Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
Платоновой Э.Ю. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ТехноСтрой" (далее - ООО "ТехноСтрой"): не явились, надлежащим образом уведомлены;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "КомРад" (далее - ООО "КомРад"): надлежащим образом уведомлены, представлено ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствие представителей заявителя,
от заказчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (далее - ГУ-ОПФ РФ по РС(Я), заказчик): Емельянова Я.В. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "ТехноСтрой", обращение ООО "КомРад" на действия заказчика ГУ-ОПФ РФ по РС(Я) при проведении электронного аукциона на приобретение офисной мебели (извещение N 0216100000217000062), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "ТехноСтрой" на действия заказчика ГУ-ОПФ РФ по РС(Я) при проведении электронного аукциона на приобретение офисной мебели (извещение N 0216100000217000062).
Также в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило обращение ООО "КомРад", перенаправленное Управлением при Главе Республики Саха (Якутия) по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в котором обжалуются действия заказчика ГУ-ОПФ РФ по РС(Я) при проведении электронного аукциона на приобретение офисной мебели (извещение N 0216100000217000062).
Из текста жалобы ООО "ТехноСтрой" следует, что заявителем обжалуется следующее:
1. Установление необъективного описания объекта закупки, выразившееся в нераскрытии заказчиком значений установленных параметров мебели.
2. Установление различных идентификационных кодов закупки в извещении о проведении закупки и в аукционной документации.
3. Наличие разночтений относительно сроков поставки офисной мебели, указанных в извещении о проведении закупки и в аукционной документации.
4. Наличие разночтений относительно установленных сроков окончания подачи заявок на участие в аукционе в извещении о проведении закупки и в документации о закупке.
Просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель заказчика в ходе рассмотрения жалобы пояснила следующее:
1. В заголовке табличной части Технического задания аукционной документации заказчиком указано ш*г*в в мм, что означает соответственно - "ширина", "глубина", "высота", "в миллиметрах".
2. Верный идентификационный код закупки указан в извещении о проведении электронного аукциона, сформированном посредством функционала единой информационной системы, в аукционной документации идентификационный код закупки указан ошибочно.
3. Извещение о проведении закупки и аукционная документация содержат идентичную информацию относительно сроков поставки офисной мебели - 15.12.2017 г.
4. После внесения изменений в извещение о проведении закупки и аукционную документацию сроком подачи заявок на участие в электронном аукционе заказчиком установлено 10 часов 00 минут 26.10.2017 г. В документации об электронном аукционе указан ошибочный срок.
Комиссия, заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1) извещение N 0216100000217000062 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), а также на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 26.09.2017 года, изменения извещения о проведении электронного аукциона N ИИ2 - 10.10.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 768 000,00 руб.;
4) на момент рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки срок окончания подачи заявок не наступил.
5) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "ТехноСтрой" обоснованной частично в силу следующего.
1. Заявителем обжалуются действия заказчика по установлению необъективного описания объекта закупки, выразившемся в нераскрытии значений установленных параметров мебели.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию о наименовании и описании объекта закупки и условиях контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки должен, руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер - в описании объекта закупки должны быть указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), а также правилом об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке, в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, определяющей принципы открытости и прозрачности контрактной системы в сфере закупок, установлено, что информация, предусмотренная названным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Материалами дела установлено, что в Приложении N1 к аукционной документации "Описание объекта закупки. Техническое задание" заказчиком приведена таблица с указанием характеристик требуемой к поставке офисной мебели.
Второй столбец таблицы озаглавлен "Наименование, размеры (ш*г*в в мм), цвет", при этом в аукционной документации отсутствует обозначение приведенного заказчиком показателя "ш*г*в".
При изложенных обстоятельствах первый довод жалобы ООО "ТехноСтрой" признается обоснованным, заказчик признается нарушившим часть 3 статьи 7, пункты 1 и 2 части 1, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Из жалобы следует, что заявителем обжалуется установление различных идентификационных кодов закупки в извещении о проведении закупки и в аукционной документации.
