Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Услуга-Гарант" (далее - Заявитель) на действия на действия ГУП города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина"(далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по уборке, очистке 134 станций, прилегающих территорий с организацией сбора, вывоза и размещения отходов на спецполигоне, имеющем лицензию (номер извещения 0173200001417000863) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1.Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены излишние требования к характеристикам товара, в том числе требования к указанию показателей результатов испытания таких товаров.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении в составе первой части заявки номера свидетельства о государственной регистрации дезинфицирующего средства.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещениеобосуществлениизакупкиразмещено в единой информационной системе в сфере закупокwww.zakupki.gov.ru(далее- ЕИС) - 29.09.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 503 247 004, 84 рубля;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 16.10.2017;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников Аукциона - 23.10.2017.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены излишние требования к характеристикам товара, в том числе требования к указанию показателей результатов испытания таких товаров.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов Приложения N 4 к Аукционной документации "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме" установлены, в том числе следующие характеристики товаров, подлежащие описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе (например): по позиции 1 "Моющее средство для мытья и ежедневного очищения полов, стен, и других различных поверхностей": "Показатель активности водородных ионов (рН) < 12 единиц; Плотность > 1 г/см3"; по позиции 2 "Моющее средство общего назначения": "Массовая доля анионных поверхностно-активных веществ <35%; Массовая доля неионогенных поверхностно-активных веществ 45% ; Средство используют в виде рабочих растворов, 1- 3 %; Расход раствора, 30-50 г/м2", по позиции 3 "Средство для мытья стен": "Массовая доля поверхностно активных веществ (ПАВ) 30 %; катионных ПАВ 10 %; неионогенных ПАВ 20 %, Биоразлагаемость > 90 %; Моющая способность 80 %", по позиции 4 "Средство для ежедневной уборки: "Биоразлагаемость > 90 %; Плотность при 20°С > 1.10 г/см3; Моющая способность 75 %", по позиции 12 "Сильнощелочное средство": "Первичная биоразлагаемость 80 %", по позиции 16 " Моющее средство для стекла": "Плотность при 200 С, 0.960 0.02 г/мл; Способность к разложению >90 %", по позиции 25 "Моющее средство для любых поверхностей": "Расход: при легкой степени загрязнения, 30 мл/л; при средней степени загрязнения, 100-150 мл/л", по позиции 28 "Средство для уборки помещений, мойки полов и стен, экологически безопасное и биоразлагаемое": "Время воздействия на загрязнение, >15 мин" и другие.
Комиссия приходит к выводу, что в документации об Аукционе устанавливлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших надлежащим образом в документации об Аукционе требования к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении в составе первой части заявки номера свидетельства о государственной регистрации дезинфицирующего средства.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В ряде пунктов Приложения N 4 к документации об Аукционе "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме" установлены, в том числе следующие требования о предоставлении в составе первой части заявки, например, как по позиции 3 "Средство для мойки и дезинфекции мусоросборников": "Свидетельство о государственной регистрации дезинфицирующего средства - номер", по позиции 21 "Дезинфицирующее средство с моющим эффектом, биоразлагаемое": "Свидетельство о государственной регистрации дезинфицирующего средства - номер", по позиции 23 "Дезинфицирующий порошок": "Свидетельство о государственной регистрации дезинфицирующего средства - номер", по позиции 33 "Дезинфицирующее средство с моющим эффектом": "Свидетельство о государственной регистрации дезинфицирующего средства - номер" и другие.
Вместе с тем, Законом о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые должны входить в состав заявки участников закупки. Требование о предоставлении в составе первых частей заявок на участие в Аукционе номеров свидетельства о государственной регистрации дезинфицирующих средств не предусмотрено частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, поскольку указанные сведения не являются характеристикой товара и не относятся к конкретным показателям характеристик товара.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе требование об указании в составе первой части заявки номеров свидетельств о государственной регистрации дезинфицирующих средств, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Решением комиссии ФАС России по контролю сфере закупок от 18.10.2017 по делу N К-1365/17 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Аукциона выявлены нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащим установлении в документации об Аукционе требований к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе, а также ненадлежащей инструкции по ее заполнению, части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неустановленииразмера пени за каждый день просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Услуга-Гарант"обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 5 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 18.10.2017 N К-1365/17, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 18.10.2017 по делу N К-1365/17 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 октября 2017 г. N К-1383/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2017