Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Умеровой Р.Р. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в отсутствие представителя заявителя ООО "ТехноСтрой" (надлежащим образом уведомлено) и в присутствии представителя муниципального заказчика и членов комиссии заказчика администрации МО "Икрянинский сельсовет" Васина А.В. (доверенности), рассмотрев жалобу ООО "ТехноСтрой" на действия членов комиссии муниципального заказчика администрации МО "Икрянинский сельсовет" при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на благоустройство дворовой территории многоквартирного дома по адресу: Астраханская обл., Икрянинский район, с.Икряное, ул.Мира, 35 (номер извещения: 0325300025717000003), на основании статей 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 11.10.2017 поступила жалоба ООО "ТехноСтрой" (далее - Заявитель, Общество) на действия муниципального заказчика администрации МО "Икрянинский сельсовет" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на благоустройство дворовой территории многоквартирного дома по адресу: Астраханская обл., Икрянинский район, с.Икряное, ул.Мира, 35 (номер извещения: 0325300025717000003) (далее - электронный аукцион).
Податель жалобы полагает, аукционная документация Заказчика составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения проверки установлено следующее.
26.09.2017 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация о нем.
Довод Заявителя о том, что размещенные Заказчиком на официальном сайте разъяснения о положений аукционной документации не ответили на поставленный вопрос не нашел своего подтверждения в виду следующего.
Частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Как следует из жалобы Заявителя, Общество направило запрос на разъяснения положений аукционной документации следующего содержания "Просим разъяснить, чем руководствоваться при оформлении заявки п. 36. "все ширины". Необходимо конкретизировать показатель ширины (указать одно значение) или требуются брусья всех ширин, подходящих по размерам, согласно ГОСТ под каждую требуемую толщину? Или допустимо оставить все без изменений".
28.09.2017 Заказчик разместил на официальном сайте следующие разъяснения положений аукционной документации "Заказчик при формировании документации по осуществлению закупки руководствовался проектно-сметной документацией , подготовленной на основании программного сервиса "Грант-смета" с учетом проведения необходимых видов работ, осуществляемых в пределах предмета контракта. В связи с осуществлением закупки не материальных ценностей, а определенных видов работ, указанные в запросе показатели не имеют существенных значений, так как являются технической необходимостью сопутствующих строительных и иных материалов".
При этом, Заказчик 29.09.2017 разместил разъяснения на официальном сайте по вышеуказанному запросу о том, что участники закупки могут указывать в составе своей заявке по пункту 36 "Брусья необрезные хвойных пород" с размерами "все ширины".
При этом Комиссия отмечает, что согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (пункт 1), а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе (пункт 2).
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены следующие правила описания объекта закупки. Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) (пункт 1). Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Из приведенных правовых норм следует, что:
- заказчик при утверждении документации об аукционе на право заключения контракта на выполнение работ, если при этом будет использоваться товар, обязан включить в документацию описание всех товаров по правилам, установленным статьей 33 Закона о контрактной системе, что позволит в дальнейшем определить соответствие используемого при выполнении работ товара установленным заказчиком требованиям;
- участник закупки обязан в составе первой части аукционной заявки предоставить конкретные показатели всех используемых товаров, соответствующие значениям, установленным документацией.
Между тем, в пункте 36 приложения N4 раздела "Перечень оборудования и других материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по предмету контракта" аукционной документации Заказчиком установлены следующие требования к брусьям: "Брусья необрезные хвойных пород длиной: 4-6,5 м, все ширины, толщиной 100, 125 мм, IV сорта"
При этом Заказчиком не конкретизировано, что именно понимается им под термином "все ширины", не раскрыто его значение, которое позволило бы участникам закупки правильно заполнить свои аукционное заявки.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению, а при проведении запроса котировок - установить в извещении о проведении запроса котировок форму заявки на участие в запросе котировок.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Кроме того, в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Указанная правовая позиция изложена в пункте 3 письма Федеральной антимонопольной службы от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16.
При таких обстоятельствах описание Заказчиком объекта закупки не является объективным и не соответствует частям 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 данного закона.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Что касается довода жалобы о разночтении, допущенном Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации об информации о дате окончания срока подачи заявок, Комиссия считает обоснованным по следующим основаниям.
Статьей 42 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
При этом согласно пункту 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Одновременно следует отметить, что частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Заказчик в извещении о проведении электронного аукциона установил дату и время окончания подачи заявок 11.10.2017 в 09 час.00 мин.
При этом в пункте 13 аукционной документации установлен иной срок подачи заявок на участие в электронном аукционе "10 октября 2017 г. 08 час. 00 мин."
При таких обстоятельствах Заказчик допусти вышеуказанное разночтение нарушил часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Учитывая, что на участие в электронном аукционе было подано 9 заявок от участников закупки и допущенные Заказчиком нарушения не легли в основу принятия аукционной комиссией решения об отказе в допуске к участию в аукционе участникам закупки, Комиссия Управления не усматривает оснований для выдачи предписания об устранении нарушений.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТехноСтрой" на действия муниципального заказчика администрации МО "Икрянинский сельсовет" при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на благоустройство дворовой территории многоквартирного дома по адресу: Астраханская обл., Икрянинский район, с.Икряное, ул.Мира, 35 (номер извещения: 0325300025717000003) обоснованной в части, указанной в мотивировочной части настоящего решения.
2. Признать муниципального заказчика администрацию МО "Икрянинский сельсовет" нарушившим часть 3, статьи 7, часть 1, 2, статьи 33 и пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на благоустройство дворовой территории многоквартирного дома по адресу: Астраханская обл., Икрянинский район, с.Икряное, ул.Мира, 35 (номер извещения: 0325300025717000003).
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: И.В. Русскина
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 17 октября 2017 г. N 451-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2017