Согласно части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки (далее также - ИКЗ) указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из смысла части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе следует, что в извещении о проведении электронного аукциона, среди прочего, указывается информация, предусмотренная в статье 42 названного Федерального закона.
Согласно пункту 3 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должен содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, ИКЗ.
Из смысла части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе следует, что документация об электронном аукционе, помимо прочего, должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
При этом, как отмечено выше, частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, определяющей принципы открытости и прозрачности контрактной системы в сфере закупок, установлено, что информация, предусмотренная названным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Из взаимосвязи указанных норм Закона о контрактной системе следует, что извещение о проведении электронного аукциона, документация о таком аукционе и проект контракта, не должны содержать разночтений, в том числе, относительно указанного в них ИКЗ.
Материалами дела установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона на приобретение офисной мебели, сформированного посредством функционала ЕИС, указан следующий ИКЗ: 171143500470014350100101290014759244.
Помимо указанного извещения, заказчиком в ЕИС размещено извещение о проведении закупки в формате word, в пункте 4 которого указан ИКЗ: 17114350047001430100101290014759244.
В пункте 1.4 документации об электронном аукционе указан следующий ИКЗ: 17114350047001430100101290014759244.
В пункте 1.6 проекта контракта, размещенного в составе аукционной документации, указан следующий ИКЗ: 17114350047001430100101290014759244.
Из пояснений заказчика следует, что верный идентификационный код закупки указан в извещении о проведении электронного аукциона, сформированном посредством функционала единой информационной системы, в аукционной документации допущена техническая ошибка относительно указания ИКЗ.
При изложенных обстоятельствах второй довод жалобы ООО "ТехноСтрой" признается обоснованным, заказчик признается нарушившим часть 3 статьи 7, часть 1 статьи 23, часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Заявитель указывает на наличие разночтений относительно сроков поставки офисной мебели указанных в извещении о проведении закупки и в аукционной документации.
Материалами дела установлено, что в извещении о проведении закупки, сформированном посредством функционала ЕИС, в пункте 7 извещения, размещенного в ЕИС в формате word, пункте 2.2 аукционной документации, пункте 3.1 проекта контракта сроком поставки товара установлено 15 декабря 2017 года.
Указаний на необходимость поставки товара в срок до 27 октября 2017 года, как на то указывает заявитель, извещение о проведении закупки не содержит.
При изложенных обстоятельствах третий довод жалобы ООО "ТехноСтрой" признается необоснованным.
4. Заявителем обжалуется наличие разночтений относительно установленных сроков окончания подачи заявок на участие в аукционе в извещении о проведении закупки и в документации о закупке.
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона, среди прочего, указывается информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 6 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, определяющей принципы открытости и прозрачности контрактной системы в сфере закупок, информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Из совокупного смысла вышеизложенных норм Закона о контрактной системе следует, что информация, указанная заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации, должна быть достоверной и не должна содержать разночтений.
Материалами дела установлено, что в извещении о проведении закупки N 0216100000217000062, сформированном посредством функционала ЕИС, датой и временем окончания срока подачи заявок установлено 26.10.2017 г., 10 часов 00 минут.
В пункте 15 извещения о проведении электронного аукциона, размещенного в ЕИС в формате word, установлены аналогичные сроки.
Между тем, в пункте 7.1 аукционной документации заказчиком указано, что подача заявок на участие в аукционе в электронной форме заканчивается 26.10.2017 г. в 08 часов 00 минут местного времени.
Представитель заказчика пояснила, что после внесения изменений в извещение о проведении закупки и аукционную документацию сроком подачи заявок на участие в электронном аукционе заказчиком установлено 10 часов 00 минут 26.10.2017 г. В документации об электронном аукционе указан ошибочный срок
При изложенных обстоятельствах, заказчик, указавший в документации об электронном аукционе ошибочный срок подачи заявок на участие в электронном аукционе, тем самым допустивший наличие разночтений в извещении о проведении закупки и аукционной документации, признается нарушившим положения части 3 статьи 7, пункта 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Четвертый довод жалобы ООО "ТехноСтрой" признается обоснованным.
