Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу Общества на действия заказчика при проведении электронного аукциона N АЭ-4054/17 на оказание услуг по обеспечению инвалидов техническим средствами реабилитации-слуховыми аппаратами (реестровый номер закупки в информационно-телекмуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003417004844) (далее также -аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 05.10.2017 года в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе, поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении обозначенного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя.
1.Согласно жалобе, аукционной документацией установлены не стандартные показатели (параметры) технических характеристик к слуховым аппаратам, которые, по мнению заявителя, являются избыточными (синхронизированный бинауральный контроль громкости и программы; аудиограммы по воздуху и порогу дискомфорта; шумопонижение; противофазное подавление обратной связи (подавление обратной связи без снижения усиления); адаптивное подавление шума; беспроводная настройка и т.д.). Заявитель считает, что заказчику следует указывать из технических характеристик закупаемого товара только мощность, которая определяется как "максимальное ВУЗД 90" и "максимальное усиление", иные характеристики, является излишними.
2.Также, по мнению заявителя, заказчиком в комплектацию к слуховому аппарату излишне включены: индуктор заушный (Bluetooth), стандартный ушной вкладыш, индивидуальный ушной вкладыш индивидуального изготовления.
3.Заявитель считает, что позиции 11 Приложения N 1 к документации (Описание объекта закупки) соответствует товар единственного производителя (Ария 1ТП, ООО КБ Аудиомаг), что ведет к ограничению числа участников закупки.
4.Кроме того, заявитель указывает, что карманные слуховые аппараты в силу своих конструктивных особенностей и ограниченности производителей не могут закупаться в общем лоте с заушными и иными типами аппаратов и должны быть выделены в отдельный лот (позиции 8,9,10 Приложения N 1 к документации).
5.Также указывает, что документация электронного аукциона вводит в заблуждение, поскольку, как полагает Общество, заказчиком помимо оказания услуг в рамках закупки, применяются условия поставки.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель заказчика не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо от 11.10.2017 N 16/7384), согласно которых документация об электронном аукционе на оказание услуг по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации-слуховыми аппаратами не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе.
Представитель уполномоченного органа, присутствовавший в заседании Комиссии, поддержал позицию заказчика о несостоятельности жалобы. Помимо этого, уполномоченным органом представлены материалы и документы по проведению электронного аукциона.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации-слуховыми аппаратами в интересах Департамента социального развития Тюменской области с начальной (максимальной) ценой контракта 6351741,88 рублей.
Информация об электронном аукционе была размещена в ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003417004844.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчик, если это возможно, при составлении описания объекта закупки должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (п.2 ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, заказчика, уполномоченного органа и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
1. В части довода заявителя о том, что аукционной документацией установлены избыточные требования к характеристикам закупаемого товара, Комиссия указывает следующее.
Приложение N 1 к аукционной документации N АЭ-4054/17 содержит характеристики товара, используемого при оказании услуг, в частности к поставке требуются цифровые слуховые аппараты средней мощности, цифровые слуховые аппараты заушные мощные (с системой направленных микрофонов), цифровые слуховые аппараты заушные сверхмощные (с системой направленных микрофонов), цифровые слуховые аппараты средней мощности (с системой направленных микрофонов) для детей-инвалидов, цифровые слуховые аппараты заушные мощные (многоканальные с системой направленных микрофонов) для детей-инвалидов, цифровые слуховые аппараты заушные сверхмощные с системой направленных микрофонов) для детей-инвалидов.
Согласно пояснениям представителя заказчика технические, функциональные и качественные характеристики слуховых аппаратов установлены заказчиком исходя из индивидуальных особенностей Получателей закупаемого товара, с учетом наиболее востребованных у инвалидов моделей и модификаций слуховых аппаратов, усовершенствованных с учетом постоянно развивающегося рынка технических средств реабилитации, а также с учетом предпочтений инвалидов, сложившихся в процессе длительного использования средств реабилитации.
Согласно статье 9 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общества. Следовательно, услуга по обеспечению Получателя техническим средством реабилитации, может считаться оказанной, только в случае если Получатель обеспечен Товаром надлежащего качества, который он может эффективно использовать в реабилитационных целях.
Потребность в количестве слуховых аппаратов определенных видов и мощности формируется на оснований рекомендаций индивидуальной программы реабилитации (далее по тексту- ИПРА).
ИПРА является основным документом для ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты РФ, но при этом программа реабилитации не содержит конкретных функциональных характеристик слухового аппарата- аудиологических параметров, необходимых для подбора, настройки и эффективности эксплуатации.
Медицинская реабилитация пациентов с нарушением слуха осуществляется врачами "сурдологами-оториноларингологами" в порядке, утвержденном в приказе Минздрава России 2015 года N 178н. В процессе медицинской реабилитации осуществляется подбор и настройка слуховых аппаратов, при этом полное или частичное использование, вплоть до отключения, функциональных особенностей слухового аппарата осуществляется исключительно в процессе индивидуальной настройки аппарата, с учетом результатов его диагностики у конкретного пациента. Такой процесс идет в строго индивидуальном режиме.
