Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Люксстройремонт" (далее - Заявитель) на действия заказчика - МБУ "Социально-культурный центр Троицкого сельского поселения МО Крымский район" при проведении уполномоченным органом - администрацией МО Крымский район электронного аукциона: "Капитальный ремонт МБУ "Социально-культурный центр Троицкого сельского поселения МО Крымский район"" (извещение N0318300049917000056) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. В описании объекта закупки заказчиком установлены нестандартные, избыточные требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО Крымский район проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт МБУ "Социально-культурный центр Троицкого сельского поселения МО Крымский район"" (извещение N0318300049917000056).
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 925 250,00 рублей.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Заказчиком в таблице 2 "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" установлены следующие требования к товарам (материалам):
По п.2 "Сталь" (подраздел "Для капитального ремонта электроснабжения") Заказчиком установлены следующие требования:
Толщина, мм |
от 4 до 5 |
Согласно Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе (далее - "Инструкция"): "При указании в настоящей документации показателя, сопровождающегося термином "до", указанное заказчиком значение является максимальным, участник закупки должен указать конкретный показатель не более/не выше заявленного заказчиком в том случае, если вышеуказанный термин сопровождается словом "включительно" (с учетом всех сокращенных форм данного слова), в иных случаях участнику следует предлагать конкретное значение показателя, не включающее установленное заказчиком максимальное значение. При указании в настоящей документации показателя, сопровождающегося термином "от", указанное заказчиком значение является минимальным, участник закупки должен указать конкретный показатель более/выше заявленного заказчиком значения".
Таким образом, Заказчик требует указать значение толщины стали больше 4 мм, но меньше 5 мм.
Однако, согласно Таблице 1 ГОСТ 103-2006 "Прокат сортовой стальной горячекатаный полосовой. Сортамент" сталь имеет следующую толщину:
Таким образом, установленные Заказчиков требования к толщине стали не соответствуют требованиям ГОСТ 103-2006 и вводят участников закупки в заблуждение, позволяя указать значения, соответствующие требованиям аукционной документации, но противоречащие положениям ГОСТ.
Также, по данной позиции заказчиком допущена техническая ошибка, а именно: указано "Сталь полосовая, марка: полосовая".
1. 2 |
Сталь |
Сталь полосовая, марка |
полосовая |
Марка стали |
Ст3сп |
||
Ширина, мм |
От 50 до 200 |
||
Толщина, мм |
от 4 до 5 |
Согласно п. 3.1.ГОСТ 380-2005 "Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки" углеродистую сталь обыкновенного качества изготовляют следующих марок: Ст0, Ст1кп, Ст1пс, Ст1сп, Ст2кп, Ст2пс, Ст2сп, Ст3кп, Ст3пс, Ст3сп, Ст3Гпс, Ст3Гсп, Ст4кп, Ст4пс, Ст4сп, Ст5пс, Ст5сп, Ст5Гпс, Ст6пс, Ст6сп.
Таким образом, установленные Заказчиков требования к марке стали не соответствуют ГОСТ 380-2005.
Аналогичные требования, не соответствующие ГОСТ, установлены заказчиком также по п.8 "Отвод" (подраздел "По капитальному ремонту водопровода и канализации).
По п. 15, п.16 "Гильза" (подраздел "Для капитального ремонта электроснабжения") Заказчиком установлены следующие требования:
Напряжение, кВ |
до 10 |
Согласно Инструкции:
"При указании в настоящей документации показателя, сопровождающегося термином "до", указанное заказчиком значение является максимальным, участник закупки должен указать конкретный показатель не более/не выше заявленного заказчиком в том случае, если вышеуказанный термин сопровождается словом "включительно" (с учетом всех сокращенных форм данного слова), в иных случаях участнику следует предлагать конкретное значение показателя, не включающее установленное заказчиком максимальное значение".
Таким образом, Заказчик требует указать в заявке конкретное значение напряжения меньше 10 кВ.
Однако, согласно ГОСТ 23469.0-81 "Гильзы кабельные. Общие технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3)" настоящий стандарт распространяется на кабельные гильзы (далее - гильзы) климатических исполнений У, Т, УХЛ (ХЛ), категорий 2, 3 исполнений М, В категории I, исполнений УХЛ, О категории 4 по ГОСТ 15150-69, предназначенные для соединения и ответвления пайкой или опрессовкой проводов и кабелей на напряжение до 10 кВ с медными жилами сечением от 0,35 до 300 мм2 и с алюминиевыми жилами сечением от 2,5 до 300 мм2".
Из ГОСТа следует, что данное значение напряжения является диапазонным, а значит, не должно быть конкретизировано, как того требует Заказчик.
Таким образом, установленные Заказчиков требования к конкретному значению напряжения, не соответствуют требованиям ГОСТ 23469.0-81.
Аналогичные требования установлены заказчиком по п.14 "Гильза" (подраздел "Для капитального ремонта электроснабжения"), п.12 "Профиль стоечный" (подраздел "По капитальному ремонту внутренних помещений").
