Комиссия Чукотского УФАС России по контролю в сфере закупок для обеспечение государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: И.В. Смолягина, врио руководителя Чукотского УФАС России; члены Комиссии: В.В. Брусенцов, главный специалист-эксперт Чукотского УФАС России, Т.Ш. Даудов, главный специалист-эксперт Чукотского УФАС России,
в присутствии представителей:
от заказчика Государственного казённого учреждения Чукотского автономного округа "Управление автомобильных дорог Чукотского автономного округа" (далее - Заказчик) Титов В.Е., начальник ГКУ ЧАО "Управление автомобильных дорог Чукотского автономного округа" (Распоряжение от 10.03.2015 N 94-пр), Рыжкова Н.В. по доверенности от 13.01.2017 N 6;
от уполномоченного органа Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа Ширина Ю.Ю. по доверенности от 19.06.2017 N 05-01-16/10,
заявитель ООО "Недра Сибири", уведомленный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, не явился,
рассмотрев жалобу ООО "Недра Сибири" (далее - Заявитель) на действия Государственного казённого учреждения Чукотского автономного округа "Управление автомобильных дорог Чукотского автономного округа" при проведении электронного аукциона на осуществление строительного контроля при проведении работ по строительству объекта "Строительство автомобильной дороги Колыма-Омсукчан-Омолон-Анадырь на территории Чукотского автономного округа. Участок Омолон-Анадырь с подъездами до Билибино. Комсомольского, Эгвекинот. Мостовой переход через реку Пучевеем на 673 км", извещение N0188200000417000385 (далее - Аукцион).
В результате проведенной внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу 10.10.2017 поступила жалоба от Заявителя.
Из жалобы следует, что документация об Аукционе утверждена с нарушениями Закона о контрактной системе, поскольку в документации об электронном аукционе Заказчиком установлено избыточное требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации для осуществления строительного контроля.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа, присутствующие на рассмотрении жалобы, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Заказчиком и Уполномоченным органом представлены письменные возражения на жалобу.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссией установлено, что 25.09.2017 в Единой информационной системе в сфере закупок (zakupki.gov.ru) было опубликовано извещение N 0188200000417000385 и документация о проведении электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 29 317 507,10 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 12.10.2017 на участие в аукционе поступило четыре заявки, все участники допущены к участию в электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Объектом закупки является - "Осуществление строительного контроля при проведении работ по строительству объекта "Строительство автомобильной дороги Колыма-Омсукчан-Омолон-Анадырь на территории Чукотского автономного округа. Участок Омолон-Анадырь с подъездами до Билибино. Комсомольского, Эгвекинота. Мостовой переход через реку Пучевеем на 673 км".
Пунктом 29 раздела 1 Сведения о проводимом электронном аукционе документации установлены единые требования к участникам закупки, в том числе: 1) соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки:
индивидуальный предприниматель или юридическое лицо должны являться членами саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Член саморегулируемой организации имеет право выполнять строительство объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
- наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со ст. 55.4 и ст. 55.16 ГрК РФ;
- если совокупный размер обязательств участника закупки по указанным договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч. 13 ст. 55.16 ГрК РФ.
Перечисленные выше требования не распространяются:
- на участников закупки, которые предложат цену государственного контракта 3 млн руб. и менее. Такие участники закупки не обязаны быть членами СРО в силу ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ;
- на участников закупки, являющихся унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, юридическими лицами с государственным участием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ.
Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
В соответствии со статьей 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Следовательно, в силу изменений в ст. ст. 52, 55.8 ГрК РФ следует считать, что с 01.07.2017 работы по договорам подряда о выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случая, если стоимость работ по такому договору подряда не превышает 3 млн руб.
Объектом электронного аукциона является строительный контроль за строительством стратегически значимого для развития Чукотского автономного округа объекта - мостового перехода через реку Пучевеем на 673 км на автомобильной дороге Колыма-Омсукчан-Омолон-Анадырь на территории Чукотского автономного округа, строительство которого осуществляется в рамках уже заключенного государственного контракта N 1/СТР-17 от 20.09.2017 с ценой 1 919 366 837,00 рублей и сроком строительства с 20 сентября 2017 года по 01 октября 2020 года.
В силу части 8 статьи 53 ГрК РФ Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - Положение).
Настоящее Положение устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее - строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.
Согласно пункту 3 Положения строительный контроль проводится: лицом, осуществляющим строительство (далее - подрядчик); застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).
Кроме названного Положения, существует также Свод правил "Организация строительства" (утвержден Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 781) (далее - СП 48.13330.2011), который также отчасти регламентирует порядок действий, направленных на реализацию строительного контроля.
Согласно Приказа Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Перечень), пункт 32.10 "Строительный контроль при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог и аэродромов, мостов, эстакад и путепроводов (группы видов работ N 25, 29)" требует подтверждение членства юридического лица или индивидуального предпринимателя в саморегулируемой организации.
Кроме того, Комиссия установила, что градостроительным законодательством прямо не определен документ, подтверждающий членство юридического лица или индивидуального предпринимателя в саморегулируемой организации.
Однако в силу части 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи. Форма такой выписки утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58.
Комиссия полагает, что в документации о закупке должно быть установлено требование к составу и содержанию второй части аукционной заявки о представлении в ней такой выписки или копии такой выписки, в качестве подтверждения членства в саморегулируемой организации. При этом, не должно быть установлено требования ко второй части заявки о представлении в ней копии свидетельства СРО о допуске к соответствующим работам.
В пункте 33 Требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в аукционе документации об Аукционе Заказчиком установлено: "участник закупки предоставляет выписку из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58 (выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе)".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит выводу о том, что требование, установленное в документации об Аукционе к участникам закупки не противоречит положениям ГрК РФ и Закона о контрактной системе.
Ссылка Заявителя жалобы на разъяснение Ростехнадзор на официальном сайте (http://www.gosnadzor.ru/building/inspect/FAQ/membership) проверена, однако данные разъяснения, учтены быть не могут.
Следует обратить внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Так, Ростехнадзор, давая разъяснения, не указал, кто из официальных лиц дает разъяснение, название акта (документа), его другие реквизиты (например, дата принятия).
Таким образом, следует учитывать, что письма Ростехнадзор и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель не обеспечил явку своих представителей на заседание Комиссии, Заявителем в Чукотское УФАС России не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что строительный контроль не относится к видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства и для осуществления строительного контроля членство в саморегулируемых организациях не требуется, а также доказательств того, каким образом действия заказчика нарушают его права и законные интересы.
Таким образом, ввиду отсутствия доказательств со стороны Заявителя, Комиссии не представляется возможным сделать однозначный вывод об обоснованности указанного довода.
Следовательно, доводы Заявителя, указанные в жалобе, являются необоснованными.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведенной внеплановой проверки Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Недра Сибири" на действия Государственного казённого учреждения Чукотского автономного округа "Управление автомобильных дорог Чукотского автономного округа" при проведении электронного аукциона на осуществление строительного контроля при проведении работ по строительству объекта "Строительство автомобильной дороги Колыма-Омсукчан-Омолон-Анадырь на территории Чукотского автономного округа. Участок Омолон-Анадырь с подъездами до Билибино. Комсомольского, Эгвекинота. Мостовой переход через реку Пучевеем на 673 км", извещение N0188200000417000385 необоснованной.
Председатель Комиссии _________________________ И.В. Смолягина
Члены Комиссии _________________________ В.В. Брусенцов
_________________________ Т.Ш. Даудов
Решение может быть обжаловано в судебном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу от 16 октября 2017 г. N 112
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2017