Техническое средство реабилитации - слуховой аппарат, должно иметь широкий набор различных функций для обеспечения качественного слухопротезирования, недостаток которых, в ряде случаев, приводит к снижению реабилитационного эффекта и качества слухопротезирования.
Реабилитация пациента заключается не только в потере слуха, а в значительной степени - в восстановлении степени восприятия речи, социализации человека, возвращении ему возможности общения в семье, участия в трудовой и общественной деятельности, эффективность которых зависит от качества слухопротезирования.
Поэтому, кроме мощности, типа обработки сигнала и сугубо конструктивных особенностей аппаратов, необходимо учитывать нуждаемость пациента в общении, обучении, выполнении трудовых функций, коммуникативных потребностях, то есть его социализацию.
Основными функциями современных слуховых аппаратов, определяющими их реабилитационные возможности, являются: каналы компрессии, типы направленности, типы шумоподавления, подавление обратной связи, программное обеспечение, бинауральные функции (синхронизация, координация), световая и звуковая индикация режимов работы.
Комиссия, учитывая вышеизложенное, приходит к выводу, что технические и функциональные характеристики необходимы лицам с ограниченными возможностями для достижения максимального реабилитационного эффекта в части компенсации утраченного естественного слуха, а также для защиты остаточного слуха от резких воздействий шумов, следовательно, спорные характеристики слуховых аппаратов являются не избыточными, а необходимыми.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об электронном аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
При этом при формировании документации об аукционе заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющего его потребностям.
Следует также отметить, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения аукциона, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате аукциона лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Учитывая изложенное, Комиссия, приходит к выводу, что оспариваемые заявителем характеристики закупаемого заказчиком товара обусловлены необходимостью приобретения для лиц с ограниченными возможностями слуховых аппаратов, которые будут нести максимальный реабилитационный эффект.
Комиссия считает, что заказчик, устанавливая соответствующие характеристики закупаемого товара, руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности. При этом отсутствие у заявителя возможности поставить товар с требуемыми характеристиками не свидетельствует о нарушении закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия указывает, что согласно пункту 5.3 ГОСТ Р 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные" в комплект поставки обязательно должны входить: СА, потребительская тара, паспорт или руководство по эксплуатации. То есть указанным ГОСТом предусмотрен обязательный перечень, который должен присутствовать в любом аппарате. При этом производитель вправе установить свою комплектность в зависимости от конкретного типа аппарата с учетом обязательного перечня, предусмотренного ГОСТом.
Учитывая вышеизложенное, комиссия считает, что довод заявителя о установлении избыточных требований закупаемого товара, не нашел своего подтверждения.
2.В части довода заявителя о том, что в комплектацию к слуховому аппарату излишне включен индуктор заушный (Bluetooth), стандартный ушной вкладыш, индивидуальный ушной вкладыш индивидуального изготовления, Комиссия указывает следующее.
Приложения N 1 к аукционной документации содержит характеристики товара, используемого при оказании услуг, в частности к поставке требуются цифровые слуховые аппараты средней мощности, цифровые слуховые аппараты заушные мощные (с системой направленных микрофонов), цифровые слуховые аппараты заушные сверхмощные (с системой направленных микрофонов), цифровые слуховые аппараты средней мощности (с системой направленных микрофонов) для детей-инвалидов, цифровые слуховые аппараты заушные мощные (многоканальные с системой направленных микрофонов) для детей-инвалидов, цифровые слуховые аппараты заушные сверхмощные с системой направленных микрофонов) для детей-инвалидов.
Согласно пояснениям заказчика, индукционная системе не является отдельным видом средств реабилитации, представляет собой дополнительную опцию к слуховому аппарату и при наличии соответствующей потребности включается в аукционную документацию.
Индуктор заушный, стандартные ушные вкладыши и элементы питания входят в комплект слуховых аппаратов.
Требование о наличии в комплекте аппарата одновременно и стандартного ушного вкладыша, и ушного вкладыша индивидуального изготовления обусловлено, тем, что стандартный вкладыш необходим для подбора, примерки и настройки слухового аппарата, а индивидуальный, изготавливается по слепку ушного прохода для повседневной эксплуатации аппарата после его настройки и выдаче.
Кроме того, выдача ушных вкладышей индивидуального изготовления предусмотрена индивидуальными программами реабилитации инвалидов.
В соответствии с Приложением N 1 к документации индуктор заушный или Bluetooth (усилитель звука) поставляется со слуховыми заушными аппаратами, снабженными телефонной индукционной катушкой. Наличие индукционной системы во всех поставляемых аппаратах не требуется.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что спорные требования к комплектации слуховых аппаратов обусловлены потребностью заказчика и не свидетельствуют о нарушении Закона о контрактной системе. В связи с чем, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Довод заявителя о том, что позиции 11 Приложения N 1 к документации (Описание объекта закупки) соответствует товар единственного производителя, что ведет к ограничению числа участников закупки, Комиссия признает несостоятельным учитывая следующее.
