Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии,
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Петра" (далее - ООО "Петра", Общество, заявитель): извещены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от Единой комиссии, заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Ленская центральная районная больница" (далее - ГБУ РС(Я) "Ленская ЦРБ", заказчик, Единая комиссия): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились, представлены письменные пояснения,
рассмотрев жалобу ООО "Петра" на действия Единой комиссии заказчика ГБУ РС(Я) "Ленская ЦРБ", заказчика при проведении запроса предложений на поставку медицинского оборудования (извещение N 0316300095217000057), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Петра" на действия Единой комиссии заказчика ГБУ РС(Я) "Ленская ЦРБ", заказчика при проведении запроса предложений на поставку медицинского оборудования (извещение N 0316300095217000057).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
До рассмотрения дела возражений от заинтересованных лиц не поступило.
Из жалобы ООО "Петра" следует, что заявителем обжалуется следующее:
1. Установление заказчиком критериев оценки заявок участников закупки, которые не соответствуют положениям Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее по тексту - Правила N 1085).
2. Результаты оценки заявки иного участника закупки. По мнению заявителя Единой комиссией заказчика необоснованно присвоен более высокий балл заявке участника закупки ООО "Диона".
Просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику, Единой комиссии заказчика предписание об устранении допущенных нарушений.
Из письменных пояснений заказчика следует, что ГБУ РС(Я) "Ленская ЦРБ" с жалобой не согласно по следующим основаниям:
1. Критерии установлены на основании потребностей заказчика.
2. Оценка участников закупки была проведена в соответствии с установленными заказчиком критериями.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 19.09.2017 года;
2) идентификационный код закупки: 173141400382614140100102280012651000;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос предложений;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 525 000,00 руб.;
5) на участие в запросе предложений подано 2 заявки от участников закупки;
6) по итогам оценки заявок участников запроса предложений участнику закупки ООО "Петра" присвоен рейтинг 0,65, участнику закупки ООО "Диона" - 0,925..
7) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "Петра" не подлежащей рассмотрению по следующим основаниям.
1. Из жалобы следует, что ООО "Петра" обжалует действия заказчика по установлению критериев оценки заявок участников закупки, которые не соответствуют положениям Правил N 1085.
Согласно пункту 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе в документации запроса предложений должны содержаться критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
Порядок подачи жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки регулируется статьей 105 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 названной статьи обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
Жалоба ООО "Петра" поступила в Управление Федеральной антимонопольной службы 04.10.2017 г.
При этом сроком окончания подачи заявок на участие в запросе предложений на поставку медицинского оборудования (изв. N 0316300095217000057) установлено 11 часов 00 минут 27.09.2017 г.
Следовательно, заявителем ООО "Петра" пропущен срок обжалования положений документации запроса предложений. При изложенных обстоятельствах первый довод жалобы ООО "Петра" является не подлежащим рассмотрению.
2. Из жалобы следует, что заявителем обжалуются результаты оценки заявки иного участника закупки. По мнению заявителя Единой комиссией заказчика необоснованно присвоен более высокий балл заявке участника закупки ООО "Диона".
В соответствии с частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе, определяющей порядок рассмотрения жалоб по существу, рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
При изложенных обстоятельствах, второй довод жалобы ООО "Петра" признается не подлежащим рассмотрению в силу прямого указания части 6 статьи 106 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "Петра" признается не подлежащей рассмотрению.
По результатам внеплановой проверки установлено следующее:
1. В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 "Осуществление закупок" Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случаях:
- заключения контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд Российской Федерации в Олимпийских играх и Паралимпийских играх;
- осуществления закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании части 9 или 15 статьи 95 настоящего Федерального закона. При этом в случае, если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта на основании настоящего пункта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгаемому контракту, а цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги;
- осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения. Кроме того, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, необходимые для назначения двум и более пациентам. Указанное решение врачебной комиссии должно включаться одновременно с контрактом, заключенным в соответствии с настоящим пунктом, в реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 настоящего Федерального закона, при условии обеспечения предусмотренного Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" обезличивания персональных данных;
- признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с частью 4 статьи 55 и частью 4 статьи 71 настоящего Федерального закона;
- осуществления закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- осуществления закупок услуг по защите интересов Российской Федерации в случае подачи физическими лицами и (или) юридическими лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к Российской Федерации при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию таких услуг.
