Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
_
с участием представителей сторон:
от заказчика: Государственного казенного учреждения Тюменской области "Центр информационных технологий Тюменской области" (далее также - заказчик), _по доверенности;
от уполномоченного органа: Управления государственных закупок Тюменской области (далее также - уполномоченный орган), _ по доверенности;
в отсутствии заявителя: ООО "Мастер" (далее также - заявитель) извещенных надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г. жалобу ООО "Мастер" на действия Государственного казенного учреждения Тюменской области "Центр информационных технологий Тюменской области" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению (передаче) прав использования программного обеспечения (простая/неисключительная лицензия) системы видео-конференц-связи (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru N 0167200003417004673),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 05.10.2017 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя.
В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчик, установив в объекте закупки конкретное товарное наименование (Майнд) без возможности предоставления эквивалентного продукта, намеренно и необоснованно ограничил количество участников и программных решений, которые соответствуют техническим требованиям.
Представитель уполномоченного органа, заказчика не согласился с доводами Заявителя, представил письменные возражения (исх. N0821 от 11.10.2017 г., исх. N0724/17 от 11.10.2017 г.)
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области выступило организатором проведения электронного аукциона на выполнение работ по модернизации информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Тюменской области, в интересах Государственного казенного учреждения Тюменской области "Центр информационных технологий Тюменской области".
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 069 000,00 рублей;
Информация об электронном аукционе 19.09.2017 г. была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003417004673.
На участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссией установлено, что в Спецификации (приложение к Описанию объекта закупки) указаны следующие наименование программное обеспечение (делее - ПО): "Майнд Видеоконференция, порт*", "Майнд Вебинар, порт, докладчиков 4*".
Согласно дополнительным указаниям под символом "*" Эквивалентность не устанавливается на основании п.1. ч.1. ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в связи с необходимостью обеспечения взаимодействия с программным обеспечением, имеющимся и используемым Заказчиком"
Как пояснили представители заказчика, уполномоченного органа, объектом закупки является оказание услуг по предоставлению (передаче) прав использования программного обеспечения (простая/неисключительная лицензия) системы видео-конференц-связи. Целью проводимой закупки является расширение возможностей (увеличение количества пользователей, участвующих в видеоконференциях, вебинарах), имеющейся у Заказчика Системы видео-конференц-связи (ВКС), созданной на основе программного обеспечения "Майнд". Разработчиком, правообладателем данного ПО является ООО "МайндСофт". Распространением данного ПО само общество не занимается, а действует через поставщиков.
Тем образом, заказчик не ограничил количество участников аукциона, что подтверждается 3 поданными заявками на участие в данном аукционе.
Кроме того, приобретение иного программного обеспечения потребует дополнительных финансовых и временных затрат на интеграцию с уже имеющимся ПО и обучению пользователей системы ВКС использованию нового ПО.
Таким образом, на момент проведения указанного аукциона у заказчика имеется ВКС Правительства Тюменской области на основе ПО "Майнд". Система представляет собой программно-аппаратный комплекс, предназначенный для интерактивного взаимодействия двух и более участников сеансов видео-конференц-связи, обеспечивающий передачу, обработку информации дистанционно в режиме реального времени. Вместе с тем, количество действующих неисключительных лицензий, имеющихся у заказчика, не позволяет обеспечить весь круг участников проводимых видеоконференций, вебинаров (мероприятий). В связи с потребностью в расширении числа участников проводимых мероприятий, заказчик проводит закупку по приобретению дополнительных лицензий, имеющегося у него ПО "Майнд".
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о правомерности применения заказчиком п.1. ч.1. ст.33 Закона о контрактной системе, в части не включения слова "Эквивалент" при указании товарного знака "Майнд" в связи с необходимостю обеспечения взаимодействия ПО с ПО "Майнд", используемым заказчиком.
Комиссия также отмечает, что Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика, за исключением требования об объективном характере описания объекта закупки.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Действующим законодательством Российской Федерации не установлено требование о расширении конкуренции до всех без исключения потенциальных участников осуществления закупки, если следствием данного расширения станет вероятность получения товаров, не отвечающих первоначальным потребностям в части функционально-технических характеристик. При этом требования к таким функционально-техническим характеристикам приобретаемого оборудования формирует получатель данных изделий, а не представитель коммерческой организации, конечной целью которого является реализация имеющегося в наличии товара вне зависимости от степени его соответствия потребностям получателя.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
С учетом изложенного, а также в связи с тем, что заявитель не предоставил доказательств невозможности своего участие в указанной публичной процедуре, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Мастер" на действия Государственного казенного учреждения Тюменской области "Центр информационных технологий Тюменской области", при проведении электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению (передаче) прав использования программного обеспечения (простая/неисключительная лицензия) системы видео-конференц-связи (0167200003417004673) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии _
Члены Комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 12 октября 2017 г. N ФКС 17/336
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2017