Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 октября 2017 г. N ПГОЗ-244/17 РЕШЕНИЕ N ПГОЗ-244/17
по результатам проведения внеплановой проверки
соблюдения законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
19.10.2017 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 08.12.2016 N 1733/16 "О создании комиссии по контролю в сфере государственного оборонного заказа" Комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "Профит-плюс"(далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Строительство учебно-тренировочного центра по подготовке пожарно-спасательных подразделений создаваемых для защиты от чрезвычайных ситуаций и крупных природных пожаров в Республике Башкортостан, г. Ишимбай" (номер извещения 0101100007317000041) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика,установившего требования к материалам, используемым при выполнении работ, которые обязывают участника закупки при заполнении первой части заявки на участие в Аукционе иметь в наличии товар для представления подробных сведений о химическом составе такого товара, показателях технологии производства.
Заказчикв письменном возражении от 18.10.2017 N98325-1-14не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 18.09.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 133 728 918 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 04.10.2017;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 10.10.2017;
5) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 13.10.2017;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
9) победителем Аукциона признано ООО "НПФ ЭнергоАльянс" с предложением о цене контракта 123 000 000 руб.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Приложением N 2 к техническому заданию документации об Аукционе (далее - Приложение N 2) установлены характеристики закупаемыхматериалов, используемых при выполнении работ.Так, например:
- по позиции "Битум для гидроизоляции" указано, что "глубина проникания иглы при 25°С (единица измерения 0,1 мм) - не более 40 и не менее 21; температура размягчения по кольцу и шару - не выше 80 и не ниже 70 °С;растяжимость при 25°С - не менее 3,0";
- по позиции "Горячекатаная арматурная сталь A-I (гладкая) 10 мм" указано, что "предел текучести от, двести тридцать пять не менее целых ноль сотых Н/мм2; предельное значение временного сопротивления разрыву-не менее триста семьдесят три целых ноля сотых Н/мм2;максимальная кривизна стержня- не более ноль целых шесть десятых % измеряемой длины";
- позиция "Линолеум" указано, что "остаточная деформация, фактическая, не более - ноль целых шестьдесят сотых мм;изменение линейных размеров, фактическое, не более - ноль целых двадцать сотых %; индекс снижения уровня, шума фактический, менее девятнадцать целых пять сотых дБ; теплоусвоение, фактическое, не более - семнадцать целых ноль сотых Вт/м2*К".
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, сведений о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иных показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар для представления подробных сведений.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишние требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе показателей товаров, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. В соответствии сподпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Изучив Приложение N 2 документации об Аукционе, Комиссия установила, что техническое задание содержит описание материалов, используемых при выполнении работ, а также требование о соответствии указанных материалов положениямГОСТ. Так, например:
по позиции "Профилированный лист оцинкованный НС44-1000-0,7" Приложения N 2 документации об Аукционе установлено требование о соответствии тонколистовой холоднокатанной стали требованиям ГОСТ 14918-80. Кроме того, по указанной позиции установлены следующие характеристики: "Толщина покрытая - не менее 60 мкм. Класс толщины покрытия по ГОСТ 14918-80 - не ниже 1".
При этом в соответствии с таблицей N 1 ГОСТ 14918-80 в зависимости от толщины покрытия оцинкованная сталь делится на три класса:
классу толщины "П" (повышенный) соответствует толщина покрытия, мкм - "свыше 40 до 60 включительно";
классу толщины "1" соответствует толщина покрытия, мкм - "свыше 18 до 40 включительно";
классу толщины "2" соответствует толщина покрытия, мкм - "свыше 10 до 18 включительно".
Учитывая требования ГОСТ 14918-80 толщина покрытия оцинкованнойстали не менее 60 мкм относится к классу толщины "П", что противоречит требованиям по показателям "толщины покрытия", "класса толщины покрытия", установленным в Приложении N 2 документации об Аукционе.
Следовательно, Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования по показателям "толщины покрытия", "класса толщины покрытия" листа оцинкованного таким образом, что участник закупки может предложить в составе первой части заявки на участие в Аукционе показатели, соответствующие положениям документации об Аукционе, которые, в свою очередь, будут противоречить требованиям ГОСТ 14918-80.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в наименовании позиции "Радиатор (тип 10) 22х500х1300"Приложения N 2Заказчиком установлено требование к размерам радиатора, согласно которому длина равна "1300".
При этом Заказчиком в столбце "Показатели" позиции "Радиатор (тип 10) 22х500х1300" Приложения N 2 установлено требование к длине радиатора - "от 1300 до 1305", что не соответствует длине, указанной в наименовании позиции.
Таким образом, требования, установленные Заказчиком в документации об Аукционе не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Приложении N 2 документации об Аукционе указаны требования о соответствии материалов, используемых при выполнении работ, положениям ГОСТ, которыеутратили силу.
Так, например:
- по позиции "Кран шаровый 15 мм" - о соответствии класса геометричности требованиям ГОСТ 9544-93;
- по позиции "Песок природный для строительных работ: средний" - о соответствии класса песка по зерновому составу требованиям ГОСТ 8736-93.
Согласно информации из каталога стандартов, размещенного на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, а также информации,размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", ГОСТ 9544-93 утратил силу с 31.03.2008, ГОСТ 8736-93 утратил силу с 01.04.2015. При этом извещение о проведении Аукционе размещено в ЕИС 18.09.2017.
Кроме того, в документации об Аукционе отсутствуют указания какими именно нормативными документами необходимо руководствоваться участнику закупки при заполнении первой части заявки, если в Приложении N 2 указаны недействующие ГОСТ.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к материалам, используемым при выполнении работ, о соответствии утратившим силу ГОСТ, не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение Закона о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии, который должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
На заседании Комиссии установлено, что в протоколерассмотрения заявок на участие в Аукционе от 10.10.2017 N29 (далее - Протокол), размещенном в ЕИС, отсутствует обоснование решения об отказе участнику закупки (порядковый номер заявки 1) в допуске к участию в Аукционе, а именно не указаны положения документации об Аукционе, которым не соответствуют заявка участника закупки, а также положения заявки на участие в Аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об Аукционе.
Таким образом, действия единой комиссии Заказчика, оформившей Протокол, не содержащий обоснования решений об отказе участнику закупки (порядковый номер заявки 1) в допуске к участию в Аукционе, нарушают пункт 2 части 6 статьи 67 Закона контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе
2. Признать в действиях единой комиссии Заказчика нарушение пункта 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 13.10.2017 N КГОЗ-352/17, по данному решению предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что сведения по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 13.10.2017 N КГОЗ-352/17соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России, сведения по настоящему решению для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 октября 2017 г. N ПГОЗ-244/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2017