По п.13 "Щитки" (подраздел "Для капитального ремонта электроснабжения") Заказчиком установлены следующие требования:
Количество рядов модулей |
не менее 2 |
Количество модулей в ряду, шт |
не более 20 |
Общее число модулей, шт |
12 |
Согласно Инструкции "Показатели, сопровождающиеся словами "не менее", являются минимальными значениями, при формировании первой части заявки участник закупки указывает конкретное значение показателя, равное или превышающее заявленное заказчиком_ Показатели, сопровождающиеся словами "не более", являются максимальными значениями, при формировании первой части заявки участник закупки указывает конкретное значение показателя, равное или не превышающее заявленное заказчиком".
Таким образом, заказчик вводит участников закупки в заблуждение, позволяя указать противоречивые значения показателей (например, если участник в заявке укажет значение количества модулей в ряду, равное 20 шт., а значение количества рядов модулей, равное 2 шт., то значение общего числа модулей, равно 40 шт., что противоречит установленному Заказчиком конкретному требованию "12 шт").
Аналогичные требования, которые вводят участников закупки в заблуждение установлены заказчиком по п.8 "Трубы" (подраздел "По капитальному ремонту отопления"):
Наружный диаметр, мм |
50 |
Толщина стенки, мм |
менее 8,5 |
Внутренний диаметр, мм |
не более 34,00 |
Если участник в заявке укажет значение внутреннего диаметра, равное 34,0 мм, а значение толщины стенки, равное 8,2 мм, то в сумме получается значение наружного диаметра, равное 50,4 мм, что противоречит установленному Заказчиком конкретному требованию "50 мм".
Таким образом, требования, установленные заказчиком, вводят участников закупки в заблуждение, позволяя указать значения, не соответствующие требованиям аукционной документации.
По п.4 "Кольца" (подраздел "По капитальному ремонту водопровода и канализации") Заказчиком установлены следующие требования:
Рабочая температура |
от - 20 до + 50 градусов С |
Согласно Инструкции:
"При указании в настоящей документации показателя, сопровождающегося термином "до", указанное заказчиком значение является максимальным, участник закупки должен указать конкретный показатель не более/не выше заявленного заказчиком в том случае, если вышеуказанный термин сопровождается словом "включительно" (с учетом всех сокращенных форм данного слова), в иных случаях участнику следует предлагать конкретное значение показателя, не включающее установленное заказчиком максимальное значение. При указании в настоящей документации показателя, сопровождающегося термином "от", указанное заказчиком значение является минимальным, участник закупки должен указать конкретный показатель более/выше заявленного заказчиком значения".
Рабочая температура - это эксплуатационная характеристика товара, которая характеризует среду и условия, в которой товар оптимально функционирует, то есть по своей сути значение данной характеристики является диапазонным.
Однако, учитывая положения Инструкции, Заказчик требует указать одно, конкретное значение рабочей температуры, при которой кольца трубы будут оптимально функционировать, что по своей сути невозможно, так как температура рабочей среды трубопровода напрямую зависит от температуры горячего и холодного водоснабжения, которой свойственно варьироваться.
Аналогичные нарушения допущены заказчиком по п.11 "Трубы" (подраздел "По капитальному ремонту водопровода и канализации").
По п.19 "Кабель" (подраздел "Для капитального ремонта электроснабжения"), где Заказчиком установлены следующие требования:
Номинальное сечение основной и медной и алюминиевой жилы должно быть |
не < 2,5 мм2 |
Показатели, сопровождающиеся знаками "" (означает "не менее"), ">" (означает "более"), "
" (означает "не более"), "<" (означает "менее") не включают крайние максимальные и минимальные значения.
Инструкция по заполнению заявки не содержит порядка применения символа "не <".
Вместе с тем, участники закупки имеют возможность указать значение данного показателя, с учетом положений аукционной документаций.
По п. 17 "Смесь штукатурная" (подраздел "Для капитального ремонта фасада"):
"Для высококачественного оштукатуривания вручную стен с твердым и прочным основанием, а также поверхностей из пенополистирола (может быть любого цвета)".
Согласно Инструкции: "В случае, если в отношении какого-либо показателя установлено значение, сопровождающееся словом "любой" или словосочетанием "может быть любой", участник должен указать конкретное значение для данного показателя, без сопровождения словом "любой" или словосочетанием "может быть любой".
Установленные заказчиком требования, вводят участников закупки в заблуждение и не позволяют участникам закупки корректно заполнить заявку на участие в электронном аукционе.
Таким образом, заказчиком нарушен порядок предоставления разъяснения положений аукционной документации, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией были выявлены нарушения.
Согласно ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч.5 ст.34 Закона о контрактной службе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом, в разделе 7 проекта контракта не установлена ответственность заказчика в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в виде пени.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Люксстройремонт" обоснованной в части наличия нарушений п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п.1), п. 2) ч. 1 ст. 64, ч.4 ст.65, ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика - МБУ "Социально-культурный центр Троицкого сельского поселения МО Крымский район" нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п.1), п. 2) ч. 1 ст. 64, ч.4 ст.65, ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - МБУ "Социально-культурный центр Троицкого сельского поселения МО Крымский район", уполномоченному органу - администрации МО Крымский район (Единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 16 октября 2017 г. N ЭА-3360/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2017