Резолютивная часть решения объявлена "11" октября 2017 года г. Биробиджан
В полном объеме решение изготовлено "16" октября 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии
Члены комиссии: |
- <_>
- <_> |
- <_>;
-<_>; |
|
- <_>
|
- <_>, |
при участии представителей Заказчика: начальника отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Биробиджанского муниципального района ЕАО <_>, главного экономиста отдела по закупкам администрации Биробиджанского района<_>(доверенность от 11.10.2017 N 27),
в отсутствии представителей Заявителя: Общества с ограниченной ответственностью "П_" (уведомлен надлежащим образом от 05.10.2017 исх. N 5-2179),
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "П_" <_> от 04.10.2017 года вход.N 02/5-1523на действия муниципального заказчика -Отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области<_> при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения "Желтый Яр - Русская Поляна" (извещение от 19.09.2017 N 0178600000217000003),в соответствии с ч. 15 ст. 99,ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013N 44-ФЗ"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила жалоба от Общества с ограниченной ответственностью "Профит-плюс"(далее-ООО "Профит-Плюс", Заявитель) на действия муниципального заказчика - Отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области (далее -Отдел по управлению муниципальном имуществом, Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения "Желтый Яр - Русская Поляна" (извещение от 19.09.2017 N 0178600000217000003).
Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В жалобе ООО "Профит-Плюс" указано, что при проведении электронного аукциона, объектом которого является: "Ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения "Желтый Яр - Русская Поляна" (извещение о проведении электронного аукциона от 19.09.2017 N 0178600000217000003)Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе, а именно:
1. Извещение о проведении электронного аукциона не содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии со ст. 31 Федерального закона о контрактной системе.
2. Заказчиком, не надлежащим образом установлен срок окончания подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме, тем самым нарушена ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе.
3. Заказчиком в Проекте муниципального контракта установлено следующее:
- "1.3. Подрядчик обязуется в соответствии с Контрактом выполнить и сдать работы в установленном Контракте порядке - в течение 10 (десяти) дней со дня подписания Контракта";
- "2.4. Заказчик осуществляет оплату работ по настоящему Контракту в соответствии с лимитами бюджетных обязательств.
2.4.1. Лимит бюджетных обязательств в 2017 году составляет 1572029,50 (один миллион пятьсот семьдесят две тысячи двадцать девять) рублей 50 копеек.
2.4.2. Окончательный расчет по исполненному Контракту, в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств, в сумме 2141000,00 (два миллиона сто сорок одна тысяча) рублей 00 копеек, в том числе начисления за пользование средствами в результате рассрочки платежа в сумме 48172,50 (сорок восемь тысяч сто семьдесят два) рубля копеек, будет произведен с января по май 2018 года в соответствии с Графиком рассрочки платежа (Приложение N 3 к Контракту).
2.7. Заказчик обязан произвести оплату выполненных работ в течение 15 рабочих дней с даты подписания приемочной комиссией акта о приемке по муниципальному контракту, утвержденному постановлением администрации муниципального района".
По мнению Заявителя, срок оплаты выполнения работ установлен двояко, что вводит потенциальных участников электронного аукциона в заблуждение и является нарушением ч. 8 ст. 30 закона о контрактной системе.
4. Заказчиком нарушены ч.ч. 4, 5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, в части не установления в проекте контракта надлежащих размеров пени начисляемых заказчику за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, а также за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств, которые должны быть установлены в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
На основании вышеизложенного Заявитель требует:
- приостановить подписание контракта в связи с вышеуказанными грубыми нарушениями Закона о контрактной системе;
- аннулировать результаты проведения электронного аукциона;
- привлечь Заказчика и должностных лиц Заказчика к административной ответственности согласно КоАП РФ;
- провести внеплановую проверку на действия закупочной комиссии.
В адрес Еврейского УФАС России Заказчиком представлены возражения на доводы жалобы от 09.10.2017 вход. N 01/05-1510, в которых указано следующее.
