Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Бюджетный учет" (далее также - ООО "Бюджетный учет"): не явились, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя;
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - Госкомзакупок РС (Я), уполномоченный орган): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Верхневилюйская центральная районная больница" (далее - ГБУ РС (Я) "Верхневилюйская ЦРБ", заказчик): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "Бюджетный учет" на действия заказчика ГБУ РС (Я) "Верхневилюйская ЦРБ", уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на оказание услуги по программному обеспечению ЛИС (изв. N 0116200007917009295), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Бюджетный учет" на действия заказчика ГБУ РС (Я) "Верхневилюйская ЦРБ", уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на оказание услуги по программному обеспечению ЛИС (изв. N 0116200007917009295).
Из текста жалобы ООО "Бюджетный учет" следует:
1. Описание объекта закупки составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно в описании объекта закупки отсутствуют требования о модификации и ином использовании ЕРМИС или ее модулей, также отсутствуют требования относительно интеграции ЛИС в ЕРМИС, более того, описание объекта закупки не содержит наименование "ЕРМИС".
2. В нарушение требований Закона о контрактной системе в аукционной документации установлено требование о предоставлении в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе документов, подтверждающих законные права на модификацию и иное использование ЕРМИС.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений уполномоченного органа следует, что согласно пункту 5.2 Порядка взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков при осуществлении полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом президента Республики Саха (Якутия) от 27.12.2013 г. N 2425, заказчик разрабатывает и утверждает документацию, устанавливает требования к участникам закупки, описание объекта закупки.
Из письменных пояснений заказчика следует, что с жалобой заявителя не согласны по следующим основаниям:
ТМ:МИС - Медицинская информационная система "ТМ:МИС" предназначена для комплексной автоматизации деятельности персонала лечебно-профилактических учреждений, включающих стационарные и амбулаторно-поликлинические подразделения.
Разработчик: г.Белгород ООО "Трастмед" (TrustMed_).
Техподдержка ТМ: МИС ГК "ХОСТ" Руководитель Дмитрий Котохин.
Внедрена система "Трастмед" (TrustMed_) ТМ: МИС Медицинская информационная система 2013 году по приказу министра Минздрава РС(Якутия)
Программа ТМ: МИС Трастмед" (TrustMed_) состоит из нескольких модулей, каждый из которых взаимосвязан между собой.
На данный момент в Республике Саха (Якутия) запущены в работу следующие модули Программы:
- Больничная аптека
- Вакцинопрофилактика
- Ведения листков временной нетрудоспособности
- Вызов пациента на прием к врачу
- Диспансеризация
- ДЛО
- Мобильное приложение "Электронная регистратура"
- Оргметодкабинет
- Параклиника
- Поликлиника
- Портал "Электронная регистратура"
- Регистратура
- Родовспоможение
- Скорая медицинская помощь
- Смертность
- Статистика
- Стационар
- Флюорокартотека
Возможности модуля Параклиника МИС(TrustMed_)
1. формирование направлений на анализы, диагностические обследования и процедуры
2. запись на проведение анализов
3. просмотр списков записавшихся на анализ
4. ввод и просмотр результатов анализов и диагностических обследований
5. формирование и печать бланков результатов анализов
6. отображение направлений выполненных исследований в электронной медицинской карте пациента
7. возможность добавления новых видов исследований, а также редактирование существующих
ПАК ЛИС предназначен для комплексного информационно-аналитического обеспечения основных процессов клинико-диагностической лаборатории:
Цели внедрения ПАК ЛИС
Основными целями внедрения ПАК ЛИС на объекте внедрения являются:
- сокращение затрат лаборатории на исполнение основных процессов;
- повышение удобства работы с заказами на проведение исследований;
- сокращение времени обработки заказов;
- уменьшение количества информации на бумажных носителях;
- упрощение поиска информации;
- уменьшение трудоемкости расчётов контроля качества;
- уменьшение количества ошибок, связанных с ручной обработкой поступающих направлений и получаемых результатов и выполнением рутинных операций;
- ускорение процесса передачи полученных результатов лечащим врачам за счет интеграции с медицинской информационной системой.
