Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "Олимп" (далее - Заявитель) на действия МБУК "Первомайская Централизованная клубная система" МО г. Анапа, управления закупок администрации МО г. Анапа при проведении электронного аукциона: "Капитальный ремонт Дома культуры с. Юровка МБУК "Первомайская ЦКС" (извещение N0318300537417000301) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что в аукционной документации установлены требования к описанию объекта закупки противоречащие ст.33 Закона о контрактной системе.
Представителями Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласился, документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились и пояснили, что требования в техническом задании установлены в соответствии с Законом о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - управлением закупок администрации МО г. Анапа проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт Дома культуры с. Юровка МБУК "Первомайская ЦКС" (извещение N0318300537417000301). Заказчик - МБУК "Первомайская Централизованная клубная система" МО г. Анапа.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 374 867,00 руб.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.1) п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287) не отменен.
Документация электронного аукциона содержит Раздел 2 "Описание объекта закупки", в "Сведениях о товарах (материалах), используемых при выполнении работ", где Заказчиком установлены требования к функциональным параметрам товара материала, по которым будет устанавливаться соответствие потребностям заказчика или эквивалентность предлагаемого к поставке товара материала.
N п/п |
Наименование товара материала |
Товарный знак при наличии |
Технические и функциональные параметры товара материала, по которым будет устанавливаться соответствие потребностям заказчика или эквивалентность предлагаемого к поставке товара материала |
|
Наименование показателя Единица измерения |
Значение показателя |
|||
1 |
Смесь штукатурная акриловая декоративная |
CERESIT CT 60 "камешковая" (или эквивалент) |
Размер зерна, мм |
Не более 1,5 |
Минимальная толщина нанесения слоя, мм |
Не менее 5 |
|||
Максимальная толщина нанесения слоя, мм |
Не менее 50 |
|||
Время рабочего состояния раствора в открытой таре в пределах диапазона, мин |
20 - 25 |
|||
Время высыхания одного слоя в пределах диапазона, мин |
45 - 60 |
|||
Цвет |
По согласованию с заказчиком |
|||
2 |
Смесь штукатурная акриловая декоративная |
CERESIT CT 63 "короед" (или эквивалент) |
Размер зерна, мм |
Не более 3 |
Минимальная толщина нанесения слоя, мм |
Не менее 5 |
|||
Максимальная толщина нанесения слоя, мм |
Не менее 50 |
|||
Время рабочего состояния раствора в открытой таре в пределах диапазона, мин |
20 - 25 |
|||
Время высыхания одного слоя в пределах диапазона, мин |
45 - 60 |
|||
Цвет |
По согласованию с заказчиком |
|||
3 |
Ограждение из металла окрашенного |
|
Два параллельных поручня и стойки из круглой металлической трубы |
Соответствие |
Крепление к стене и полуанкерами, мм |
12*140 |
|||
Окрашено молотковой краской |
Соответствие |
|||
Диаметр, мм |
40 |
|||
Толщина, мм |
3 |
|||
4 |
Уголок усиленный |
|
Длина полок уголка, мм |
90 |
Ширина уголка, мм |
60 |
|||
Толщина, мм |
Не менее 2 |
|||
Имеет отверстия диаметром 5 мм под саморезы или гвозди и 13 мм под болты или штанги с резьбой |
Соответствие |
|||
5 |
Дверь металлическая с фрамугой |
|
Ширина двери, мм |
1200 |
Высота двери, мм |
2500 |
|||
Толщина стали, мм |
Не менее 2 |
|||
Количество петель, шт |
Не более 3 |
|||
Окрашено молотковой краской |
Соответствие |
|||
Верхняя фрамуга прямоугольной формы |
Наличие |
|||
Длина фрамуги, мм |
1200 |
|||
Высота фрамуги, мм |
450 |
|||
6 |
Антисептик-антипирен для древесины |
"ПИРИЛАКС 3000" или эквивалент |
Агрегатное состояние |
Прозрачная вязкая жидкость желтого цвета. Состав готов к применению, разбавлению не подлежит. |
Расход для получения трудногорючей и медленно распространяющей пламя древесины (ГОСТ 12.1.044), г/м2 |
Не менее 400 |
|||
Срок сохранения огнезащитного эффекта внутри/снаружи, лет |
Не менее 5 |
|||
Срок сохранения антисептических свойств внутри/снаружи, лет |
Не менее 7,5 |
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком установлены избыточные требования по поз.1 "Смесь штукатурная акриловая декоративная": "время рабочего состояния раствора в открытой таре в пределах диапазона, мин 20-25", "время высыхания одного слоя в пределах диапазона, мин 45-60".
В ГОСТ 31377-2008 "Смеси сухие строительные штукатурные на гипсовом вяжущем. Технические условия" указанные параметры отсутствуют. На рассмотрение Комиссии документов от представителей Заказчика, подтверждающих, что требования установлены в соответствии с ГОСТ не представлены. Аналогично по поз.2.
По поз.6 "Антисептик-антипирен для древесины" установлены требования: "Расход для получения трудногорючей и медленно распространяющей пламя древесины (ГОСТ 12.1.044), г/м2 не менее 400", "Срок сохранения огнезащитного эффекта внутри/снаружи, лет не менее 5", "Срок сохранения антисептических свойств внутри/снаружи, лет не менее 7,5".
ГОСТ 12.1.044 "(ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения (с Изменением N 1)" выше указанные требования, установленные к товарам Заказчиком, не содержит. Заказчиком предоставлена информация от производителя "ПИРИЛАКС 3000", где производитель указывает показатель "Расход для получения трудногорючей и медленно распространяющей пламя древесины, г/м2" не конкретно.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Установленные Заказчиком требования к товарам затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение значения которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров и проведения соответствующих испытаний.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Таким образом, Заказчик устанавливает требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, что является нарушением п.1) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Олимп" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МБУК "Первомайская Централизованная клубная система" МО г. Анапа нарушение ч.3 ст.7; п.1) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - МБУК "Первомайская Централизованная клубная система" МО г. Анапа, уполномоченному органу - управлению закупок администрации МО г. Анапа (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 959
по делу N ЭА-3384/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
16 октября 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
на основании решения от 16.10.2017 года по делу N ЭА-3384/2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "Олимп" на действия МБУК "Первомайская Централизованная клубная система" МО г. Анапа, управления закупок администрации МО г. Анапа при проведении электронного аукциона: "Капитальный ремонт Дома культуры с. Юровка МБУК "Первомайская ЦКС" (извещение N0318300537417000301) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - МБУК "Первомайская Централизованная клубная система" МО г. Анапа, уполномоченному органу - управлению закупок администрации МО г. Анапа (аукционной комиссии) устранить нарушение ч.3 ст.7; п.1) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона, и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу N ЭА-3384/2017 от 16.10.2017 г.
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе; назначить новую дату окончания срока подачи заявок; назначить новую дату окончания срока рассмотрения заявок, дату проведения электронного аукциона с учетом требования Закона о контрактной системе.
3. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Уведомить участников закупки, подавших заявки, об отмене протоколов и внесении изменений в документацию электронного аукциона N0318300537417000301. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявок. Назначить новое время проведения электронного аукциона.
4.Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-и рабочих дней со дня его получения.
5. В срок до 10.11.2017 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 16 октября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2017