствует ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, описание объекта закупки и поставляемого оборудования содержится в пункте 10 "Перечень монтажных работ, услуг и поставляемого оборудования" Раздела III "Техническое задание".
Исходя из чего, невозможно определить, по каким разделам и позициям Технического задания участниками закупки необходимо было указать в составе заявки значения показателей товара (материала), используемого при выполнении работ по контракту.
По смыслу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе инструкция по заполнению заявки должна носить не формальный характер, а действительно разъяснять порядок подачи заявок на участие в конкретном аукционе и заполнения требуемых сведений, а также предупреждать возможные неясности документации об аукционе для участников закупки.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что к отклонению заявки ООО "Техносервис" привели недоработки документации об аукционе, а именно: Заказчик должным образом не сформулировал в документации Аукциона, в том числе, инструкции по заполнению заявки требования, исчерпывающим образом и однозначно определяющие, внесение сведений в заявку и указания необходимых сведений о предлагаемых товарах, которые будут применяться при выполнении работ, что нарушает требования ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что доводы ООО "Техносервис" в части обжалования положений документации Аукциона не подлежат рассмотрению, так как заявлены после окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.
2. В ходе проведения внеплановой проверки комиссия Тамбовского УФАС России установила в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31 и части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе определено, что информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В пункте 18 Технического задания рассматриваемого Аукциона установлено, в том числе, следующее:
"Учитывая, что работы будут проводиться на режимной территории с соблюдением пропускного и внутриобъектового режима сотрудникам Исполнителя, задействованным в работах на территории ОПО, необходимо представить справку о допуске по соответствующей форме в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 г. N 63".
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что установление Заказчиком требования к участникам закупки о наличии у его работников справки о допуске по соответствующей форме в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 "Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне" неправомерно в силу следующего.
В статье 2 Закона РФ от 21.07.2993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне) даны следующие понятия:
- государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;
- допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений;
- доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.
Согласно ст. 17 Закона о государственной тайне передача сведений, составляющих государственную тайну, иным лицам необходимом для выполнения совместных и других работ возможна лишь при наличии у них соответствующей лицензии либо допуска. При этом, лицензия должна быть выдана на осуществление конкретного вида деятельности и устанавливать возможность осуществлять работы со сведениями определенной степени секретности.
В соответствии со статьей 27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Порядок доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, граждан при их командировании в другие организации определен в разделе 6 "Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63. В данной Инструкции указано, что гражданам, командируемым для выполнения заданий, связанных с доступом к государственной тайне, выдаются справки о допуске по определенной форме. Кроме того, пунктом 13 Инструкции предусмотрено, что решение о допуске к государственной тайне принимается в отношении руководителей негосударственных организаций - руководителем организации - заказчика работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что согласно извещению и документации Аукциона N 0564100000217000144 предметом рассматриваемого электронного аукциона является поставка и монтаж системы АПС (автоматической пожарной сигнализации) в здании N127. Из наименования работ и состава документации, а также пояснений Заказчика не следует, что для проведения указанных работ необходимо наличие лицензии для работы со сведениями, составляющими государственную тайну.
В соответствии с извещением и документацией Аукциона Заказчиком не были установлены единые требования к участникам закупки об их правоспособности в соответствии с п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе в части наличия лицензии для работы со сведениями, составляющими государственную тайну.
Вместе с тем, п. 18 Технического задания содержит требование к участнику закупки о наличии у его работников справки о допуске по соответствующей форме в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63, что в соответствии с законодательством о государственной тайне подразумевает наличие у участника закупки (организации) лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Вышеуказанное создает противоречие, которое вводит в заблуждение участника закупки, поскольку Заказчик в данной закупке не установил требование к участнику закупки о наличии лицензии для работы со сведениями, составляющими государственную тайну, однако в Техническом задании Аукциона имеется требование к участнику аукциона о наличии у его работников справки о допуске по соответствующей форме в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63, т.е. фактически - у участника закупки лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, что является нарушением ч. 3 ст. 7, ч. 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в пункте 9 Технического задания Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование: "Все работы должны выполняться персоналом (граждане Российской Федерации), имеющим соответствующий опыт работы по монтажу и пусконаладочным работам систем пожарной сигнализации на предприятиях промышленности боеприпасов и спецхимии".
Данное требование о выполнении работ по контракту работниками, имеющими гражданство Российской Федерации, неправомерно, поскольку не предусмотрено Законом о контрактной системе и неправомерно ограничивает круг участников закупки, имеющих в штате работников с гражданством иного государства и соответствующим разрешением на работу в Российской Федерации, и является нарушением ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего документацию об аукционе, содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Техносервис" необоснованной.
2. На основании части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе не рассматривать доводы жалобы ООО "Техносервис" о несоответствии документации об аукционе требованиям законодательства о контрактной системе.
3. Признать Федеральное казенное предприятие "Тамбовский пороховой завод" нарушившим ч. 3 ст. 7, ч. 6 ст. 31, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать аукционной комиссии Федерального казенного предприятия "Тамбовский пороховой завод", Федеральному казенному предприятию "Тамбовский пороховой завод", оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений требований Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу NРЗ-402/17 о нарушении законодательства
о контрактной системе
Резолютивная часть предписания оглашена "17" октября 2017 г.
В полном объеме предписание изготовлено "19" октября 2017 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
на основании своего решения от 19.10.2017 по делу NРЗ-402/17 о нарушении законодательства о контрактной системе на основании пункта 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Аукционной комиссии Федерального казенного предприятия "Тамбовский пороховой завод" отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона N 0564100000217000144 на поставку и монтаж системы АПС (автоматической пожарной сигнализации) в здании N127.
2. Заказчику - Федеральному казенному предприятию "Тамбовский пороховой завод" внести изменения в аукционную документацию электронного аукциона N 0564100000217000144 на поставку и монтаж системы АПС (автоматической пожарной сигнализации) в здании N127 с учетом требований Закона о контрактной системе и решения Тамбовского УФАС России от 19.10.2017 по делу NРЗ-402/17 путем размещения соответствующей информации на официальном сайте.
3. Федеральному казенному предприятию "Тамбовский пороховой завод" продлить срок подачи заявок на участие в аукционе с учетом требований части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе, а также назначить новую дату проведения Аукциона.
4. Оператору электронной площадки (АО "Единая электронная торговая площадка"):
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, о внесении изменений в аукционную документацию электронного аукциона N 0564100000217000144 на поставку и монтаж системы АПС (автоматической пожарной сигнализации) в здании N127 и новом сроке подачи заявок, дате проведения аукциона.
4. Настоящее предписание исполнить в срок до 10 ноября 2017 года.
5. Об исполнении настоящего предписания сообщить и представить доказательства в Тамбовское УФАС России в срок до 10 ноября 2017 года.
Комиссия Тамбовского УФАС России обращает внимание, что в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика в размере пятидесяти тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 17 октября 2017 г. N РЗ-402/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2017