Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ТехноСтройПроект" (далее - Заявитель) на действия на действия ГУП города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по уборке, очистке 134 станций, прилегающих территорий с организацией сбора, вывоза и размещения отходов на спецполигоне, имеющем лицензию (номер извещения 0173200001417000863) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1.Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены излишние требования к характеристикам товара, в том числе требования к указанию показателей результатов испытания товаров.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе надлежащим образом не установлена инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, поскольку не содержит сведений о нормативных документах, а также не позволяет указать конкретное значение показателей товаров, используемых при оказании услуг, с учетом требований документации об Аукционе, нормативных документов, а также с учетом характеристик, указанных производителями товаров.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещениеобосуществлениизакупкиразмещено в единой информационной системе в сфере закупокwww.zakupki.gov.ru(далее- ЕИС) - 29.09.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 503 247 004, 84 рубля;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 16.10.2017;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников Аукциона - 23.10.2017.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены излишние требования к характеристикам товара, в том числе требования к указанию показателей результатов испытания товаров.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов Приложения N 4 к документации об Аукционе "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме" установлены, в том числе следующие характеристики товаров, подлежащих описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе (например): по позиции 1 "Моющее средство для мытья и ежедневного очищения полов, стен, и других различных поверхностей": "Показатель активности водородных ионов (рН) < 12 единиц; Плотность > 1 г/см3"; по позиции 2 "Моющее средство общего назначения": "Массовая доля анионных поверхностно-активных веществ <35%; Массовая доля неионогенных поверхностно-активных веществ 45% ; Средство используют в виде рабочих растворов, 1- 3 %; Расход раствора, 30-50 г/м2", по позиции 3 "Средство для мытья стен": "Массовая доля поверхностно активных веществ (ПАВ)
30 %; катионных ПАВ
10 %; неионогенных ПАВ
20 %, Биоразлагаемость > 90 %; Моющая способность
80 %", по позиции 4 "Средство для ежедневной уборки: "Биоразлагаемость > 90 %; Плотность при 20°С > 1.10 г/см3; Моющая способность
75 %", по позиции 12 "Сильнощелочное средство": "Первичная биоразлагаемость
80 %", по позиции 16 " Моющее средство для стекла": "Плотность при 200 С, 0.960
0.02 г/мл; Способность к разложению >90 %" и другие.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших надлежащим образом в документации об Аукционе требования к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе надлежащим образом не установлена инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, поскольку не содержит сведений о нормативных документах, а также не позволяет указать конкретное значение показателей товаров, используемых при оказании услуг, с учетом требований документации об Аукционе, нормативных документов, а также с учетом характеристик, указанных производителями товаров.
На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов Приложения N 4 к Аукционной документации "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме" установлены, в том числе следующие характеристики различных товаров, например: по позиции 9 "Концентрированное моющее средство не требующее смывания": Биоразлагаемость > 90 %. Моющая способность 80 %", по позиции 10 "Чистящее средство быстрого действия с активными компонентами анионного и неионного характера, применяется при ежедневной и интенсивной уборках": "Биоразлагаемость >80 %. Чистящая способность
75 %", по позиции 12 "Сильнощелочное средство": "Первичная биоразлагаемость
80 %", по позиции 28 "Средство для уборки помещений, мойки полов и стен, экологически безопасное и биоразлагаемое": "Время воздействия на загрязнение >15 мин" и другие.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что Заказчиком, Уполномоченным органом не установлены требования о соответствии конкретному нормативному документу различных товаров с целью исключения ограничения числа участников закупки. При этом представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в случае, если товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, соответствует нормативному документу, участнику закупки необходимо указать нормативный документ в составе первой части заявки, которому будет соответствовать предлагаемый товар.
Вместе с тем, Инструкцией, содержащейся в документации об Аукционе (далее - Инструкция) установлено, в том числе следующее: "Символ "<" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения;
Символ ">" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения;
Слова "не менее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему;
Слова "не более" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему;
Слова "Номер" означает что, участнику следует предоставить в заявке номер соответствующего документа;
Символ "" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему;
Символ "" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему;
Слова "Не выше" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, не более указанного значения;
Слова "Не ниже" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, не менее указанного значения".
Кроме того, Инструкция содержит, в том числе следующее положение: "В случае, когда предлагаемый товар не может иметь конкретное значение параметра (конкретный показатель) в соответствии со сведениями, предоставляемыми производителями таких товаров, участником закупки указывается диапазон значений".
Комиссия приходит к выводу, что указанные положения инструкции не позволяют однозначным образом установить, в отношении каких именно показателей товаров участнику закупки в заявке на участие в Аукционе необходимо указать диапазон значений, а также указанное положение противоречит иным положениям инструкции, устанавливающим необходимость указания диапазона значений.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, не позволяет указать конкретное, точное и достоверное значение показателей товаров, используемых при оказании услуг, с учетом требований документации об Аукционе, нормативных документов, а также с учетом характеристик, указанных производителями товаров.
Действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших надлежащим образом в документации об Аукционе требования к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе, а также инструкцию по ее заполнению, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3.Решением комиссии ФАС России по контролю сфере закупок от 18.10.2017 по делу N К-1365/17 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Аукциона выявлены нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащим установлении в документации об Аукционе требований к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе, а также ненадлежащей инструкции по ее заполнению, части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неустановленииразмера пени за каждый день просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТехноСтройПроект" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 5 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 18.10.2017 N К-1365/17, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 18.10.2017 по делу N К-1365/17 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 октября 2017 г. N К-1384/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2017