Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 октября 2017 г. N ВП-503/17 РЕШЕНИЕ
по делу N ВП-503/17 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
17.10.2017 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "Рекорд" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области (далее - Заказчик), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов для оргтехники (оригинальных картриджей) (номер извещения 0330100012613000019) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в отношении действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в неправомерном блокировании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 01.08.2013;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 613 345,39 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 19.08.2013;
5) дата проведения Аукциона - 23.08.2013.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе указанный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
Следовательно, проведение Аукциона осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов.
Согласно части 1 статьи 41.2 Закона о размещении заказов все связанные с получением аккредитации на электронной площадке и проведением открытых аукционов в электронной форме документы и сведения направляются участником размещения заказа, направляются заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией, оператором электронной площадки, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти либо размещаются ими на официальном сайте или электронной площадке в форме электронных документов.
В соответствии с частью 11 статьи 41.8 Закона о размещении заказов в течение одного часа с момента получения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме оператор электронной площадки обязан осуществить блокирование операций по счету для проведения операций по обеспечению участия в открытом аукционе участника размещения заказа, подавшего такую заявку, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, присвоить ей порядковый номер и подтвердить в форме электронного документа, направляемого участнику размещения заказа, подавшему заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме, ее получение с указанием присвоенного ей порядкового номера.
Согласно части 1 статьи 41.9 Закона о размещении заказов аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
В соответствии с частью 2 статьи 41.9 Закона о размещении заказов срок рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме не может превышать семь дней со дня окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе.
Согласно части 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащей сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, аукционной комиссией оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, который ведется аукционной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе. Протокол должен содержать сведения о порядковых номерах заявок на участие в открытом аукционе, решение о допуске участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе с соответствующим порядковым номером, к участию в открытом аукционе в электронной форме и о признании его участником открытого аукциона или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе с обоснованием такого решения и с указанием положений документации об открытом аукционе в электронной форме, которым не соответствует заявка на участие в открытом аукционе этого участника размещения заказа, положений заявки на участие в открытом аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об открытом аукционе, сведения о членах аукционной комиссии, принявших решение, сведения о решении каждого члена аукционной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе или об отказе в допуске к участию в открытом аукционе. Указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе направляется заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией оператору электронной площадки.
Таким образом, Закон о размещении заказов предусматривает обязанность заказчика в регламентированный срок направить протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе Оператору электронной площадки и разместить его на Официальном сайте.
Согласно положениям части 18 статьи 41.8; части 9 статьи 41.9; части 24 статьи 41.10; частей 12,13 статьи 41.11; части 17 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, Оператор электронной площадки прекращает блокирование денежных средств участника электронного аукциона, внесенных в качестве обеспечения заявки, в случаях:
1) Отказ заказчика (уполномоченного органа) от проведения аукциона в электронной форме;
2) Возврат оператором электронной площадки заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме участнику размещения заказа;
3) Отзыв участником своей заявки на участие в аукционе в электронной форме;
4) Отказ участнику, подавшему заявку, в допуске к аукциону в электронной форме;
5) Участник аукциона в электронной форме не принял участие в аукционе в электронной форме (прекращение блокирование осуществляется в течение одного рабочего дня после дня размещения на электронной площадке протокола проведения);
6) Признание заявки не соответствующей требованиям, предусмотренным документацией об аукционе;
7) Отзыв участником своей заявки на участие в аукционе в электронной форме после опубликования протокола подведения итогов (за исключением участников, заявки которых получили первые три порядковых номера в соответствии с таким протоколом);
8) Заключение контракта с победителем открытого аукциона в электронной форме.
Таким образом, положениями Закона о размещении заказов установлен исчерпывающий перечень оснований прекращения блокирования Оператором электронной площадки денежных средств участника электронного аукциона, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников Аукциона - 09.08.2013.
На заседании Комиссии представитель Оператора электронной площадки пояснил, что протокол рассмотрения первых частей заявок не направлен Заказчиком на сайт Оператора электронной площадки и не размещен на Официальном сайте в регламентированный срок, в связи с чем у участников закупки, в том числе и Заявителя, отсутствовала возможность принять участие в Аукционе.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя о неправомерных действиях Оператора электронной площадки не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, действия Заказчика, не направившего протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе Оператору электронной площадки, нарушают часть 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
На заседании Комиссии установлено, что государственный контракт не заключен, при этом согласно проекту государственного контракта финансирование осуществляется за счет средств, поступающих в форме субсидий на возмещение нормативных затрат.
Пунктом 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что извещение о проведении Аукциона опубликовано 01.08.2013, контракт не может быть заключен и оплачен на условиях, указанных в Документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об аннулировании Аукциона.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия Оператора электронной площадки соответствующими Закону о размещении заказов.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 октября 2017 г. N ВП-503/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2017