Для реализации поставленных целей ПАК ЛИС должен обеспечивать решение следующих задач:
- автоматизация процесса работы с направлениями, включая автоматический обмен информацией с медицинской информационной системой TrustMed_ (http://trustmed.ru/), модуль "Параклиника";
- автоматизация процесса регистрации поступающих образцов биологического материала;
- автоматизация процесса проведения исследований, включая автоматическое управление лабораторными анализаторами;
- автоматизация процесса медицинской валидации и авторизации получаемых результатов;
- автоматизация процесса выдачи результатов анализов и их переноса в медицинскую информационную систему;
- автоматизация процесса передачи результатов лабораторных исследований в медицинскую информационную систему TrustMed_ (http://trustmed.ru/), модуль "Параклиника";
- автоматизация процесса внутрилабораторного контроля качества согласно действующей нормативной документации.
- В лаборатории используются анализаторы и лабораторное оборудование, которое должно быть подключено к ЛИС:
По модулю Параклиника ТрастМед. ТМ: МИС планировали расширить автоматизацию и интеграцию систем исследований. Система ПАК ЛИС обеспечивает обмен информацией с медицинской информационной системой TrustMed_, развернутой в медицинском учреждении, которая прописана в пункте 2.2 и в пункте 4.2.7 описания объекта закупки. Также обеспечивает получение информации о пациентах, заказанных исследованиях (направлениях), взятых образцах биологического материала и передачу результатов проведенных исследований в медицинскую информационную систему. А также имеет возможность подключать анализаторы и лабораторное оборудование к ПАК ЛИС.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" - 27.09.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 950 000,00 руб.;
4) на участие в электронном аукционе подана 1 заявка;
5) заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Бюджетный учет" необоснованной на основании следующего.
1. Довод в части установления необъективного описания объекта закупки аукционной документации подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно извещению N 0116200007917009295 предметом закупки является оказание услуги по программному обеспечению ЛИС.
Как указывает ООО "Бюджетный учет", часть 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации не содержит указание на название "ЕРМИС", модификации ЕРМИС или ее модулей, а также требований об интеграции ЛИС (Лабораторная информационная система) в ЕРМИС (Единой региональной медицинской информационной системе).
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также обоснование потребности заказчика при установлении требований к поставляемому товару.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Тем самым основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования.
В разделе 2 части 2 "Описание объекта закупки" установлено, что программно-аппаратный комплекс ЛИС (ПАК ЛИС) предназначен для комплексного информационно-аналитического обеспечения основных процессов клинико-диагностической лаборатории ГБУ РС (Я) "Верхневилюйская ЦРБ".
Одной из основных целей внедрения ПАК ЛИС на объекте внедрения является, в том числе ускорение процесса передачи полученных результатов лечащим врачам за счет интеграции с медицинской информационной системой, что также указывает заказчик в своих пояснениях, согласно которым система ПАК ЛИС обеспечивает обмен информацией с медицинской информационной системой TrustMed_, развернутой в медицинском учреждении.
Согласно подразделу 2.2 части "Описание объекта закупки" аукционной документации для реализации поставленных целей ПАК ЛИС должен обеспечивать решение следующих задач, в том числе:
- автоматизация процесса работы с направлениями, включая автоматический обмен информацией с медицинской информационной системой TrustMed_ (http://trustmed.ru/), модуль "Параклиника",
- автоматизация процесса передачи результатов лабораторных исследований в медицинскую информационную систему TrustMed_ (http://trustmed.ru/), модуль "Параклиника".
В подразделе 4.1 части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации также установлено требование, согласно которому ПАК ЛИС в программной части должен обеспечивать решение следующих основных задач, в том числе управление направлениями на проведение исследований, включая автоматическое получение направлений из медицинской информационной системы.
Как следует из письменных пояснений заказчика в ГБУ РС (Я) "Верхневилюйская ЦРБ" внедрена система "Трастмед" (TrustMed_) ТМ:МИС Медицинская информационная система 2013 году по приказу министра Минздрава РС(Якутия). Программа ТМ:МИС Трастмед" (TrustMed_) состоит из нескольких модулей, каждый из которых взаимосвязан между собой. На данный момент в Республике Саха (Якутия) запущены в работу следующие модули Программы, в том числе "Параклиника". При этом по модулю Параклиника ТрастМед. ТМ:МИС планируется расширить автоматизацию и интеграцию систем исследований.
Кроме того, в подразделе 4.2.7 части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены требования к функциям и интеграции ПАК ЛИС, согласно которым система должна обеспечивать обмен информацией с медицинской информационной системой TrustMed_, развернутой в медицинском учреждении. Должно быть обеспечено получение информации о пациентах, заказанных исследованиях (направлениях), взятых образцах биологического материала. Должна быть обеспечена передача результатов проведенных исследований в медицинскую информационную систему.