Таким образом, в Законе о контрактной системе отсутствуют основания для осуществления закупки медицинского оборудования в форме запроса предложений, в том случае, если процедура определения поставщика проводится заказчиком впервые, не признана не состоявшейся в форме конкурса, либо электронного аукциона, и контракт по результатам которой не расторгнут заказчиком в одностороннем порядке.
Согласно части 1 статьи 21 Закона о контрактной системе перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год содержат планы-графики закупок, которые являются основанием для осуществления закупок.
Материалами проверки установлено, что изменения в план-график ГБУ РС(Я) "Ленская ЦРБ", в части проведения закупки на поставку медицинского оборудования - анализаторов гипербилирубинемии фотометрических в форме запроса предложений, размещены в единой информационной системе 05.09.2017 г., в планах-графиках заказчика на 2017 год, опубликованных в единой информационной системе ранее (08.06.2017 г., 10.07.2017 г., 08.08.2017 г., 01.09.2017 г.), указано, что проведение закупки планируется в форме электронного аукциона.
В качестве основания для внесения изменений в позицию с идентификационным кодом 173141400382614140100102280012651000 указано следующее: "Изменение планируемой даты начала осуществления закупки, сроков и (или) периодичности приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг, способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), этапов оплаты и (или) размера аванса и срока исполнения контракта".
Из письменных пояснений заказчика следует, что изначально проведение закупки на поставку медицинского оборудования планировалось в форме электронного аукциона, решение о проведении рассматриваемой закупки в форме запроса предложений заказчиком было принято по причине неоднократного возвращения аукционной документации на доработку.
Между тем, указанное обстоятельство (необходимость доработки документации об электронном аукционе) не является основанием для осуществления закупки в форме запроса предложений.
При изложенных обстоятельствах заказчик признается нарушившим часть 5 статьи 24, часть 2 статьи 83 Закона о контрактной системе.
2. Как отмечено выше, согласно пункту 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе в документации запроса предложений должны содержаться критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
Статьей 7 Закона о контрактной системе, определяющей принципы открытости и прозрачности контрактной системы в сфере закупок установлено следующее:
1. В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
2. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
3. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
При этом частью 2 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении запроса предложений заказчик вправе не применять предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии, вправе устанавливать по своему усмотрению не предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также вправе не применять установленные частью 6 настоящей статьи величины значимости критериев.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085.
Согласно пункту 8 Правил N 1085 в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
В соответствии с пунктом 12 Правил N 1085 при проведении запроса предложений заказчик вправе не применять критерии оценки, предусмотренные пунктами 4 и 5 настоящих Правил. В этом случае заказчик с учетом положений пунктов 9 и 10 настоящих Правил вправе устанавливать по своему усмотрению не предусмотренные пунктами 4 и 5 настоящих Правил критерии оценки, их величины значимости, а также вправе не применять установленные приложением к настоящим Правилам предельные величины значимости критериев оценки.
Материалами проверки установлено, что в документации о проведении запроса предложений относительно порядка оценки заявок участников закупки указано следующее: "Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений. Оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений осуществляется с использованием рейтингового метода. Рейтинг представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления. Значимость критериев определяется в процентах. При этом для расчетов рейтингов применяется коэффициент значимости, равный значимости соответствующего критерия в процентах, деленному на 100. Сумма значимостей критериев оценки заявок, установленных в документации, составляет 100 процентов. Каждая заявка оценивается каждым членом Единой комиссии".
