Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Балабина Н.В. |
- |
член комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок, |
- Кокутина А.Г. |
- |
член комиссии, специалист - эксперт отдела контроля закупок, |
при участии: |
|
|
- Барыкиной Н.Г. |
- |
члена аукционной комиссии Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Нижнего Новгорода, |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гройтрес" (далее также - ООО "Гройтрес", заявитель) на действия аукционной комиссии Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Нижнего Новгорода (далее также - аукционная комиссия) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ для обеспечения государственных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "Гройтрес" о нарушении аукционной комиссией требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по монтажу системы контроля и управления доступом (СКУД), номер извещения 0332100031117000014 (далее также - электронный аукцион).
По мнению ООО "Гройтрес", аукционная комиссия неправомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе заявителю, что не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
Представители ООО "Гройтрес" на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Член аукционной комиссии Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Нижнего Новгорода, присутствовавший на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласился, факт нарушений требований Закона о контрактной системе не признал, считает жалобу ООО "Гройтрес" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю сфере закупок, заслушав доводы лица, участвующего при рассмотрении дела, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 21.09.2017 в единой информационной системе и на электронной площадке www.sberbank-ast.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по монтажу системы контроля и управления доступом (СКУД) (номер извещения 0332100031117000014) и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает Инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Нижнего Новгорода.
Оператором электронной площадки является ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Предметом контракта является выполнение работ по монтажу системы контроля и управления доступом (СКУД) с начальной (максимальной) ценой контракта - 475 082, 00 рублей.
2) Согласно части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В нарушение названной нормы заказчиком сокращен срок подачи заявок на 1 день.
3) В нарушение части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки не установлено преимущество для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, в то время как закупка осуществляется среди субъектов малого предпринимательства, и социально ориентированных некоммерческих организаций.
4) Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, среди прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона.
В соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, среди прочего, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 названного Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта.
Частью 1 статьи 64, пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Наименование и описание объекта закупки, а также требования к товарам, используемым при выполнении работ определены, среди прочего, в техническом задании (Раздел 3 документации об аукционе).
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что по позиции N 2 "Кабель UTP кат 5е 4x2x0,52" содержится требование к такой характеристике как: "Максимальная температура окружающей среды при работе кабеля, °С - Не должна превышать +70".
Однако, по мнению Комиссии Нижегородского УФАС России характеристика "Максимальная температура окружающей среды при работе кабеля, °С" не относится к характеристике кабеля как такового. Участник на момент подачи заявки не может достоверно указать конкретную характеристику, поскольку не может знать температуру окружающей среды при работе кабеля в процессе исполнения контракта. Следовательно, само наименование характеристики установлено заказчиком неверно. Кроме того, по позиции N 4 "Кабель КПСнг(А)-FRLS 2х2х0,5 мм" "Огнестойкость" заказчиком также установлен некорректный показатель, а именно: "Не должно быть отсутствие".
Кроме того, Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что заказчик установил излишние требования к показателям, значения которых для заполнения заявки могут быть известны только в результате испытаний. Так, например: по позиции 3.12 "Установленная безотказная наработка, ч - Должна быть не менее 5000"; по позиции 4.8 "Сопротивление жилы постоянному току при 20 градусах по шкале Цельсия, Ом/км - Должно быть менее 39", что указывает на невозможность указания конкретных показателей по данным позициям участниками в своих заявках ввиду отсутствия на момент подачи заявки товаров и отсутствия необходимости иметь таковые при подаче заявок. При этом согласно инструкции по заполнению заявок участники должны указать конкретные показатели.
Подобное описание объекта закупки является необъективным и ограничивает количество участников закупки ввиду изложенного выше. Данная позиция подтверждается письмом ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16.
Следовательно, заказчик, установив требования к товару, используемому при выполнении работ изложенным в документации образом, нарушил положения части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3) В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 названной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона.
Требования к участникам закупки определены в пункте 24 раздела 1 документации об электронном аукционе.
Между тем в документации об электронном аукционе отсутствует обязательное требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Кроме того, требование к участнику закупки, установленное в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в документации о закупке изложено в недействующей редакции.
