Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ООО "Олимп" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Санаторий "Победа" ФТС России" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по капитальному ремонту склада-гаража литер Т в филиале "Ясная поляна" (извещение N 0318100058617000366) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО "Олимп" указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) Заказчиком установлены требования к описанию участниками закупки товаров значения показателей, которых определяются по результатам испытаний (позиции 11 "Вентилятор", 12 "Вентилятор осевой канальный"); 2) установлены требования, которые вводят участников закупки в заблуждение (позиция 10 "Утеплитель для труб", 15 "Извещатель охранный котактный"); 3) установлены избыточные требования (позиции 23 "Световое табло "Выход", 24 "Кислород технический").
Представителем Заказчика представлено извещение об осуществлении закупки, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласен и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГКУ "Санаторий "Победа" ФТС России" проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по капитальному ремонту склада-гаража литер Т в филиале "Ясная поляна" (извещение N 0318100058617000366).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 910 538,88 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пп. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующиезначениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Разделе "Сведения о товарах (материалах)" аукционной документации Заказчиком установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационными характеристикам товара, в частности:
N п/п |
Наименование товара (материала, оборудования) |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационными характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие) |
||
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Значение показателя |
|||
Минимальные значения показателей |
Максимальные значения показателей |
|||
11 |
Вентилятор |
Раздел 2. Сведения описательного характера и обобщенные характеристики |
||
Объем прогона воздуха, м3/ч |
100 (120/150) |
|||
Скорость вращения лопастей вентилятора, оборотов в минуту |
1800 (1900/2250) |
|||
12 |
Вентилятор осевой канальный |
Раздел 1. Характеристики товара (материала, оборудования) |
||
Максимальный расход воздуха, м3/ч |
Требуется |
Требования не установлены |
Из пояснений представителя Заказчика следует, что установленные в описании объекта закупки технические характеристики указаны в соответствии с данными производителей. В свою очередь, в представленной информации, содержащей технические характеристики вышеуказанных товаров, отсутствуют показатели "Объем прогона воздуха", "Скорость вращения лопастей вентилятора", "Максимальный расход воздуха".
Таким образом, установленные Заказчиком требование к товарам затрудняет возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров и проведения соответствующих испытаний.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287) не отменен.
Таким образом, установленные Заказчиком требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний свидетельствует о нарушении п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В Разделе "Сведения о товарах (материалах)" аукционной документации Заказчиком установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационными характеристикам товара, в частности:
N п/п |
Наименование товара (материала, оборудования) |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационными характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие) |
||
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Значение показателя |
|||
Минимальные значения показателей |
Максимальные значения показателей |
|||
10 |
Утеплитель для труб |
Раздел 1. Характеристики товара (материала, оборудования) |
||
Диапазон температуры эксплуатации, на который рассчитан товар, °С |
|
Требования не установлены |
||
15 |
Извещатель охранный контактный |
Раздел 1. Характеристики товара (материала, оборудования) |
||
Диапазон рабочих температур, °С |
|
Требования не установлены |
Инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе обусловлено, что к разряду показателей, которые не фиксируются однозначным образом, могут быть отнесены такие показатели, предельные значения которых устанавливаются отдельными производителями при выпуске определенного рода продукции как диапазонным значением, так и точным.
Указываются конкретные (точные) значения параметров (показателей) предлагаемого для использования товара (т.е. без слов, символов, предлогов и терминов "один из", "около", "от", "до", "или", "либо", "и/или", "(не) более", "(не) менее", "(не) больше", "(не) лучше", "(не) меньше", "(не) уже", "(не) шире", "(не) хуже", "(не) выше", "(не) ниже", "(не) длиннее", "(не) короче", "(не) легче", "(не) тяжелее", "максимум", "минимум", "необходимо", "в пределах", "рекомендуется", "должен (быть)", "требуется", "могут (быть)", "свыше", "(не) превышать", "любой", "максимальный", "минимальный", "возможно", "обязательно", "(не) допускается", "макс.", "", "
", "
", "<", ">", "эквивалент", "аналог" и т.п., или аналогичные формулировки, не позволяющие однозначно определить наличие-отсутствие данной характеристики в товаре, либо количественное значение данной характеристики), за исключением случаев описанных в настоящей инструкции.
Таким образом, положения Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе позволяют корректно подготовить заявку на участие в электронном аукционе.
В Разделе "Сведения о товарах (материалах)" аукционной документации Заказчиком установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационными характеристикам товара, в частности:
N п/п |
Наименование товара (материала, оборудования) |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационными характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие) |
||
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Значение показателя |
|||
Минимальные значения показателей |
Максимальные значения показателей |
|||
23 |
Световое табло "Выход" |
Раздел 1. Характеристики товара (материала, оборудования) |
||
Наработка на отказ, минут |
не менее 788400 |
Требования не установлены |
||
24 |
Кислород технический |
Раздел 1. Характеристики товара (материала, оборудования) |
||
Объемная доля кислорода, % |
не должна быть менее 99,2 |
Требования не установлены |
||
Объемная доля водорода, % |
Требования не установлены |
должна быть |
||
Объемная доля водяных паров, % |
Требования не установлены |
требуется |
||
Раздел 2. Сведения описательного характера и обобщенные характеристики | ||||
Описание |
Кислород должен быть получен из атмосферного воздуха способом низкотемпературной ректификации или электролизом воды_ Сорт кислорода технического требуется первый или второй_ Кислород технический должен соответствовать государственному стандарту, регламентирующему данный вид продукции. |
Представителем Заказчика даны пояснения, что по позиции 23 "Световое табло "Выход" использовались данные производителей. Установленные в описании объекта закупки технические характеристики указаны в соответствии с данными производителей, что подтверждается представленной информацией, содержащей технические характеристики товара.
Инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе определено следующее: указываются конкретные (точные) значения параметров (показателей) предлагаемого для использования товара (т.е. без слов, символов, предлогов и терминов "один из", "около", "от", "до", "или", "либо", "и/или", "(не) более", "(не) менее", "(не) больше", "(не) лучше", "(не) меньше", "(не) уже", "(не) шире", "(не) хуже", "(не) выше", "(не) ниже", "(не) длиннее", "(не) короче", "(не) легче", "(не) тяжелее", "максимум", "минимум", "необходимо", "в пределах", "рекомендуется", "должен (быть)", "требуется", "могут (быть)", "свыше", "(не) превышать", "любой", "максимальный", "минимальный", "возможно", "обязательно", "(не) допускается", "макс.", "", "
", "
", "<", ">", "эквивалент", "аналог" и т.п., или аналогичные формулировки, не позволяющие однозначно определить наличие-отсутствие данной характеристики в товаре, либо количественное значение данной характеристики), за исключением случаев описанных в настоящей инструкции.
Согласно п. 1.3 ГОСТ 5583-78 "Кислород газообразный технический и медицинский. Технические условия" (далее - ГОСТ 5583-78) по физико-химическим показателям газообразный технический и медицинский кислород должен соответствовать нормам, указанным в табл.1.
Таблица 1
Наименование показателя |
Норма для марок |
|
|
Технический кислород |
|
|
Первый сорт |
Второй сорт |
1. Объемная доля кислорода, %, не менее |
99,7 |
99,5 |
2. Объемная доля водяных паров, %, не более |
0,007 |
0,009 |
3. Объемная доля водорода, %, не более |
0,3 |
0,5 |
Таким образом, установленное Заказчиком значение показателя по позиции 24 "Кислород технический ("Объемная доля кислорода") не соответствует требованиям государственного стандарта.
В соответствии с п. 2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Пунктом 3.3 ГОСТ 5583-78 предусмотрено определение объемной доли водяных паров.
Пунктом 3.3.1 ГОСТ 5583-78 установлена аппаратура
Влагомеры газов кулонометрические, рассчитанные на измерение микроконцентраций водяных паров, с относительной погрешностью измерения не выше 10% в области измерений от 0 до 20 млн-1 (ррт) и не выше 5% при более высоких концентрациях.
Пунктом 3.3.2 ГОСТ 5583-78 определено проведение анализа
Кулонометрический метод основан на непрерывном количественном извлечении водяных паров из испытуемого газа гигроскопичным веществом и одновременном электростатическом разложении извлекаемой воды на водород и кислород, при этом ток электролиза является мерой концентрации водяных паров.
Прибор соединяют с местом отбора пробы трубкой из нержавеющей стали. Расход газа устанавливают (501) см3/мин. Переключатель диапазонов измерения устанавливают так, чтобы показания прибора были в пределах второй трети измерительной шкалы, градуированной в миллионных долях (ррт). Ток электролиза измеряют микроамперметром.
Температура баллона с анализируемым газом должна быть не ниже 15°С. Анализ проводят по инструкции, прилагаемой к прибору.
Пунктом 3.3.3 ГОСТ 5583-78 предусмотрена обработка результатов
Объемную долю водяных паров (Х1) в млн-1 определяют в соответствии с установившимися показаниями прибора.
Допускается определять объемную долю водяных паров конденсационным методом, приведенным в приложении 3.
При разногласиях в оценке объемной доли водяных паров анализ проводят кулонометрическим методом.
Пунктом 3.4 ГОСТ 5583-78 предусмотрено определение объемной доли водорода в кислороде, получаемом электролизом воды.
Пунктом 3.4.1 ГОСТ 5583-78 определена аппаратура, реактивы и материалы - газоанализатор лабораторный со сжигательной пипеткой (черт.2); весы лабораторные общего назначения 4-го класса точности с наибольшим пределом взвешивания 2 кг; аммоний хлористый по ГОСТ 3773; аммиак водный по ГОСТ 3760, раствор с массовой долей 18%; вода дистиллированная по ГОСТ 6709; метиловый оранжевый (пара-диметиламиноазобензолсульфокислый натрий), индикатор, раствор с массовой долей 0,1%; кислота соляная по ГОСТ 3118, раствор с массовой долей 10%; аммиачный раствор хлористого аммония; готовят следующим образом: 750 г хлористого аммония растворяют в 1 дм3 воды и добавляют 1 дм3 раствора аммиака; проволока медная круглая электротехническая диаметром 0,8-1,0 мм в виде спиралей длиной около 10 мм, диаметром витка около 5 мм; смазка для кранов.
Установленные Заказчиком требования к товару затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели товара, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товара и проведения соответствующих испытаний, что является нарушением п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании п. 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Олимп"" обоснованной в части установления в описании объекта закупки избыточных требований, а также требований, определяемых по результатам испытаний (позиции 11 "Вентилятор", 12 "Вентилятор осевой канальный", 24 "Кислород технический").
2. Признать в действиях Заказчика - ГКУ "Санаторий "Победа" ФТС России" нарушение п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанные нарушения на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияли, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318100058617000366).
5. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 16 октября 2017 г. N ЭА-3353/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2017