Также из материалов проверки следует, что Единой комиссией заказчика проведена оценка заявок участников закупки, составлена таблица, в которой зафиксированы результаты проведенной оценки. Указанная таблица размещена в единой информационной системе.
Из данной таблицы следует, что заявки участников запроса предложений оценены на основе ценового "цена договора" и неценового "квалификация участника" критериев.
Между тем в документации о проведении запроса предложений отсутствует указание на установленный заказчиком неценовой критерий оценки заявки участников закупки, относящийся к их квалификации, отсутствует порядок оценки заявок участников закупки по данному критерию - не указано на основании каких документов и сведений будет оцениваться такая квалификация, не указаны величины значимости ценового и неценового критериев, что нарушает требования, установленные к составу документации о запросе предложений, противоречит принципам открытости и прозрачности контрактной системы в сфере закупок, препятствует формированию и подаче участниками закупок заявок на участие в закупке.
При изложенных обстоятельствах заказчик признается нарушившим части 2 и 3 статьи 7, часть 4 статьи 32, пункт 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе.
3. Как отмечено выше, согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с частью 11 статьи 83 Закона о контрактной системе все заявки участников запроса предложений оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений, фиксируются в виде таблицы и прилагаются к протоколу проведения запроса предложений, после чего оглашаются условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие в запросе предложений, без объявления участника запроса предложений, который направил такую единственную заявку.
Выше указано, что в документации о проведении запроса предложений отсутствует указание на установленный заказчиком неценовой критерий оценки заявки участников закупки, относящийся к их квалификации, отсутствует порядок оценки заявок участников закупки по данному критерию - не указано на основании каких документов и сведений будет оцениваться такая квалификация, не указаны величины значимости ценового и неценового критериев.
Между тем, материалами проверки установлено, что Единой комиссией заказчика проведена оценка заявок участников закупки, составлена таблица, в которой зафиксированы результаты проведенной оценки. Указанная таблица размещена в единой информационной системе.
Из данной таблицы следует, что заявки участников запроса предложений оценены на основе ценового "цена договора" и неценового "квалификация участника" критериев.
Между тем, у Единой комиссии заказчика, в отсутствие в документации о запросе предложений указаний на: применяемый в целях оценки заявок участников закупки неценовой критерий "квалификация участника"; порядок оценки по такому критерию; величины значимости ценового и неценового критериев, отсутствовали правовые основания для оценки участников запроса предложений.
При изложенных обстоятельствах Единая комиссия заказчика признается нарушившей часть 4 статьи 32, часть 11 статьи 83 Закона о контрактной системе.
4. Как отмечено выше, частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, определяющей принципы открытости и прозрачности контрактной системы в сфере закупок, установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частями 9-16 статьи 83 Закона о контрактной системе установлено следующее:
9. В день, во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса предложений, непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытием доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений заказчик обязан публично объявить присутствующим участникам запроса предложений при вскрытии этих конвертов и открытии указанного доступа о возможности подачи заявок, изменения или отзыва поданных заявок. Заказчик обязан предоставить всем участникам запроса предложений, подавшим заявки, возможность присутствовать при вскрытии конвертов с их заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам и оглашении заявки, содержащей лучшие условия исполнения контракта.
10. Комиссией по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений вскрываются поступившие конверты с заявками на участие в запросе предложений и открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений. Участники запроса предложений, подавшие заявки, не соответствующие требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений, отстраняются, и их заявки не оцениваются. Основания, по которым участник запроса предложений был отстранен, фиксируются в протоколе проведения запроса предложений. В случае установления факта подачи одним участником запроса предложений двух и более заявок на участие в запросе предложений заявки такого участника не рассматриваются и возвращаются ему.
11. Все заявки участников запроса предложений оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений, фиксируются в виде таблицы и прилагаются к протоколу проведения запроса предложений, после чего оглашаются условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие в запросе предложений, без объявления участника запроса предложений, который направил такую единственную заявку.