Таким образом, заказчиком нарушены положения части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4) В нарушения части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком в составе заявок истребуются лишь конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, в то время как согласно названной норме, помимо конкретных показателей должно истребоваться согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части.
5) В нарушение частей 4, 5, 7 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком установлена ответственность для сторон в виде штрафов и пени в недействующей редакции, а именно не в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
6) 03.10.2017 аукционной комиссией рассмотрены первые части заявок участников закупки, поданные для участия в электронном аукционе. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 03.10.2017 N0332100031117000014-1.
В соответствии с названным протоколом до окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (28.09.2017 10:00) поступило 3 заявки на участие в электронном аукционе, которым оператором электронной площадки присвоены порядковые номера с 1 по 3 соответственно.
Согласно протоколу от 03.10.2017 N0332100031117000014-1 участнику закупки, подавшему заявку под порядковым номерам 3 (ООО "Гройтрес") отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 названной статьи.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нём в случае:
- непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
- несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Участнику, подавшему заявку под порядковым номером 3 (ООО "Гройтрес") отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию: "отказать в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участнику размещения заказа: не допускается до участия в аукционе (пункт 1 части 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ), по причине не соответствия поданной заявки требованиям документации, а именно: - заявка участника по пункту 1 "Уголок для крепления замка" содержит предложения по пункту 1.1 и 1.9 касательно кол-ва отверстий не соответствующие друг другу, т.о. участником не конкретизировано кол-во отверстий; - заявка участника по пункту 1 "Уголок для крепления замка" содержит предложения по пункту 1.3 и 1.8 касательно ширины не соответствующие друг другу, т.о. участником не конкретизирован показатель ширины".
Анализ первой части заявки под порядковым номером 3 (ООО "Гройтрес") показал, что участником закупки по позиции 1 "Уголок для крепления замка" указаны предложения по пунктам 1.1 и 1.9 названной позиции касательно количества отверстий, не соответствующие друг другу.
Так в заявке по пункту 1.1 позиции 1 указано: "кронштейн с отверстиями в количестве восьми штук"; по пункту 1.9 указано: "количество отверстий на уголке со стороны крепления замка - 6" (требование документации: уголок для крепления замка Должен представлять собой L-образный кронштейн с отверстиями в количестве не менее восьми штук, длиной не менее двухсот миллиметров для установки корпуса замка; количество отверстий на уголке со стороны крепления замка, шт - Должно быть не более 10), что указывает на наличие в заявке несоответствующих друг другу показателей в отношении количества отверстий.
Кроме того, Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что заявка участника по пункту 1 "Уголок для крепления замка" содержит предложения по пункту 1.3 и 1.8 касательно ширины не соответствующие друг другу, а именно: по пункту 1.3 "ширина уголка, мм" указано: "30", по пункту 1.8 "Габаритные размеры уголка, длина х ширина х высота, см" указано: 30х4,5х4,5 (требование документации: "Ширина полки уголка, мм - От 25"; "Габаритные размеры уголка, длина х ширина х высота, см- Не должна быть более: 30х4,5х4,5", что указывает на несоответствие показателя по ширине.
Таким образом, участником по рассматриваемым позициям фактически представлены показатели не соответствующие требованиям документации, что является безусловным основанием для отказа в допуске к участию в названном электронном аукционе.
В этой связи жалоба ООО "Гройтрес" признается необоснованной.
7) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, допущенные заказчиком нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок, являются существенными, устранение которых возможно в данном случае только путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в извещение и документацию электронного аукциона на выполнение работ по монтажу системы контроля и управления доступом (СКУД), номер извещения 0332100031117000014.
В связи с этим существует необходимость выдачи соответствующего предписания заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки, на которой проведен рассматриваемый электронный аукцион (ЗАО "Сбербанк-АСТ").
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "Гройтрес" на действия аукционной комиссии Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Нижнего Новгорода при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по монтажу системы контроля и управления доступом (СКУД), номер извещения 0332100031117000014, необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 33, частей 4, 5, 7 и 8 статьи 34, частей 2 и 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии Н.В. Балабина
А.Г. Кокутина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 12 октября 2017 г. N 2132
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2017