Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии,
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
Платоновой Э.Ю. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
от заявителя общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "ВЭС" (далее - ООО СК "ВЭС", Общество, заявитель): Павлов А.П. (представитель по доверенности);
от закупочной комиссии уполномоченного органа, уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска (далее - закупочная комиссия, уполномоченный орган, ОА г. Якутска): Антонова С.Д. (представитель по доверенности),
от заказчика муниципального унитарного предприятия "Агентство по развитию территорий" городского округа "Город Якутск" (далее - МУП "АРТ" ГО "г. Якутск", заказчик) - о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, не явились,
рассмотрев жалобу ООО СК "ВЭС" на действия закупочной комиссии уполномоченного органа ОА г. Якутска при проведении запроса предложений на выполнение работ по установке свайного фундамента по объекту "Многоквартирный жилой дом с пристроенным соцкультбытом в квартале 69 г. Якутска" (изв. N 0116300000117001278), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО СК "ВЭС" на действия закупочной комиссии уполномоченного органа ОА г. Якутска при проведении запроса предложений на выполнение работ по установке свайного фундамента по объекту "Многоквартирный жилой дом с пристроенным соцкультбытом в квартале 69 г. Якутска" (изв. N 0116300000117001278).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
До рассмотрения дела возражений от заинтересованных лиц не поступило.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО СК "ВЭС" огласил доводы жалобы в полном объеме. Из жалобы следует, что заявителем обжалуются действия закупочной комиссии уполномоченного органа по признанию заявки ООО СК "ВЭС" не соответствующей требованиям документации о запросе предложений, в связи с представлением в ее составе незаверенной нотариально копии выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее также ЕГРЮЛ).
Указывают, что Обществом в составе заявки представлена выписка из ЕГРЮЛ, сформированная посредством функционала официального сайта Федеральной налоговой службы России (далее также - ФНС России) и подписанная электронной цифровой подписью (далее также - ЭЦП) ФНС России.
В связи с вышеизложенным считают отклонение заявки ООО СК "ВЭС" неправомерным.
Просят выдать закупочной комиссии заказчика предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель закупочной комиссии уполномоченного органа с жалобой не согласилась и пояснила следующее.
Выписка из ЕГРЮЛ, подписанная ЭЦП ФНС России, равнозначна выписке из ЕГРЮЛ на бумажном носителе только в случае предоставления ее в электронном виде.
Между тем, возможность подачи заявок на участие в запросах предложений в электронном виде действующим законодательством о контрактной системе и функционалом единой информационной системы (далее также - ЕИС) не предусмотрена.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.01.2015 г. N 36 "О порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок" такая возможность должна быть обеспечена не позднее 01.01.2018 г.
Следовательно, выписка из ЕГРЮЛ в электронной форме, подписанная ЭЦП налогового органа, может быть представлена в составе заявки на участие в запросе предложений после реализации соответствующих мер.
Заявка ООО СК "ВЭС" на участие в запросе предложений направлена заявителем на бумажном носителе, в запечатанном конверте, при этом в заявке данный участник закупки представил копию выписки из ЕГРЮЛ, сформированную функционалом сайта ФНС России, распечатанную на бумажном носителе, не заверенную нотариально, либо налоговым органом.
Закупочная комиссия ОА г. Якутска правомерно отклонила заявку ООО СК "ВЭС" на участие в запросе предложений, поскольку сведения из ЕГРЮЛ, распечатанные участником закупки самостоятельно, подлежат заверению либо в нотариальном порядке, либо налоговым органом. При этом документацией о проведении запроса предложений установлен порядок подачи заявок, согласно которому заявки на участие в закупке подаются исключительно на бумажном носителе.
Просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.09.2017 года;
2) идентификационный код закупки: 173143516666014350100100460014399244;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос предложений;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 7 190 199,98 руб.;
5) на участие в запросе предложений подано 2 заявки от участников закупки;
6) заявка участника закупки с номером 31 отклонена, по причине не соответствия требованиям документации о проведении запроса предложений;
7) заявка единственного участника запроса предложений, признана соответствующей требованиям документации о проведении запроса предложений.
8) на основании части 18 статьи 83 Закона о контрактной системе запрос предложений признан несостоявшимся.
9) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО СК "ВЭС" необоснованной по следующим основаниям.
Согласно части 8 статьи 83 Закона о контрактной системе заявки на участие в запросе предложений подаются участниками закупки срок и в порядке, которые установлены в извещении о проведении запроса предложений и документации о проведении запроса предложений в письменной форме или в форме электронного документа.
Согласно части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений и инструкцию по их заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников запроса предложений или доступа к участию в запросе предложений.