1. Заказчик не согласен с доводами, указанными в п. 1 жалобы, так как в данный момент технически не предоставляется возможным установить требования, установленные ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, предъявляемые к участникам закупки при формировании плана-графика закупок (Приложение 1). При формировании извещения в электронной форме в единой информационной системе, при установлении данных требований единая информационная система предупреждает о нарушении Закона о контрактной системе и в дальнейшемне устанавливает требования к участникам закупки (Приложение 2). Исчерпывающий перечень требований и документов, которые должны быть предоставлены участниками такого аукциона в соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе установлен в п. 16 информационной карты документации к электронному аукциону.
2. Заказчик считает доводы, изложенные в п. 2 жалобы не обоснованными по следующим основаниям.
Начальная цена контракта составляет 3 713 029,50 руб., поэтому срок окончания подачи заявок был рассчитан в соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе, где установлено: "_заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок_".
Срок окончания приёма заявок установлен 04.10.2017 17:00 по местному времени, до времени окончания работы администрации.
Расчет даты размещения извещения Заказчиком: 04.10.2017 не включаем и начинаем отсчитывать в обратном порядке с 03.10.2017 15 дней. Таким образом, пятнадцатый день до даты размещения выпадает на 19.09.2017. В этот день в 14:32 по местному времени и было размещено извещение.
Так как фраза "не менее", при любом расчете означает "равно" или "более", Заказчик считает, что сроки подачи заявок рассчитаны верно, в соответствии с порядком расчета сроков публикации извещения.
По расчёту Заявителя, срок подачи заявок в соответствии со ст. 191 ГК начинается на следующий день, т.е. с 20.09.2017.
В ч. 7 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в электронном аукционев любое время с момента размещения о его проведении, таким образом, у участника имелась возможность подать заявку, начиная с 19.09.2017 по 04.10.2017.
Кроме того, по мнению Заказчика, Заявитель не имел право принимать участие в данном электронном аукционе, так как по виду его деятельности (ОКВЭД) он не имел права вообще подавать заявку на данную закупку, согласно п.п. 1.8.1 п. 1.8 р. II "Участник электронного аукциона вправе привлечь к исполнению контракта соисполнителей (субподрядчиков), если данное требование установлено в ч. 3 документации". В п. 47 "Информационная карта" указано: "Привлечение к исполнению контракта соисполнителей (субподрядчиков) - не предусмотрено", так как данная закупка была объявлена только для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Заказчик считает очевидным заинтересованность предприятия, подавшего жалобу, в проведении подрывной кампании по закупкам не только администрации района, но и соседних районов.
3. Довод, изложенный в п. 3 жалобы по мнению Заказчика также не обоснован по следующим основаниям.
Заказчик имеет право производить оплату с рассрочкой по Гражданскому кодексу РФ (далее - ГК РФ) и Бюджетному кодексу РФ, а также в целях недопущения нарушения требований, установленных Законом о контрактной системе, муниципалитет выплачивает подрядчику проценты в пределах ставки рефинансирования, установленной Центральным банком России, что компенсирует Подрядчику несвоевременное получение денежных средств.
Умысла скрыть либо обойти нормы закона у Заказчика нет. Заказчиком изначально было указано в документации, что расчет будет произведён в рассрочку с компенсацией, выраженной в денежном эквиваленте, что также отражено в расчете НМЦК и внесено в проект контракта (график платежей).
4. Заказчик считает доводы, изложенные в п. 4 жалобы необоснованными по следующим основаниям.
Согласно п. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в п. 6.5 р. 6 проекта контракта прописаны размеры штрафа для Заказчика, а в п. 6.6 в соответствии с п. 12 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиков (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 и указано, что общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Заказчиком предусмотрена уплата неустойки (штрафов, пени),начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства.
В возражениях на жалобу также указано, что требования Заявителя не состоятельны, не имеют под собой основы, так как комиссия работу не проводила, электронный аукцион признан несостоявшимся, ввиду отсутствия заявок и приостановления подписания контракта не считается возможным. Налицо умышленный срыв Заявителя закупки, так как обратившаяся компания даже не сочла важным уточнить на какой стадии находится закупка. Кроме того, в жалобе приведены такие доводы, которые не нашли места быть в документации.
