Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:
заместитель председателя Комиссии <_>. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок,
члены Комиссии: <_>. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, <_>- специалист-эксперт отдела контроля закупок,
рассмотрев жалобу ООО СК "Артпласт" (далее - Заявитель) на действия заказчика - МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 63" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме "Капитальный ремонт кровли" (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0313300087117000010, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
в присутствии на заседании Комиссии:
представителя Заказчика: <_> (доверенность от 12.10.2017 г. N 1);
представителя Заявителя - <_> (протокол N 1 от 20.10.2014 г.),
УСТАНОВИЛА:
10.10.2017 г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя.
По мнению Заявителя, Заказчик при размещении в Единой информационной системе в сфере закупок ответов на запросы о даче разъяснений положений документации об Аукционе не предоставил ни одного полного и достоверного ответа на такие запросы, в связи с чем, нарушил требования части 3 статьи 7, части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил в материалы дела письменные пояснения от 12.10.2017 г. N 131, а также устно пояснили, что разъяснения на поступившие запросы даны Заказчиком в полном объёме и являются достоверными.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
19.09.2017 г. Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС в сфере закупок) извещение и документацию о проведении Аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 5 335 600 ,00 рублей.
Дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 04.10.2017 г.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 05.10.2017 г.
Дата проведения Аукциона - 09.10.2017 г.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе от 09.10.2017 г. для участия в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки ООО "Гарант-Строй"; решением аукционной комиссии участник закупки поданная им заявка признаны соответствующими требованиям документации об Ауккционе.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
1. Рассмотрев довод жалобы о том, что при размещении в Единой информационной системе в сфере закупок ответов на запросы о даче разъяснений положений документации об Аукционе Заказчиком нарушены требования статьи 7 Закона о контрактной систем, Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт его обоснованным на основании следующего.
В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок (часть 1 статьи 7 Закона о контрактной системе).
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 статьи 7 Закона, обеспечиваются, в частности, путём ее размещения в единой информационной системе (часть 2 статьи 7 Закона о контрактной системе).
Информация, предусмотренная Законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе).
В соответствии с принципом обеспечения конкуренции, установленному в статье 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Закона).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона).
Обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов (часть 1 статьи 60 Закона о контрактной системе).
Документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником электронного аукциона, заказчиком, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такого аукциона, заказчика (часть 2 статьи 60 Закона о контрактной системе).
Документы и информация, направляемые в форме электронных документов оператором электронной площадки участнику электронного аукциона, заказчику или размещаемые оператором электронной площадки на электронной площадке и в единой информационной системе, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени оператора электронной площадки (часть 3 статьи 60 Закона о контрактной системе).
При направлении оператором электронной площадки заказчику документов и информации в форме электронных документов, полученных от участника электронного аукциона, до подведения результатов такого аукциона оператор электронной площадки обязан обеспечить конфиденциальность информации об участнике такого аукциона, направившем указанные документы и информацию в порядке, установленном едиными требованиями, предусмотренными частью 4 статьи 59 Закона (часть 8 статьи 60 Закона о контрактной системе).
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно сведениям, размещённым в Единой информационной системе в сфере закупок, 22.09.2017 г. (в 19:40), 25.09.2017 г. (в 18:33), 26.09.2017 г. (в 12:12) Заказчиком размещены разъяснения положений документации об Аукционе, при этом указанные разъяснения не содержат предмета запроса, что является нарушением требований части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Комиссией Удмуртского УФАС России также установлено, что разъяснения положений документации об Аукционе от 22.09.2017 г. и 26.09.2017 г. содержит отсылку к третьему лицу (телефон <_>, <_>, <_>) для уточнения возникающих вопросов, что не предусмотрено частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
В соответствии с Законом о контрактной системе обязанность разъяснения положений документации об электронном аукционе возложена на заказчика, а также определён способ получения информации о разъяснениях заказчика относительно положений документации об электронном аукционе - исключительно посредством направления на адрес электронной площадки соответствующего запроса.
Действия Заказчика, допустившего перенаправление запроса участника закупки о даче разъяснений положений документации об Аукционе третьему лицу в порядке, не предусмотренном статьёй 65 Закона о контрактной системе, не обеспечивают принципы полноты, достоверности информации, касающейся положений документации об Аукционе, что является нарушением требований части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, а также не обеспечивают конфиденциальность информации об участнике, направившем указанный запрос.
2. Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие отсутствие возможности подать заявку на участие в Аукционе участником закупки ООО "Артпласт" и предоставление Заказчиком кому-либо из участников закупки преимущества при размещении в Единой информационной системе в сфере закупок разъяснений положений документации об Аукционе, в связи с чем, факт ограничения количества участников закупки и нарушения Заказчиком части 1 статьи 8 Закона в рассматриваемой ситуации не подтверждён.
Соответствующий довод Заявителя Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт необоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России установлены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пунктам 1-3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктами 1.7, 5.1 Информационной карты документации об Аукционе объектом закупки являются работы по ремонту кровли здания, указанные в части II "Описание объекта закупки: Техническое задание" документации об Аукционе (пункт N 1), с применением товара, характеристики которого указаны в пункте N 2 указанной части документации об Аукционе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкция по ее заполнению.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что в нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе не содержит обязательной для всех участников закупки инструкции по заполнению первой части аукционной заявки, содержащей:
а) указание на раздел и (или) пункт документации об Аукционе, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
б) определяющей, в отношении каких именно показателей, предусмотренных частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
в) определяющей, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию о порядке, дате начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В нарушение требования пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе не содержит информации о дате начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об Аукционе.
В действиях должностного лица Заказчика, разместившего документацию об Аукционе с нарушением требований части 3 статьи 7, пунктов 2, 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО СК "Артпласт" на действия заказчика - МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 63" при проведении аукциона в электронной форме "Капитальный ремонт кровли" (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0313300087117000010) обоснованной в части доводов о нарушении заказчиком требований статьи 7 Закона о контрактной системt.
2. Признать заказчика - МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 63" нарушившим часть 3 статьи 7, пункты 2, 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 63" предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе путём внесения изменений в документацию об электронном аукционе N 0313300087117000010.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновного должностного лица заказчика - МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 63" по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии:
Члены Комиссии: |
__________<_>
__________ <_>
__________ <_> |
<_> (3412) 57-22-58
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 16 октября 2017 г. N ОП07-06/2017-269
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2017