12. После оглашения условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, или условий, содержащихся в единственной заявке на участие в запросе предложений, запрос предложений завершается, всем участникам запроса предложений или участнику запроса предложений, подавшему единственную заявку на участие в запросе предложений, предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений.
13. В единой информационной системе в день вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений размещается выписка из протокола его проведения, содержащая перечень отстраненных от участия в запросе предложений участников с указанием оснований отстранения, условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, или условий, содержащихся в единственной заявке на участие в запросе предложений, без объявления участника запроса предложений, который направил такую заявку.
14. Если все присутствующие при проведении запроса предложений его участники отказались направить окончательное предложение, запрос предложений завершается. Отказ участников запроса предложений направлять окончательные предложения фиксируется в протоколе проведения запроса предложений. В этом случае окончательными предложениями признаются поданные заявки на участие в запросе предложений.
15. Вскрытие конвертов с окончательными предложениями и открытие доступа к поданным в форме электронных документов окончательным предложениям осуществляются на следующий рабочий день после даты завершения проведения запроса предложений и фиксируются в итоговом протоколе. Участники запроса предложений, направившие окончательные предложения, вправе присутствовать при вскрытии конвертов с окончательными предложениями и открытии доступа к поданным в форме электронных документов окончательным предложениям.
16. Выигравшим окончательным предложением является окончательное предложение, которое в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам. В случае, если в нескольких окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения контракта, выигравшим окончательным предложением признается окончательное предложение, которое поступило раньше. В итоговом протоколе фиксируются все условия, указанные в окончательных предложениях участников запроса предложений, принятое на основании результатов оценки окончательных предложений решение о присвоении таким окончательным предложениям порядковых номеров и условия победителя запроса предложений. Итоговый протокол и протокол проведения запроса предложений размещаются в единой информационной системе в день подписания итогового протокола.
Частями 1-2, 2 статьи 39 Закона о контрактной системе установлено следующее:
1. Для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок.
2. Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии.
3. Заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений. Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека.
При этом частью 8 статьи 39 Закона о контрактной системе установлено, что комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.
Материалами проверки установлено, что 28.09.2017 г. в единой информационной системе размещены выписка из протокола проведения запроса предложений от 28.09.2017 г. N ВПП1 и протокол проведения запроса предложений от 28.09.2017 г. NПП1.
Заказчиком в материалы дела представлена копия приказа N 01-06-178 от 07.07.2016 г. "О внесении изменений в единую комиссию по осуществлению закупок для нужд ГБУ РС(Я) "Ленская ЦРБ"", согласно которому Единая комиссия заказчика состоит из председателя - Егорова Л.П. и восьми членов - Куприяновой Н.Н., Засецкой Т.С., Никоновой Р.П., Роженковой Л.А., Дворковой Л.В., Ковадло И.Л., Герасимовой Я.А., Журавлевой Н.В.
Изучив указанные выписку из протокола и протокол, Комиссия Якутского УФАС России установила следующее:
- выписка из протокола проведения запроса предложений от 28.09.2017 г. N ВПП1 не содержит условия исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей;
- протокол проведения запроса предложений не содержит сведений об отказе участников запроса предложений направлять окончательные предложения, при этом итоговый протокол проведения запроса предложений в единой информационной системе не размещен;
- выписка из протокола проведения запроса предложений от 28.09.2017 г. N ВПП1 подписана 3-мя из 8-ми членов Единой комиссии заказчика (Никоновой Р.З., Журавлевой Н.В., Шаровой Я.А.), а протокол проведения запроса предложений от 28.09.2017 г. NПП1 подписан 4-мя из 9-ти членов Единой комиссии заказчика (Дворковой Н.В., Роженковой Л.А., Журавлевой Н.В., Шаровой Я.А.). Подпись председателя Единой комиссии Егорова Л.П. на обоих упомянутых документах отсутствует. При этом из аудиозаписи процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений, а также рассмотрения и оценки таких заявок, представленной заказчиком в материалы дела, следует, что на указанной процедуре из числа членов Единой комиссии заказчика присутствовали: Дворковая Н.В., Роженкова Л.А., Журавлева Н.В., Шарова Я.А.
