Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе (далее по тексту - Комиссия):
при участии представителей:
- заказчика в лице Администрации Чкаловского района города Екатеринбурга -
- в отсутствие заявителя в лице ООО "Цветаева, уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
- заинтересованного лица ООО "Александрия" -
- слушателя -
рассмотрев жалобу ООО "Цветаева" (620085, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 210, оф. 48) о нарушении заказчиком в лице Администрации Чкаловского района города Екатеринбурга (620130, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 177), уполномоченным органом в лице Департамента экономики Администрации города Екатеринбурга (620014, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 24а, к.530), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей и подростков в санаториях и санаторно-оздоровительных учреждениях круглогодичного действия (извещение N 0162300005317000125) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Цветаева" (вх. N 01-18278 от 10.10.2017 г.) о нарушении заказчиком в лице Администрации Чкаловского района города Екатеринбурга, уполномоченным органом в лице Департамента экономики Администрации города Екатеринбурга, его комиссией при осуществлении открытого конкурса на оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей и подростков в санаториях и санаторно-оздоровительных учреждениях круглогодичного действия (извещение N 0162300005317000125), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "Цветаева" указал, что положения конкурсной документации не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе в части критериев оценки заявки участника, описания объекта закупки. Так же в нарушение ст. 50 Закона о контрактной системе заявителю не были даны надлежащим образом разъяснения положений конкурсной документации. Просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
20.09.2017 на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого конкурса N 0162300005317000125 и документация на оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей и подростков в санаториях и санаторно-оздоровительных учреждениях круглогодичного действия.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 5 417 342 ,00 рублей.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
В соответствии с п. 4 Правил для оценки заявок (предложений) Заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
- цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
- стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Согласно п. 13 Правил не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящими Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящих Правил. Не допускается использование заказчиком критериев оценки или их величин значимости, не указанных в документации о закупке.
Согласно п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В Приложении N2 к информационной карте конкурсной документации установлены критерии оценки конкурсной заявки, в том числе:
N п/п |
Критерии |
Показатели |
Лучшее предложение по критерию (показателю) |
Максимальное значение показателя в баллах |
Значимость критериев (показателей) % |
1. |
Цена контакта за единицу услуги (цена за одну путевку) |
Рублей |
наименьшая цена путевки |
100 |
40 |
2. |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок: |
|
|
30 |
3. |
2.1. |
Наличие закрытого плавательного бассейна, размещенного в капитальном строении оборудованного в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.01.2003 г. N 4 "О введении в действие СанПиН 2.1.2.1188-03, с длиной площадью водного зеркала не менее 60 м2". |
|
|
|
40 |
2.2 |
Наличие бювета на территории. - имеется на территории бювет с минеральной водой; - на территории отсутствует бювет с минеральной водой |
|
|
100 баллов
0 баллов |
30
|
Таким образом, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что установление Заказчиком показателя "Цена контакта за единицу услуги (цена за одну путевку)" противоречит требованиям п. 4,13 Правил и нарушает ч. 8,9 ст. 32 Закона о контрактной системе, поскольку данный показатель не раскрывает стоимостной критерий оценки.
По критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" заказчиком установлен показатель "Наличие закрытого плавательного бассейна, размещенного в капитальном строении оборудованного в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.01.2003 г. N 4 "О введении в действие СанПиН 2.1.2.1188-03, с длиной площадью водного зеркала не менее 60 м2".
При этом согласно п. 1.1 СанПиН 2.1.2.1188-0 санитарные правила распространяются на действующие, реконструируемые и строящиеся плавательные бассейны спортивно-оздоровительного назначения, в т.ч. на открытые, на бассейны при школьных, дошкольных и оздоровительных учреждениях, банных комплексах и саунах, а также на бассейны с морской водой, вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности. Санитарные правила не распространяются на бассейны медицинского назначения, где проводятся лечебные процедуры или требуется вода специального минерального состава, а также на судовые плавательные бассейны.
Таким образом, по указанному показателю "Наличие закрытого плавательного бассейна, размещенного в капитальном строении оборудованного в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.01.2003 г. N 4 "О введении в действие СанПиН 2.1.2.1188-03", с длиной площадью водного зеркала не менее 60 м" заказчиком установлено значение, противоречащее требованиям СанПиН 2.1.2.1188-03, и требованиям п. 10 Правил, что в свою очередь нарушает положения ч. 8,9 ст. 32 Закона о контрактной системе
За утверждение конкурсной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, установление Заказчиком по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" показателя "Наличие бювета на территории" не противоречит действующему законодательству и раскрывает значение критерия "качество товаров (качество работ, качество услуг)". В данной части довод заявителя не находит своего подтверждения.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническим заданием конкурсной документации предусмотрены следующие требования к качеству услуг, в том числе: обеспечить наличие плавательного бассейна, соответствующего требованиям СанПиН 2.1.2.1188-03 "Плавательные бассейны".
Установленное требование о соответствии плавательного бассейна СанПиН 2.1.2.1188-03 "Плавательные бассейны" не противоречит требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе. Довод заявителя о нарушении заказчиком описания объекта закупки в данной части не нашел своего подтверждения.
Так же, Заявитель ошибочно полагает, что в нарушение ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком установлено требование к наличию производственных мощностей у участников закупки - "наличие бювета на территории", при этом Комиссией УФАС Свердловской установлено, что заказчиком определен показатель "наличие бювета на территории", как критерий оценки заявки участника. Довод заявителя в данной части не нашел своего подтверждения.
Согласно ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Согласно ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Комиссией УФАС Свердловской области установлено, что 03 октября 2017 г. заказчику поступил запрос о разъяснении положений конкурсной документации по средствам факсимильной связи, при этом в запросе не содержалось указания на адрес подателя запроса, его электронную почту.
Заказчиком в течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса был подготовлен ответ о разъяснении положений конкурсной документации. Однако, из пояснений заказчика следует, что исходя из отсутствия контактных данных подателя запроса, а так же невозможности направить факс по номеру телефона, с которого поступила информация, направить ответ о разъяснении конкурсной документации не представлялось возможным. При этом 05.10.2017 г. Заказчиком были размещены в ЕИС текст запроса и разъяснений положений конкурсной документации.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия УФАС Свердловской области в данной части нарушений в действиях заказчика не усматривает.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Цветаева" признать частично обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Администрации Чкаловского района города Екатеринбурга выявлено нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50, ч. 8,9 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Администрации Чкаловского района города Екатеринбурга, уполномоченному органу в лице Департамента экономики Администрации города Екатеринбурга предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному на принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
5. Обязать заказчика обеспечить явку лица, ответственного за утверждение конкурсной документации на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков,3, 4 этаж с документами, удостоверяющими личность, полномочия на утверждение документации N0162300005317000125, объяснением по факту выявленного нарушения ____________ 2017 г. в __-__.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 16 октября 2017 г. N 1569-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2017