Кроме того, у Заявителя отсутствуют доказательства в чем состоит нарушение их прав и охраняемых законом интересов при проведении данной закупки. Кроме того, в данной ситуации не просматривается злой и корыстный умысел в ограничении потенциальных участников данной закупки, т.е. отсутствует состав преступления, который невозможно установить без наличия умысла.
В заседании представители Заказчика доводы, изложенные в возражениях на жалобу поддержали в полном объеме.Представитель Заказчика пояснила, что при размещении извещения о проведении электронного аукциона на официальном сайте закупок в сети интернет в случае, если Заказчиком не верно указывается дата окончания подачи заявок, то Заказчику осуществлять дальнейшие действияне предоставляется возможным.
Изучив представленные документы, рассмотрев доводы жалобы, заслушав пояснения Заказчика, проведя внеплановую проверку, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
Статьей 8 Закона о контрактной системе установлены следующие принципы обеспечения конкуренции:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 ст. 59 Закона о контрактной системе установлено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Таким образом, государственный заказчик -Отдел по управлению муниципальным имуществом при осуществлении закупки обязан соблюдать требования Закона о контрактной системе.
19 сентября 2017 в единой информационной системе в сфере закупок по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке ЗАО "Сбербанк - АСТ" по адресу http://www.sberbank-ast.ru Заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N0178600000217000003и Документация, в которых указано следующее.
Начальная (максимальная) цена контракта:3 713 029, 50 руб.
Дата и время начала подачи заявок: Значение соответствует фактической дате и времени размещения извещения по местному времени организации, осуществляющей размещение.
Дата и время окончания подачи заявок: 04.10.2017 17:00.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 09.10.2017.
Преимущества: субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям.
Ограничения: к участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
18 сентября 2017 года начальником отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Биробиджанского муниципального района ЕАО Хониной Ф.Н. утверждена Документация об электронном аукционе на "Ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения "Желтый Яр - Русская поляна"" (далее - Документация).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 05.10.2017 N0178600000217000003-1 не подано ни одной заявки и в соответствии с ч. 16 ст. 66 закона о контрактной системе аукцион признан не состоявшимся.
I
По доводам, указанным в жалобе, Комиссией установлено следующее.
1. В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, чтопри осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки:, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии разрешительных документов (например, выписка из реестра членов саморегулируемой организации, выданная саморегулируемой организацией).
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
В соответствии с ч.1 ст. 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
По смыслу ст. 52, 55.8 ГрК РФ следует считать, что с 1 июля 2017 работы по договорам подряда о выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства за исключением случая, если стоимость работ по такому договору подряда не превышает 3 млн. руб.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона и Документации объектом закупки является "Ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения "Желтый Яр - Русская Поляна".
В извещении о проведении электронного аукциона и документации установлено, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 713 029, 50 руб.
Согласно п.10 ст. 3 Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"(далее - Закон об автомобильных дорогах), капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
В соответствии с п. 11 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах, ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Согласно Приложению N 3 к Документации "Локальная смета", объектом являются такие виды работ как разработка грунта, перевозка грузов, уплотнение грунта вибрационными катками и т.д.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что данный объект закупки не является капитальным ремонтом, в связи с чем, Заказчик не вправе устанавливать в извещении о проведении электронного аукциона и Документации исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод изложенный в п. 1 жалобы не обоснован.
2.Частью 5 ст. 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в настоящей статье, должна содержаться информация, указанная в статье 42 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 6 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о сроках, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
Частью 3 ст. 63 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В извещении о проведении электронного аукциона и Документации указано:
Дата и время начала подачи заявок: 19.09.2017 14:32
Дата и время окончания подачи заявок: 04.10.2017 17:00.
Начальная (максимальная) цена контракта: 3 713029, 50 руб.
