Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Платоновой Э.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Олимп" (далее - заявитель, ООО "Олимп"): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Администрации муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) (далее - Администрация МО "Мирнинский район" РС(Я), заказчик): не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Олимп" на действия заказчика Администрации МО "Мирнинский район" РС(Я) при проведении электронного аукциона на поставку, монтаж и пусконаладочные работы третьего этапа по объекту "Аппаратно-программный комплекс "Безопасный город" на территории г.Мирный (извещение N 0116300000217000438), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Олимп".
Из текста жалобы заявителя следует, что:
1. Установлены избыточные требования к радиолокационному измерителю скорости:
Диапазон измеряемых скоростей |
20 - 250 км/час |
Погрешность измерения скорости, не более |
_ 2,0 км/час |
Дискретность порогового значения скорости |
1,0 км/час |
Данные требования являются избыточными, так как точное значение возможно указать только после приобретения товара и поставленных испытаний.
2. Непонятны требования к товару "ТРЕБОВАНИЯ К ИК-ПРОЖЕКТОРУ". Заказчиком установлено: "ИК-прожектор должен иметь рабочий температурный режим в пределах: минимально 50°С, максимально+50 °С". То есть необходим заказчику прожектор, который будет работать только при температуре 50°С. К установленным требованиям заказчика не подошел не один из многочисленных производителей. Предполагают, что требования составлены с целью ограничения конкуренции среди участников, так как не существует ИК-прожектор, который будет работать только при температуре 50°С. Предметом контракта по данной закупке не является изготовление товаров. Изготовитель является лицом, ответственным за качество выпускаемой продукции и гарантирующим их соответствие ГОСТ.
Из письменного пояснения заказчика следует, что требования к радиолокационному измерителю скорости указаны согласно общим техническим требованиям ГОСТ Р 50856-96, являются общедоступными в сети Интернет, не являются избыточными, не требуют наличия у участника закупки на момент подачи заявки.
Согласно описанию объекта закупки ИК-прожектор должен иметь рабочий температурный режим в пределах минимально 50С, максимально +50
С, указаны самые наименьшие (самое низкое) и наибольшие (наивысшее) значения данных показателей.
Показатель рабочей температуры ИК-прожектора "Минимально" считается минусовым показателем.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1) извещение N 0116300000217000438 об осуществлении закупки размещено уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), а также на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 18.09.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 5 850 000,00 рублей;
4) на участие в электронном аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
5) заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям аукционной документации. Электронный аукцион признан несостоявшимся.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу заявителя частично обоснованной на основании следующего.
Довод жалобы в части установления по радиолокационному измерителю скорости требований к показателям, значения которых становятся известными после приобретения и испытания товара, признан необоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Подразделом "ТРЕБОВАНИЯ К РАДИОЛОКАЦИОННОМУ ИЗМЕРИТЕЛЮ СКОРОСТИ" раздела 4 "Технические и функциональные характеристики АПК" приложения 2 "Описание объекта закупки (техническое задание)" аукционной документации установлено, в том числе следующее:
Радиолокационный измеритель скорости ТС должен удовлетворять следующим техническим характеристикам:
Компонент |
Тип |
Диапазон измеряемых скоростей |
20 - 250 км/час |
Погрешность измерения скорости, не более |
_ 2,0 км/час |
Дискретность порогового значения скорости |
1,0 км/час |
Между тем, из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также обоснование потребности заказчика при установлении требований к поставляемому товару.
При этом, Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок считает необходимым отметить, что согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В своем письменном пояснении заказчик указывает, что требования к радиолокационному измерителю скорости указаны согласно общим техническим требованиям ГОСТ Р 50856-96.
"ГОСТ Р 50856-96. Государственный стандарт Российской Федерации. Измерители скорости движения транспортных средств радиолокационные. Общие технические требования. Методы испытаний" утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 05.02.1996 года N 52 (далее также - ГОСТ Р 50856-96).
Пунктами 4.2.1.3, 4.2.1.4, 4.2.1.9 ГОСТ Р 50856-96 предусмотрены такие показатели как диапазон измеряемых скоростей, основная погрешность измерения скорости движения транспортных средств во всем диапазоне измеряемых скоростей, рабочем диапазоне температур и питающих напряжений, дискретность установки пороговых значений скорости движения (шкала измерителя скорости).
Кроме того, любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании. На это, в частности, указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе: участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Заявителем не представлены доказательства того, что вышеуказанные требования к товарам являются требованиями к показателям, значения которых становятся известными после приобретения и испытания товара.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Довод жалобы в части того, что подразделом "ТРЕБОВАНИЯ К ИК-ПРОЖЕКТОРУ" раздела 4 "Технические и функциональные характеристики АПК" приложения 2 "Описание объекта закупки (техническое задание)" аукционной документации установлены требования к показателю товара, не позволяющие определить соответствие товара требованиям заказчика, признан обоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Подразделом "ТРЕБОВАНИЯ К ИК-ПРОЖЕКТОРУ" раздела 4 "Технические и функциональные характеристики АПК" приложения 2 "Описание объекта закупки (техническое задание)" установлено, в том числе следующее:
"ИК-прожектор должен иметь рабочий температурный режим в пределах: минимально 50С, максимально+50
С".
В своем письменном пояснении заказчик указывает, что показатель рабочей температуры ИК-прожектора "Минимально" считается минусовым показателем.
Между тем, из положений аукционной документации невозможно установить, что значение показателя "50С" выражено отрицательным числом, следовательно, определить соответствие товара требованиям заказчика невозможно.
Заказчиком нарушены пункт 1 части 1, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Между тем, на момент рассмотрения настоящего дела у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что допущенное нарушение повлияло на результаты осуществления закупки либо иным образом нарушили чьи-либо права и интересы.
Жалоба подлежит признанию частично обоснованной.
На основании вышесказанного, Комиссия приняла решение, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Олимп" частично обоснованной. Довод в части того, что подразделом "ТРЕБОВАНИЯ К ИК-ПРОЖЕКТОРУ" раздела 4 "Технические и функциональные характеристики АПК" приложения 2 "Описание объекта закупки (техническое задание)" аукционной документации установлены требования к показателю товара, не позволяющие определить соответствие товара требованиям заказчика, признан обоснованным.
2. Признать заказчика Администрацию муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) нарушившим пункт 1 части 1, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Поскольку допущенное нарушение не повлияло на результаты осуществления закупки, предписание об устранении допущенного нарушения не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии М.Н. Мохначевская
Члены комиссии В.А. Данилова
Э.Ю. Платонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 11 октября 2017 г. N 06-1096/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2017