Проанализировав часть 2 "Описание объекта закупки" Комиссия приходит к выводу, что описание объекта закупки содержит указание на наименование медицинской информационной системы, используемой заказчиком, более того содержит прямое требование об интеграции поставляемого товара (программно-аппаратного комплекса ЛИС) с используемой в ГБУ РС (Я) "Верхневилюйская ЦРБ" медицинской информационной системой TrustMed_, направленной на обеспечение процесса исследований и обработку полученных результатов как единый медицинский комплекс.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
При этом, согласно материалам дела, запросов о разъяснении положений аукционной документации в части не установления в описании объекта закупки, надлежащих требований относительно оказания услуг по внедрению программно-аппаратного комплекса Лабораторной информационной системы (далее ЛИС) в ГБУ РС (Я) "Верхневилюйская ЦРБ" не поступало.
Кроме того, в силу пункта 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Между тем, жалоба заявителя не содержит сведений и документов, подтверждающих данный довод, позволяющих антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для участия в закупке.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения, признан необоснованным.
2. Довод в части установления излишних требований к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Как указывает заявитель, заказчиком в аукционной документации установлено излишнее требование о представлении в составе вторых частей заявок копии документов, подтверждающих его законное право на модификацию и иное использование Единой региональной медицинской информационной системы Республики Саха (Якутия).
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе, требование к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как установлено ранее, предметом данной закупки является внедрение программно-аппаратного комплекса Лабораторной информационной системы (далее ЛИС) в ГБУ РС (Я) "Верхневилюйская ЦРБ", с целью расширения автоматизации и интеграции систем исследований по модулю Параклиника ТрастМед. ТМ:МИС, что предусматривает модификацию уже имеющейся у заказчика медицинской информационной системы TrustMed_.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также Гражданский кодекс РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьями 1259, 1261 Гражданского кодекса Российской Федерации программы для ЭВМ, включая исходный текст и объектный код, являются объектами авторских прав и охраняются соответствующим образом.
Пунктом 9 части 2 статьи 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что использованием произведения считается также его переработка. При этом под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.
Как следует из материалов дела, в извещении о проведении закупки, а также в пункте 32 части 1 "Информационная карта" аукционной документации установлены требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг являющихся объектом закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно в соответствии со ст. 1270 ч. IV Гражданского кодекса РФ, Исполнитель на стадии подачи заявки должен представить копии документов, подтверждающих его законное право на модификацию и иное использование ЕРМИС: для Исполнителя, являющегося автором, иным правообладателем Единой региональной медицинской информационной системы Республики Саха (Якутия) - свидетельство Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам о регистрации программы для ЭВМ N2009615527 от 05.10.2009 г. Для Исполнителя, которому права на Единую региональную медицинскую информационную систему Республики Саха (Якутия) переданы автором или правообладателем - договор о передаче участнику прав на модификацию и иное использование Единой региональной медицинской информационной системы Республики Саха (Якутия), заключенный в письменной форме и устанавливающий объем, а также способы использования программы, срок действия договора.
Поскольку предметом рассматриваемой закупки является именно модернизация модуля Параклиника ТрастМед. ТМ:МИС путем внедрения ЛИС, то установление заказчиком в пункте 32 части 1 "Информационная карта" аукционной документации, а также в извещении о проведении закупки требований к участникам закупки основано на требованиях Гражданского кодекса Российской Федерации и не противоречит положениям Закона о контрактной системе, а следовательно и требование о представлении в составе второй части заявки копий документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно подтверждающих законное право участников закупки на модификацию и иное использование ЕРМИС (медицинской информационной системой TrustMed_), установленной в ГБУ РС (Я) "Верхневилюйская ЦРБ", являются правомерными.
Таким образом, второй довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
Жалоба ООО "Бюджетный учет" признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "Бюджетный учет" на действия заказчика ГБУ РС (Я) "Верхневилюйская ЦРБ", уполномоченного органа Госкомзакупок РС (Я) при проведении электронного аукциона на оказание услуги по программному обеспечению ЛИС (изв. N 0116200007917009295) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии М.Н. Мохначевская
Члены комиссии: Н.Н. Яцкова
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 12 октября 2017 г. N 06-1102/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2017