При изложенных обстоятельствах, Единая комиссия заказчика признается нарушившей положения части 3 статьи 7, части 8 статьи 39, частей 10, 11, 13, 14 статьи 83 Закона о контрактной системе.
5. Согласно пункту 1 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе в документации о проведении запроса предложений должна содержаться информация, предусмотренная извещением о проведении запроса предложений.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 83 Закона о контрактной системе извещение о проведении запроса предложений должно содержать информацию о требованиях, предъявляемых к участникам запроса предложений, и исчерпывающем перечне документов, которые должны быть представлены участниками запроса предложений в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
- участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действующая редакция пункта 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также пункта 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе введена Федеральным законом от 28.12.2016 N489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Материалами проверки установлено, что в документации о проведении рассматриваемого запроса предложений требование, установленное к участникам закупки пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, изложено в следующем виде: "отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с выполнением работы, являющейся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации", при этом информация о требовании, предусмотренном пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в документации о запросе предложений отсутствует.
На основании вышеизложенного заказчик признается нарушившим пункты 7 и 7.1 части 1 статьи 31, пункт 1 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе.
6. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частями 5, 7, и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, предусмотрена ответственность в виде неустоек (штрафов, пеней), при этом размер указанных неустоек (штрафов, пеней) должен быть определен в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Следовательно, положения статьи 34 Закона о контрактной системе устанавливают обязанность заказчика по включению в проект контракта условий об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, закрепление в проекте контракта размера штрафа в виде фиксированной суммы и порядка его определения, а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Материалами дела установлено, что условия об ответственности сторон определены заказчиком в разделе 10 проекта контракта.
Порядок определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом в указанном разделе установлен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063.
Между тем, 30.08.2017 г. Правительством Российской Федерации принято постановление N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее также - Постановление N 1042).
Указанное постановление вступило в силу 09.09.2017 г., а извещение N 0316300095217000057 о проведении запроса предложений на поставку медицинского оборудования было опубликовано заказчиком на официальном сайте ЕИС 19. 09.2017 г., следовательно, в проект контракта, заключаемый по результатам рассматриваемой закупки, заказчику надлежало включить условия об ответственности сторон, соответствующие требованиям Постановления N 1042.
Таким образом, в нарушение частей 5, 7 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком в проекте контракта не установлен надлежащий, соответствующий требованиям действующего законодательства, порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, и порядок определения размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Петра" на действия Единой комиссии заказчика ГБУ РС(Я) "Ленская ЦРБ", заказчика при проведении запроса предложений на поставку медицинского оборудования (извещение N 0316300095217000057) не подлежащей рассмотрению.
2. Признать Единую комиссию заказчика ГБУ РС(Я) "Ленская ЦРБ" нарушившей часть 3 статьи 7, часть 4 статьи 32, часть 8 статьи 39, части 10, 11, 13, 14 статьи 83 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать заказчика ГБУ РС(Я) "Ленская ЦРБ" нарушившим части 2 и 3 статьи 7, часть 5 статьи 24, пункты 7, 7.1 части 1 статьи 31, часть 4 статьи 32, части 5, 7 и 8 статьи 34, часть 2, пункты 1 и 7 части 6 статьи 83 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать Единой комиссии заказчика ГБУ РС(Я) "Ленская ЦРБ", заказчику ГБУ РС(Я) "Ленская ЦРБ" предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
6. Материалы дела передать должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии: М.Н. Мохначевская
Члены комиссии: Данилова В.А.
Яцкова Н.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 10 октября 2017 г. N 06-1097/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2017