По общему правилу вопросы исчисления сроков регулируются гл. 11 ГК РФ, из анализа которой следует, что во всех случаях, когда закон не содержит специального указания, сроки должны исчисляться в календарных днях. Согласно ст. ст. 191, 193 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало, т.е. 19.09.2017, следовательно дата окончания подачи заявок приходится на 04.10.2017.
Комиссией установлено, что Заказчиком срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе установлен в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, следовательно, довод Заявителя в данной части не нашел своего подтверждения.
3.Частью 1 ст. 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Частью 4 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено,чток документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Частью 13 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Частью 8 ст. 30 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении электронного аукциона и Информационной карте Документации Заказчиком указана следующая информация:
- начальная (максимальная) цена контракта: 3 713 029,50 руб.
- преимущества: субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям;
- ограничения и запреты: к участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации;
- место доставки товара, выполнения работы или оказания услуги: Российская Федерация, Еврейская Аобл, Еврейская автономная область, Биробиджанский район, автомобильная дорога: "Желтый Яр - Русская Поляна";
- сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг:в течение 10 дней со дня подписания контракта.
В пункте 14 Информационной карты Документации указан порядок и сроки оплаты работы: "1). Оплата производится на основании актов выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, подписанных обеими сторонами, и счетов-фактур, предъявленных на имя Заказчика.2). Заказчик обязан произвести оплату выполненных работ в 2017 году в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком Акта о приемке по форме, утвержденной постановлением администрации муниципального района. 3).Оплата по исполненному Контракту в соответствии с доведенными бюджетными ассигнованиями на 2017 год составляет 1 572 029,50 (одинмиллион пятьсот семьдесят две тысячи) рублей 50 копеек.4). Оставшаяся сумма по исполненному Контракту будет оплачена согласно графику платежей (Приложение N3 к муниципальному контракту) с января по май включительно 2018 года в соответствии с доведенными бюджетными ассигнованиями, с учетом начисленных процентов за рассрочку платежа".
В пункте 1.5 р. 1 проекта контракта (Приложение N 4 к Документации) указано, что срок действия Контракта установлен с момента подписания по 25.05.2018 года.
В проектеконтракта (Приложение N 4 Документации) в р. 2 Заказчиком указано, в том числе:
"2.4. Заказчик осуществляет оплату работ по настоящему Контракту в соответствии с лимитами бюджетных обязательств.
2.4.1. Лимит бюджетных обязательств в 2017 году составляет 1572029,50 (один миллион пятьсот семьдесят две тысячи двадцать девять) рублей 50 копеек.
2.4.2. Окончательный расчет по исполненному Контракту, в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств, в сумме 2141000,00 (два миллиона сто сорок одна тысяча) рублей 00 копеек, в том числе начисления за пользование средствами в результате рассрочки платежа в сумме 48172,50 (сорок восемь тысяч сто семьдесят два) рубля копеек, будет произведен с января по май 2018 года в соответствии с Графиком рассрочки платежа (Приложение N 3 к Контракту).
2.7. Заказчик обязан произвести оплату выполненных работ в течение 15 рабочих дней с даты подписания приемочной комиссией акта о приемке по муниципальному контракту, утвержденному постановлением администрации муниципального района".
В письме ФАС России от 20.03.2017 N РП/17453/17 изложена следующая позиция: "При осуществлении закупок для государственных (муниципальных) нужд заказчик обязан заключить контракт с победителем закупки.
Вместе с тем, принятие заказчиком бюджетных обязательств при отсутствии лимитов бюджетных обязательств может привести к невозможности своевременной оплаты за поставленные товары (работы, услуги), что повлечет ответственность заказчика за неисполнение обязательств по контракту и, как следствие, дополнительное расходование бюджетных средств на уплату неустойки за несвоевременную оплату товаров, работ, услуг.
Дополнительно ФАС России отмечает, что Законом о контрактной системе не установлено запрета на заключение контракта под отлагательным условием.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка считается совершенной под отлагательным условием, если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит".
Следовательно, довод жалобы в данной части не обоснован.