В обращении ООО "КомРад" указано, что в документации об электронном аукционе указан не соответствующий антимонопольному законодательству и законодательству о контрактной системе срок поставки товара - 27.10.2017 г.
По мнению заявителя, согласно установленным Законом о контрактной системе срока контракт по итогам осуществления закупки будет заключен не ранее 27.10.2017 г.
Таким образом, заказчиком неправомерно установлен срок исполнения обязательств по контракту, соответствующий сроку подписания контракта, что свидетельствует о создании преимущественного положения определенному участнику закупки, закупившему предмет поставки заранее.
Как указано выше, согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию о наименовании и описании объекта закупки и условиях контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки должен, руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер - в описании объекта закупки должны быть указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Вместе с тем, частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено право заказчика по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Материалами проверки установлено, что изначально извещение о проведении электронного аукциона на приобретение офисной мебели N 0216100000217000062 опубликовано заказчиком в ЕИС 26.09.2017 г.
Сроком поставки, согласно указанному извещению и первоначально размещенной документации об электронном аукционе, было установлено 27.10.2017 г.
Вместе с тем, 10.10.2017 г. заказчиком в ЕИС опубликовано изменение извещения о проведении электронного аукциона на приобретение офисной мебели N ИИ2, согласно которому сроком поставки офисной мебели установлено 15.12.2017 г.
При изложенных обстоятельствах довод, указанный в обращении ООО "КомРад", не находит подтверждения.
Также по результатам внеплановой проверки установлено следующее.
Предметом контракта, на право заключения которого проводится электронный аукцион, является поставка офисной мебели.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, согласие на поставку товара участникам электронных аукционов надлежит предоставлять только в том случае, если заказчиком в описании объекта закупки в отношении требуемого товара установлено указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара.
Материалами проверки установлено, что заказчиком в Приложении N1 к аукционной документации "Описание объекта закупки. Техническое задание" не указаны товарные знаки (их словесные обозначения), знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования стран происхождения товаров.
Следовательно, участникам рассматриваемой закупки в составе первых частей надлежит представить информацию, предусмотренную подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Между тем, из материалов проверки следует, что в пункте 6.5 аукционной документации заказчиком указано, в том числе, следующее: "Заявка должна содержать полный пакет документов и сведений и состоять из двух частей.
Первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения:
1) Согласие участника закупки на поставку офисной мебели, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для поставки товара, наименование страны происхождения товара".
Иные сведения о том, какие документы и сведения надлежит представить участникам рассматриваемой закупки в составе заявок на участие в электронном аукционе, аукционная документация не содержит.
При изложенных обстоятельствах, заказчик, установивший требование о предоставлении участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в электронном аукционе, согласия на поставку товара, при том, что в описании объекта закупки им не указаны товарные знаки (их словесные обозначения), знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования стран происхождения товаров; а также не установивший требование о предоставлении в составе первых частей заявок на участие в электронном аукционе сведений о знаке обслуживания (при наличии), фирменном наименовании (при наличии), патентах (при наличии), полезных моделях (при наличии), промышленных образцов (при наличии) товаров, предлагаемых к поставке, признается нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Технострой" на действия заказчика ГУ-ОПФ РФ по РС(Я) при проведении электронного аукциона на приобретение офисной мебели (извещение N 0216100000217000062) обоснованной частично, обоснованными признаны доводы об установлении необъективного описания объекта закупки, выразившемся в нераскрытии заказчиком значений установленных параметров мебели, установлении различных идентификационных кодов закупки в извещении о проведении закупки и в аукционной документации, наличии разночтений относительно установленных сроков окончания подачи заявок на участие в аукционе в извещении о проведении закупки и в документации о закупке.
2. Признать заказчика ГУ-ОПФ РФ по РС(Я) нарушившим часть 3 статьи 7, часть 1 статьи 23, пункты 1 и 2 части 1, часть 2 статьи 33, пункты 1, 2 и 3 части 1, часть 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику ГУ-ОПФ РФ по РС(Я) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии: М.Н. Мохначевская
Члены комиссии: В.А. Данилова
Э.Ю. Платонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 17 октября 2017 г. N 06-1134/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2017