Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Насыровой <_> (далее - Заявитель) на действия заказчика - МБУК "Городской Дворец культуры" при проведении уполномоченным органом - управлением по закупкам для муниципальных нужд администрации МО г. Армавир электронного аукциона: "Капитальный ремонт здания МБУК "Городской Дворец культуры" г. Армавир" (извещение N 0318300552917000839) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. При описании объекта закупки заказчиком установлены избыточные требования к товарам (материалам), а также требования, не соответствующие ГОСТ. В п.11.1 проекта контракта установлены требования, противоречащие действующему законодательству.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - управлением по закупкам для муниципальных нужд администрации МО г. Армавир проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт здания МБУК "Городской Дворец культуры" г. Армавир" (извещение N 0318300552917000839).
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 630 780,00 рублей.
Заявитель указывает, что заказчиком в п.11.1 проекта контракта установлены требования, противоречащие действующему законодательству.
В п.11.1 проекта контракта установлено: "Заказчик производит оплату фактически выполненных работ после проведения экспертизы выполненных Подрядчиком работ в части соответствия условиям Контракта, подписания актов о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) путём безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика на основании счета (счета-фактуры) Подрядчика в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком документов о приемке выполненных работ (КС-2, КС-3)".
В соответствии с положениями ч.3 ст.169 Закона о контрактной системе налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения.
Указанные заказчиком положения распространяется на лиц, являющихся плательщиками НДС.
Таким образом, заказчиком установлены требования, позволяющие участвовать субъектам малого предпринимательства и не противоречащие действующему законодательству.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
По мнению заявителя, заказчиком не установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ. При этом, размещенная заказчиком проектная документация содержит ссылки на недействующие ГОСТ и требования к товарному знаку без сопровождения словами "или эквивалент".
Предметом контракта является выполнение работ по капитальному ремонту здания. В составе аукционной документации размещена проектно-сметная документация на объект. Исходя из совокупности норм действующего законодательства, Подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с проектно-сметной документацией.
Представленный Заказчиком проект содержит в себе основные характеристики товаров (материалов), используемых при выполнении работ по капитальному ремонту, заложенные проектировщиком как неотъемлемая часть комплекса работ.
Вместе с тем, проект содержит ссылки на недействующие ГОСТ, а также требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, установленные в соответствии с недействующими ГОСТ:
- Бетон лестниц, пандусов, цветочных клумб кл.В15, марки по морозостойкости F150.
В соответствии с п.4.3.1 ГОСТ 26633-2015 по показателям качества бетоны подразделяют:
- по морозостойкости:
- на марки по первому базовому методу: F150, F175, F1100, F1150, F1200, F1300, F1400, F1500, F1600, F1800, F11000;
- на марки по второму базовому методу: F2100, F2150, F2200, F2300, F2400, F2500.
Таким образом, заказчиком установлены требования, не соответствующие ГОСТ.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что выбор марки по первому базовому методу или по второму базовому методу осуществляется участником.
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании п. 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Насыровой <_> обоснованной в части наличия нарушений п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п. 1), п.2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика - МБУК "Городской Дворец культуры" п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п. 1), п.2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что допущенное нарушение на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияло, предписание не выдавать.
4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
5. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300552917000839).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 10 октября 2017 г. N ЭА-3300/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2017