В пункте 24 "Место подачи заявок, окончательных предложений (в том числе заявок подающихся в форме электронного документа)" раздела "Сведения о проводимом запросе предложений" документации запроса предложений указано следующее: "Заявка на участие в запросе предложений подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта в срок, указанный в извещении о проведении запроса предложений. В соответствии с извещением на ЕИС, по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пр. Ленина 15, каб. 405, тел. (4112) 40-88-65".
В пункте 19 "Форма, содержание, состав заявки на участие в запросе предложений" упомянутого раздела документации указано следующее: "Заявка на участие должна быть подана в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать его содержимое.
Все листы заявки на участие в запросе предложений, окончательных предложений, все листы тома заявки на участие в запросе предложений, окончательного предложения должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в запросе предложений, окончательное предложение и том заявки на участие в запросе предложений, окончательного предложения должны содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплены печатью участника запроса предложений и подписаны уполномоченным лицом участника запроса предложений. Все документы в составе заявки, окончательного предложения, подписанные уполномоченным лицом участника запроса предложений, должны иметь расшифровку подписи указанного лица.
При подготовке документов в письменной форме, входящих в состав заявки и окончательного предложения, не допускается применение факсимильных подписей.
Все документы в письменной форме в составе заявки, окончательного предложения, в том числе копии документов должны быть читаемы".
Таким образом, в соответствии с порядком, установленным документацией о проведении запроса предложений, заявки на участие в запросе предложений на выполнение работ по установке свайного фундамента по объекту "Многоквартирный жилой дом с пристроенным соцкультбытом в квартале 69 г. Якутска" (изв. N 0116300000117001278) подаются исключительно в письменной форме на бумажном носителе, подача заявки в форме электронного документа документацией не допускается.
В пункте 20 "Документы, входящие в состав заявки на участие в запросе предложений" раздела "Сведения о проводимом запросе предложений" документации запроса предложений приведен следующий перечень документов:
1. Опись документов, входящих в состав заявки.
2. Заявка на участие в запросе предложений (Форма 1).
3.Декларация о соответствии единым требованиям Федерального законодательства (Форма 2).
4. Выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за 6 месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении закупки, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).
5. Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника закупки без доверенности. При этом в случае, если от имени участника закупки действует иное лицо, к заявке на участие в закупке следует прикладывать доверенность на осуществление действий от имени участника закупки, заверенную печатью участника закупки и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, к заявке на участие в закупке также следует приложить документ, подтверждающий полномочия такого лица.
6. Копии учредительных документов участника (для юридического лица).
7. Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- участник должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
- СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
- совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств;
- участник должен представить выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58.
Эта выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе (п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ).
Все перечисленные выше требования не распространяются:
- на участников, которые предложат цену контракта 3 млн руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ;
8. Решение об одобрении или о совершении крупной сделки в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством РФ, учредительными документами юридического лица и для участника закупки поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
9. Декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства или декларация о принадлежности к социально ориентированным некоммерческим организациям (в случае установления такого ограничения).
10. Документы, подтверждающие право участника запроса предложений на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 ФЗ N44, или заверенные копии таких документов (в случае установления таких преимуществ).
11. Документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в запросе предложений (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в запросе предложений с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Также указано, что форма заявки приведена в приложении к информационной карте.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" установлено, что информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Следовательно, условие части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" о равнозначности электронной подписи и рукописной подписи не действует в отношении закупок, где выбран способ подачи заявок на бумажном носителе (письменная форма), в частности, в рассматриваемом случае.
Пунктом 11.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" дано определение электронного документа. Электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Распечатанная выписка ЕГРЮЛ утрачивает статус электронного документа, признаки которого сформулированы в пункте 11.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", поскольку осуществляется процесс преобразования электронного документа на бумажный носитель.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством распечатанный на бумажном носителе документ, исполненный в электронном виде, является копией этого документа.
Материалами дела установлено, что в составе заявки ООО СК "ВЭС" на участие в запросе предложений на выполнение работ по установке свайного фундамента по объекту "Многоквартирный жилой дом с пристроенным соцкультбытом в квартале 69 г. Якутска" (изв. N 0116300000117001278) представлена копия выписки из ЕГРЮЛ, в содержании которой указано, что данная выписка была сформирована с использованием сервиса "Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств", размещенного на официальном сайте ФНС России.
При этом данная копия выписки из ЕГРЮЛ не заверена в нотариальном порядке.
Согласно части 10 статьи 83 Закона о контрактной системе комиссией по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений вскрываются поступившие конверты с заявками на участие в запросе предложений и открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений. Участники запроса предложений, подавшие заявки, не соответствующие требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений, отстраняются, и их заявки не оцениваются. Основания, по которым участник запроса предложений был отстранен, фиксируются в протоколе проведения запроса предложений. В случае установления факта подачи одним участником запроса предложений двух и более заявок на участие в запросе предложений заявки такого участника не рассматриваются и возвращаются ему..