Так, согласно п.11 Приложения N 1 к документации к поставке требуется слуховой аппарат костной проводимости.
Как пояснил представитель заказчика, обеспечение лиц с ограниченными возможностями техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, разрабатываемой федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Конкретные технические, функциональные и качественные характеристики слуховых аппаратов устанавливаются заказчиком исходя из индивидуальных особенностей получателей, с учетом наиболее востребованных у инвалидов моделей и модификаций слуховых аппаратов, усовершенствованных с учетом постоянно развивающегося рынка технических средств реабилитации, а также с учетом предпочтений данных лиц, сложившихся в процессе длительного использования определенных средств реабилитации.
Также представитель заказчика пояснил, что слуховой аппарат, характеристики которого обозначены в п. 11 Приложения N 1 к аукционной документации, закупается для лица с ограниченными возможностями, ранее пользовавшимся данным слуховым аппаратом (Ария 1 ТП).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что заказчик, установив соответствующие спорные характеристики слухового аппарата, учитывал в первую очередь нуждаемость потребителя в аппарате именно с такими характеристиками.
Более того, как пояснил заказчик иных производителей товара с такими характеристиками нет (кроме Ария 1 ТП).
Таким образом, довод заявителя в указанной части, Комиссия признает несостоятельным.
4. В части довода заявителя о выделении в отдельный лот карманных слуховых аппаратов, Комиссия указывает следующее.
Согласно п. 9,10 Приложения N 1 к аукционной документации к поставке требуются слуховые аппараты карманные мощные, сверхмощные.
Согласно пояснениям заказчика, слуховые аппараты карманные предназначены для получателей взамен ранее носимых аналогичных аппаратов. Закупка слуховых аппаратов карманных в отдельном лоте нецелесообразна ввиду малого закупаемого количества.
В соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (утв. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. N 2347-р) и Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.05.2013 г. N 214н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р" все слуховые аппараты, в том числе карманные, аналоговые и аппараты костной проводимости, объединены в одну группу (п. 17 раздела "Технические средства реабилитации").
Комиссия, указывает, что Закон о контрактной системе не содержит требований в части формирования лотов, равно как и понятие технологической и функциональной взаимосвязи. Функциональную и технологическую взаимосвязь следует рассматривать с точки зрения потребителя и возможности участия производителей на поставку определенного товара. Основными критериями для определения технологической и функциональной взаимосвязи являются единая сфера применения товаров, их целевое назначение, сходная специфика и методы работы.
Комиссия приходит к выводу, что формирование объекта закупки направлено на своевременное обеспечение лиц с ограниченными возможностями техническими средствами реабилитации, между закупаемыми товарами существует функциональная связь, обусловленная достижением одной цели - компенсации утраченного естественного слуха лиц с ограниченными возможностями. В связи с чем объединение в один лот с закупаемыми средствами реабилитации карманных слуховых аппаратов допустимо и не влечет ущемления прав и законных интересов участников закупки.
5. Довода заявителя о, том что помимо оказания услуг в рамках данной закупки применяются условия поставки, что вводит участника закупки в заблуждение, Комиссия признает несостоятельным, учитывая следующее.
В соответствии с пунктом 4 Извещения о проведении электронного аукциона объектом закупки (предметом контракта) является оказание услуг по обеспечению техническими средствами реабилитации-слуховыми аппаратами.
Согласно п. 2.3 проекта контракта (Приложение N 2 к документации) общий объем услуг, оказываемых в рамках контракта, указан в Приложении N 1 к контракту (Описание объекта закупки (техническое задание).
Приложение N1 к техническому заданию содержит характеристики и количество поставляемого товара.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях в том числе Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Согласно части 3 статьи 421 Гражданского кодекса РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Комиссия указывает, что конечной целью договора является оказание услуг по обеспечению техническими средствами реабилитации, которая достигается путем поставки товара лицу с ограниченными возможностями.
В данном случае смешанный договор позволяет в рамках одного договора урегулировать различные отношения сторон в их совокупности, что не противоречит законодательству.
Таким образом, довод заявителя о том, что помимо оказания услуг в рамках данной закупки применяются условия поставки, что вводит участника закупки в заблуждение не нашел своего подтверждения.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу, что заявителем в обоснование заявленных требований не представлены доказательства того, что документация электронного аукциона N АЭ-4054/17 на оказание услуг по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации-слуховыми аппаратами противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, равно как и не доказано обстоятельство необоснованного ограничения прав и законных интересов заявителя со стороны заказчика при проведении вышеназванного аукциона.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЦентрСлуха" на действия заказчика: Департамента социального развития Тюменской области при проведении электронного аукциона N АЭ-4054/17 на оказание услуг по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации-слуховыми аппаратами (реестровый номер закупки: 0167200003417004844) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 12 октября 2017 г. N фкс17/328
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2017