4. Частью 4 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 6 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Согласно ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 8 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила)
В соответствии с п. 1 Правил, настоящие Правила устанавливают порядок определения в контракте:
- размера штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом;
- размера штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом;
- размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства (далее соответственно - штраф, пеня).
Согласно п. 2 Правил размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3 - 9 настоящих Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее - цена контракта (этапа)).
В соответствии с п. 4 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
В соответствии с п. 9 Правил за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 10 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Заказчиком в р. 6 проекта контракта установлена ответственность сторон, а именно:
"6.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Контракту Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Контрактом.
6.2. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, заключенным по результатам определения Подрядчика в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
- 3 процента цены Контракта в случае, если цена Контракта не превышает 3 млн. рублей и составляет ______ рублей;
- 2 процента цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно) и составляет_______ рублей.
6.3. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком.
6.4. Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта.
6.5. За каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
- 1000 рублей, если цена Контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
- 5000 рублей, если цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно)".
Комиссия, изучив проект контракта, представленный Заказчиком в материалы дела и размещенный на официальном сайте в единой информационной сети приходит к выводу, что Заказчиком в р. 6 проекта контракта установлена ответственность сторон в соответствии с требованиями ч.ч. 5, 7, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе и Правилами, установленными Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042. Следовательно, доводы, указанные в п. 4 жалобы не нашли своего подтверждения.
II
Кроме того,в результате осуществления внеплановой камеральной проверки Комиссией установлено следующее.
1). Частью 5 ст. 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в настоящей статье содержится информация, указанная в статье 42 настоящего Федерального закона.
Пунктом 7 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация, в том числе размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
Заказчиком в п. 25 Информационной карты документации об электронном аукционе указан порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в электронном аукционе, а именно:"Обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств на счет оператора электронной площадки. Участие в электронном аукционе возможно при наличии на лицевом счете участника закупки, открытом для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе на счете оператора электронной площадки, денежных средств, в отношении которых не осуществлено блокирование операций по лицевому счету, в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, предусмотренный пунктом 24 настоящего раздела".
Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона от 19.09.2017 N 0178600000217000003 в разделе "Обеспечение заявок" не указан порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в электронном аукционе, что является нарушением п. 7 ст. 42, ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе.
2). Пунктом 8 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация, в том числе размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В пункте 33 Информационной карты документации об электронном аукционеЗаказчиком указан порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, а именно: "Обеспечение исполнения контракта предоставляется участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, путем внесения денежных средств на расчетный счет Заказчика или безотзывной банковской гарантией, выданной банком, включенным в предусмотренный ст. 74.1 Налогового кодекса РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником электронного аукциона самостоятельно.Участник электронного аукциона, с которым заключается контракт, размещает в ЕИС (на официальном сайте) документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника электронного аукциона с которым заключается контракт вместе с проектом контракта, подписанным указанным лицом.Предоставление обеспечения контракта не требуется, если участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение".
Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона от 19.09.2017 N 0178600000217000003в разделе "Обеспечение исполнения контракта" не указан порядок обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению, а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона, что является нарушением п. 8 ст. 42, ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
Р Е Ш И ЛА:
1. Жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" на действия муниципального заказчика - Отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения "Желтый Яр - Русская Поляна" (извещение от 19.09.2017 N 0178600000217000003)признатьнеобоснованной.
2. Признать муниципального заказчика - Отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной областинарушившим требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", допущенных при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения "Желтый Яр - Русская Поляна" (извещение от 19.09.2017 N 0178600000217000003), а именно:
2.1. Пункта 7 статьи 42, части 5 статьи 63 (Пункт 1 разделаII)
2.2. Пункта 8 статьи 42, части 5 статьи 63 (Пункт 2 раздела II).
3. Выдать муниципальному заказчику - Отделу по управлению муниципальным имуществом администрации Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области предписание.
4. В соответствии с требованиями ст. 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Председатель комиссии <_.>
Члены комиссии: <_.>
<_.>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 16 октября 2017 г. N 5-2278
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.10.2017