Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия антимонопольного органа), в составе:
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС Росси, заместителя председателя Комиссии;
Овчинниковой К.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Технострой" (далее также - ООО "Технострой", Общество, заявитель): не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Управления Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) (далее также - Управление Роспотренадзора по РС (Я), заказчик): Протопопова С.П., Неустроев М.К., Максимова Е.П., Джумвонг С.В. (представители по доверенностям);
рассмотрев жалобу ООО "Технострой" на действия заказчика Управления Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение текущего ремонта помещения (изв. N 0116100000317000070), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закона 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Технострой" на действия заказчика Управления Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение текущего ремонта помещения (изв. N 0116100000317000070).
Из текста жалобы ООО "Технострой" следует:
1. В нарушение требований Закона о контрактной системе в аукционной документации предусмотрена возможность предоставления обеспечения исполнения контракта в виде залога.
2. Извещение о проведении закупки не содержит порядок внесения денежных средств, представленных в качестве обеспечения контракта.
3. Описание объекта закупки составлено с нарушением требований статьи 33 Закона о контрактной системе.
Просят признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика в ходе заседания пояснили следуеющее:
1. Аукционная документация содержит условие о предоставлении победителем закупки обеспечения исполнении контракта (далее также - ОИК), при этом предусмотрены такие виды ОИК как внесение денежных средств или предоставление банковской гарантии.
2. С данным доводом жалобы согласны, при этом пояснили, что порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения контракта указан в аукционной документации в полном объеме.
3. При составлении описания объекта закупки заказчик руководствовался положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, а также действующими стандартами, с учетом потребности заказчика. Участникам закупки в первых частях заявок на участие в электронном аукционе следует указать показатели соответствующие действующим ГОСТам в пределах, установленных в аукционной документации.
Комиссия антимонопольного органа, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на сайте оператора электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ", а также на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.09.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 390 000,00 рублей;
4) на участие в электронном аукционе подано 8 заявок от участников закупки, к участию в закупке допущены все участники закупки;
5) предложения о цене контракта подали 5 участников закупки;
6) на момент рассмотрения жалобы итоги электронного аукционе не подведены.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "Технострой" частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод в части неправомерного включения в аукционную документацию условия о предоставлении обеспечения исполнения контракта в виде залога денежных средств подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Статьей 334 ГК РФ установлено, что в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества (предмета залога) преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит заложенное имущество (залогодателя).
При этом, согласно части 1 статьи 336 ГК РФ предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, за исключением имущества, на которое не допускается обращение взыскания, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом
Пунктом 13.2 раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации установлено, что в случае, если обеспечение исполнения контракта предоставляется в виде залога денежных средств, то оно подтверждается платежным поручение с отметкой банка об оплате. участник аукциона, с которым заключается контракт, перечисляет сумму залога денежных средств на банковские реквизиты: ИНН 1435157898, КПП 143501001, УФК по Республике Саха (Якутия) (Управление Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия), л/с 05161788070, Банк: Отделение-НБ РС (Я) в г. Якутск р/с 40302810700001000016, БИК 049805001).
Вместе с тем, внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта в виде залога частью 3 статьи 96 Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Таким образом, заказчиком нарушено требование части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Между тем, на момент рассмотрения настоящего дела у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что допущенное заказчиком нарушение повлияло на результаты осуществления закупки.
2. Довод в части не указания в извещении о проведении закупки порядка предоставления обеспечения исполнения контракта подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона, среди прочего, указывается информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.
Пунктами 8 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требованиях к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Материалами дела установлено, что в извещении о проведении закупки N 0116100000317000070 о проведении закупки указано следующее: "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта - Обеспечение контракта".
Таким образом, заказчик, не указавший в извещении о проведении электронного аукциона порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, признается нарушившим пункт 8 статьи 42, часть 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Между тем, на момент рассмотрения настоящего дела у Комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что допущенное заказчиком нарушение повлияло на результаты осуществления закупки.
3. Довод в части установления необъективного описания объекта закупки подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
ООО "Технострой" указывает на включение заказчиком в описание объекта закупки требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к производителю товара, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Частью 1 статья 12 Закона о контрактной системе, определяющей принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В пункте 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Представители заказчика пояснили, что при составлении описания объекта закупки заказчик руководствовался, в том числе действующими стандартами, на которые имеется указание в определенных позициях приложения N 1 "Описание объекта закупки" аукционной документации.
Частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, определяющей порядок подачи жалобы, установлено, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
При этом из смысла части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, устанавливающей, что к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие ее обоснованность, следует, что обязанность доказывания доводов жалобы, в том числе, ущемления действиями (бездействием) заказчика прав и законных интересов участника закупки, возлагается на самого участника закупки.
Между тем, заявителем жалобы ООО "Технострой" в материалы дела не представлено доказательств относительно того, что заказчиком в аукционную документацию включены требования к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к производителю товара, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Кроме того, из материалов дела следует, что на участие в электронном аукционе поступило восемь заявок, которые, по результатам рассмотрения первых частей, были допущены к участию в электронном аукционе, что опровергает довод ООО "Технострой" об ограничении, установленными заказчиком требованиями, количества участников закупки.
При изложенных обстоятельствах данный довод жалобы ООО "Технострой" признается необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Технострой" на действия заказчика Управления Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение текущего ремонта помещения (изв. N 0116100000317000070) частично обоснованной, в части установления в аукционной документации условия о предоставлении обеспечения исполнения контракта в виде залога, а также в части не установления в извещение о проведении закупки порядка предоставления обеспечения контракта
2. Поскольку допущенные заказчиком нарушения не повлияли на результаты осуществления закупки предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии М.Н. Монхначевская
Члены комиссии: К.А. Овчинникова
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 16 октября 2017 г. N 06-1112/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2017