Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Недра Сибири" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Заказчик)при проведении АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссией Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений (номер извещения -0173100005617000018) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее-Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Извещение о проведении Аукциона и проект государственного контракта документации об Аукционе содержат разночтение в отношении требований о применении антидемпинговых мер.
2. Заказчиком в извещении о проведении Аукциона ненадлежащим образом установлен размер обеспечения заявки на участие в Аукционе, равный 5 % от начальной (максимальной) цены контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласилсяс доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.09.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 19 860 000 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион.
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 16.10.2017;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 20.10.2017;
6) дата проведения Аукциона - 23.10.2017.
1. Согласно доводу Заявителя, извещение о проведении Аукциона (далее - Извещение) и проект государственного контракта документации об Аукционе содержат разночтение в отношении требований о применении антидемпинговых мер.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с Извещением, начальная (максимальная) цена контракта составляет 19 860 000,00 рублей.
Согласно Извещению установлено, в том числе следующее: "В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Вместе с тем, проектом контракта документации об Аукционе, установлено, в том числе, следующее:
: "ВАРИАНТ 1: в форме безотзывной банковской гарантии / путем внесения денежных средств, что составляет ________________ (_______________________) рублей _____ копеек, что составляет ____% от начальной (максимальной) Цена Контракта, предусмотренной документацией о закупке.
ВАРИАНТ 2*: Обеспечение исполнения контракта, в форме безотзывной банковской гарантии/путем внесения денежных средств, что составляет "_________________ (_________________________) рублей ___ копеек, что составляет ____% от начальной (максимальной) Цена Контракта, предусмотренной документацией о закупке".
*(Данный вариант используется только в случае применения антидемпинговых мер в соответствии с требованием части 1 или 2 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", при условии предоставления обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке, по результатам проведения которой заключается Контракт, во исполнение требований вышеуказанной статьи закона).
Срок действия данного обеспечения - по "31" января 2017 года включительно. (Устанавливается заказчиком с учетом, чтобы срок предоставления такого обеспечения в форме банковской гарантии не менее чем на 1 (один) месяц превышал срок действия контракта).
Способ обеспечения исполнения Контракта определяется участником закупки, с которым заключается Контракт, самостоятельно".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу об отсутствии разночтений в отношении требований, касающихся антидемпинговых мер, отсутствии противоречий между указанными положениями Извещения и проекта контракта документации об Аукционе Закону о контрактной системе, при этом Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно установлено в Извещении о проведении Аукциона размер обеспечения заявки на участие в Аукционе, равный 5 процентам от начальной (максимальной) цены контракта, при этом документация об Аукционе содержит условие о том, что участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В соответствии с частью 15 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если закупка осуществляется в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе и участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация, размер обеспечения заявки не может превышать два процента начальной (максимальной) цены контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в документации об Аукционе установлен размер обеспечения заявки на участие в Аукционе, равный 5 процентам.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, надлежащим образом не установившего размер обеспечения заявки на участие в Аукционе, нарушают часть 15 статьи 44 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
3. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса, указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе надлежащим образом не установлена дата окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе.
Согласно Извещению, дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 16.10.2017.
Вместе с тем, согласно документации об Аукционе, дата окончания предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об Аукционе - 11.10.2017
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком сокращен срок предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об Аукционе, установленный Законом о контрактной системе, что является нарушением части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
4. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: а) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно положениям документации об Аукционе первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать следующую информацию: "Первая часть заявки должна содержать: при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе не установлены надлежащим образом требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе, декларацию о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным в пункте 24 Информационной карты документации об Аукционе. При этом, в пункте 24 Информационной карты документации об Аукционе, содержится информация о форме, сроке и порядке оплаты контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего ненадлежащие требования к составу документов, предоставляемых участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно документации об Аукционе, а именно "Сведений о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме", при описании характеристик товара "болты анкерные" Заказчиком, установлено следующее требование о соответствии товара "Болты анкерные" ГОСТ 24379.0-80, при этом указанный ГОСТ утратил силу на территории Российской Федерации.
Согласно инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе, первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать: "конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным настоящей документацией об электронном аукционе (сведения о конкретных показателях используемого товара, указываются в соответствии с Функциональными, техническими и качественными характеристиками материалов (товаров) Технического задания Части VII. Техническая часть), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено требование к показателю товара "болты анкерные", которое необходимо указать в составе первой части заявки на участие в Аукционе, а именно требование о соответствии товара ГОСТ, утратившего силу.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Недра Сибири" частично обоснованной в части ненадлежащего установления в документации об Аукционе размера обеспечения заявки на участие в Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 15 статьи 44, пунктов 1,2 части 1 статьи 64,части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 19.10.2017 по делу N К-1372/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N К-1372/17 о нарушении
законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
19.10.2017 |
Москва |
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании решения Комиссии от 19.10.2017 по делу К-1372/17 по итогам рассмотрения жалобы ООО "Недра Сибири" (далее - Заявитель) ООО "Недра Сибири" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Заказчик)при проведении АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссией Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений (номер извещения -0173100005617000018) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее-Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент)
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить протокол рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе от 29.09.2017 N0173100005617000018-4 (далее - Протокол).
2. Оператору электронной площадки:
- вернуть участнику закупки ранее поданную заявку на участие в Аукционе;
- уведомить участника закупки, подавшего заявку на участие в Аукционе, об отмене Протокола, о прекращении действия заявки, поданной на участие в Аукционе, и о возможности подать новую заявку на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участнику закупки, подавшего заявку на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 19.10.2017 по делу N К-1372/17 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС);
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в ЕИС информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена не ранее чем через 15 дней со дня размещения в ЕИС соответствующей документации об Аукционе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участника закупки, подавшего заявку на участие в Аукционе, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новую заявку на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 19.10.2017 N К-1372/17.
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 02.11.2017 исполнить настоящее предписание и представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (499) 755-23-24, а также электронной почте HYPERLINK "dedkova@fas.gov.ru.
Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 октября 2017 г. N К-1372/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2017