При изложенных обстоятельствах, действия закупочной комиссии уполномоченного органа, признавшей заявку ООО СК "ВЭС" не соответствующей требованиям документации о запросе предложений, являются правомерными и не противоречат положениям законодательства о контрактной системе.
Довод жалобы ООО СК "ВЭС" признается необоснованным.
По результатам внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки, условиях контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 7 статьи 83 Закона о контрактной системе к документации о проведении запроса предложений прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью документации о проведении запроса предложений.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Часть 1 статьи 1 Закона о контрактной системе устанавливает, что названный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе, определяющая принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, устанавливает, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из системной взаимосвязи вышеизложенных норм Закона о контрактной системе следует, что заказчик составляет описание объекта закупки, в том числе, устанавливает требования к товарам/работам/услугам, поставка/выполнение/оказание которых является предметом закупки, определяет условия исполнения контракта, на право заключения которого проводится закупка, исходя из собственных потребностей, обусловленных необходимостью достижения заданных результатов обеспечения государственных/муниципальных нужд.
Следовательно, документация о проведении закупки, в том числе условия проекта контракта, на право заключения которого проводится закупка, должна полностью соответствовать потребностям заказчика.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа пояснила, что в документацию о проведении запроса предложений и в проект контракта, вследствие технической ошибки, включены некорректные положения, относительно права подрядчика привлекать к выполнению работ субподрядные организации.
Предметом контракта, на право заключения которого проводится закупка, является выполнение свайных работ, при этом указанные работы включены в перечень видов работ, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 г. N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Следовательно все работы, предусмотренные контрактом, подрядчику надлежит выполнить самостоятельно.
Материалами дела установлено, что в пункте 19 "Привлечение субподрядных организаций" раздела "Сведения о проводимом запросе предложений" документации запроса предложений указано следующее: "Подрядчик вправе привлекать для выполнения работ по настоящему договору субподрядные организации, в этом случае ответственность за работы, производимые субподрядными организациями, несет подрядчик".
В пункте 20 "Требования к способу и порядку выполнения работ и содержанию строительной площадки" упомянутого раздела указано, в том числе, следующее: "Подрядчик имеет право привлечь к выполнению работ Субподрядные организации только с письменного согласия Заказчика и с сохранением полной ответственности за работу привлекаемых Субподрядчиков перед Заказчиком, Заказчик имеет право отказать Подрядчику в привлечении субподрядчика без объяснения причин.
При этом все обязанности Подрядчика и Права Заказчика в равной степени распространяются на привлекаемого Подрядчиком Субподрядчика".
Пунктом 5.3.3 проекта контракта установлено, что подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств по контракту других лиц - субподрядчиков, обладающих специальными знаниями, навыками, квалификацией, специальным оборудованием и т.п., по видам (содержанию) работ, предусмотренных в сметной документации. При этом подрядчик несет ответственность перед Заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субподрядчиками. Привлечение субподрядчиков не влечет изменение цены контракта и (или) объемов работ по контракту. Перечень работ, выполненных субподрядчиками, и их стоимость подрядчик указывает в отчетной документации, представляемой заказчику по результатам выполнения работ в порядке, установленном настоящим контрактом
Пунктом 5.4.6 проекта контракта установлено, что подрядчик обязан разработать проект производства работ, согласовывать проекты производства работ субподрядных организаций, контролировать сроки выполнения субподрядными организациями своих обязательств.
При изложенных обстоятельствах, заказчик и уполномоченный орган, указавшие в документации о проведении запроса предложений и проекте контракта некорректные условия о праве подрядчика привлечь к исполнению обязанностей субподрядные организации, признаются нарушившими пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 части 6 и часть 7 статьи 83 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на момент рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки у комиссии Якутского УФАС России отсутствуют сведения о том, что допущенные заказчиком и уполномоченным органом нарушения повлияли на результаты осуществления закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО СК "ВЭС" на действия закупочной комиссии уполномоченного органа ОА г. Якутска при проведении запроса предложений на выполнение работ по установке свайного фундамента по объекту "Многоквартирный жилой дом с пристроенным соцкультбытом в квартале 69 г. Якутска" (изв. N 0116300000117001278) необоснованной.
2. Признать заказчика МУП "АРТ" ГО "г. Якутск", уполномоченный орган ОА г. Якутска нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 части 6 и часть 7 статьи 83 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику МУП "АРТ" ГО "г. Якутск" предписание об устранении допущенного нарушения.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии: М.Н. Мохначевская
Члены комиссии: Данилова В.А.
Платонова Э.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 17 октября 2017 г. N 06-1118/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2017