Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),рассмотрев жалобу ООО "Меридиан" (далее - Заявитель) на действия Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Министерства обороны Российской Федерации (далее - Аукционная комиссия), АО "Электронные торговые системы" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории Республики Южная Осетия в 2017 - 2018 годах (номер извещения 0173100004517001560) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика.
1. Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам, используемым при оказании услуг;
2. Заказчиком в документации об Аукционе не установлены минимальные и максимальные значения показателей в отношении товаров по позициям NN 4, 5, 9Приложения А к документации об Аукционе;
3. Заказчиком не установлено количество товаров, необходимых для оказания услуг, являющихся предметом Аукциона, и объем оказания данных услуг;
4. Заказчиком в документацииоб Аукционе не установлена стоимость товаров, необходимых для оказания услуг, являющихся предметом Аукциона. Кроме того, Заказчиком не приложены акты о техническом состоянии объектов имущественного комплекса, что не позволяет участнику закупки оценить финансовую составляющую государственного контракта по Аукциону.
5. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, конкретных показателей результатов испытаний.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверкиКомиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 03.10.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 309 643 811,85 рублей;
4) дата начала подачи заявок - 03.10.2017;
5) дата окончания подачи заявок - 19.10.2017;
6) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
7) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников закупки - 24.10.2017.
1. Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам, используемым при оказании услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что требования к товарам (материалам), используемым при оказании услуг, являющихся предметом Аукциона, установлены в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречат законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя об установлении требований к товарам, используемым при оказании услуг не нашел своего подтверждения.
2. Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не установлены минимальные и максимальные значения показателей товаров по позициям NN 4, 5, 9 в Приложении А к документации об Аукционе.
Например, для товара по позиции N 4 "Моющее и чистящее средство универсального применения" установлено, что "Средство должно представлять собой жидкость. Средство должно быть биоразлагаемо. Средство не должно содержать фосфатов. Средство должно быть предназначено для мытья изделий и очистки поверхностей. Средство должно быть применимо на изделиях из фарфора, алюминия и плексигласа, пластмассовых поверхностях, лакированной мебели, пластике высокого давления, эмали, зеркалах, окнах, полах, плитке и кафеле. Средство должно быстро растворяться в горячей и холодной воде и оказывать грязе- и жирорастворяющее действие, очищать и создавать блеск.".
Для товара по позиции N 5 "Концентрированное санитарно-гигиеническое средство" установлено, что "Средство должно представлять собой жидкость. Средство должно диспергировать известковые отложения, обеспечивая отсутствие разводов и пятен. Средство не должно содержать фосфатов. Средство должно быть предназначено для растворения известковых отложений, защиты хромированных смесителей от коррозии и ухода за ними. Средство должно иметь антистатический эффект. Средство должно быть безвредным для кожи и материалов покрытий.".
Для товара по позиции N 9 установлено, что "Средство должно быть предназначено для мытья стен, окрашенных водостойкими красками. Средство должно представлять собой жидкость, которая используется в концентрированном и разбавленном виде. Средство должно удалять различные виды загрязнений, в том числе и масложировые. Средство должно подходить для ежедневного применения. Средство не должно менять внешний вид очищаемой поверхности. Средство должно обладать дезинфицирующим эффектом. Средство должно быть применимо для использования в помещениях общественного назначения. Средство не должно оставлять разводов на очищаемых поверхностях. Средство должно быть биоразлагаемо. Средство должно быть негорючим. Средство должно быть стабильным в условиях окружающей среды. Средство не должно содержать в своём составе абразивных частиц. Средство не должно содержать в своём составе вредных веществ. Средство не должно повреждать краску.".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Заказчиком в отношении товаров по позициям NN 4, 5, 9 ПриложенияА кдокументации об Аукционе установлены функциональные, технические и качественные характеристики в соответствии с потребностями Заказчика, что не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представил.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3.Заказчиком не установлены количество товаров, необходимых для оказания услуг, являющихся предметом Аукциона, и объем оказания услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что объем оказания услуг установлен в следующих приложения:
- в Приложениях NN 1а, 1б, 1г, 1д к государственному контракту содержаться сведения о перечне, местоположении, площади объектов имущественного комплекса, подлежащих комплексному обслуживанию;
- в Приложениях 1в/1 содержатся сведения о перечне объектов имущественного комплекса электросетевого хозяйства, об их местоположении, о протяженности линий (метр),
- в Приложении 1в/2 содержаться сведения о перечне объектов имущественного комплекса наружного освещения, об их местоположении, количестве опор, количестве светильников, протяженности линий (метр);
- в Приложении 1в/3 содержаться сведения о перечне объектов имущественного комплекса "дизельные электростанции", об их местоположении, об общим количестве агрегатов.
На заседании Комиссии представители Заказчика также пояснили, что в Приложение 2 документации об Аукционе указаны сведения об объеме и периодичности оказываемых услуг, например:
-"1.4. Наименование услуг: Техническая эксплуатация и техническое обслуживание наружных сетей электроснабжения, электрооборудования трансформаторных подстанций, дизельных электростанций, сетей наружного освещения военных городков Министерства обороны Российской Федерации на территории Республики Южная Осетия. Место оказания услуг (адреса, объекты): Адреса Потребителей указаны в Приложении N 1в1, 1в2, 1в3 к Контракту. Предельный объем оказываемых услуг (условные единицы): Техническая эксплуатация и техническое обслуживание объектов электросетевого хозяйства (ЭСХ) - 467,40 усл. ед. Техническая эксплуатация и техническое обслуживание объектов систем наружного освещения (НО) - 221,80 усл. ед. Техническая эксплуатация и техническое обслуживание дизельных электростанций (ДЭС) - 4 113,00 усл. ед.";
"1.5. Наименование услуг: техническая эксплуатация и техническое обслуживание, проведение на объектах водопроводно-канализационного хозяйства военных городков Министерства обороны Российской Федерации на территории Республики Южная Осетия. Место оказания услуг (адреса, объекты): адреса Потребителей указаны в Приложении N 1г к Контракту. Предельный объем оказываемых услуг (количество объектов, погонные метры): Эксплуатация и техническое обслуживание водопроводно-канализационных объектов - 8 шт.";
- "1.6. Наименование услуг: санитарное содержание внутренних помещений и прилегающей территории объектов Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории Республики Южная Осетия. Место оказания услуг (адреса, объекты): адреса Потребителей указаны в Приложении N 1д к Контракту. Предельный объем оказываемых услуг (площадь): санитарное содержание внутренних помещений - 13 456,54 м2.";
- "Осмотр люминесцентных светильников со стартерной схемой включения и замена залипших стартеров - 1 раз в месяц";
- "Ремонт/замена доводчиков дверей - по мере необходимости".
Вместе с тем, Заявитель на заседание не явился, доказательств, подтверждающих отсутствие в документации об Аукционе сведений о количестве товаров, необходимых для оказания услуг, являющихся предметом Аукциона, и объеме оказания данных услуг, не представил.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не установлена стоимость товаров, необходимых для оказания услуг, являющихся предметом Аукциона. Кроме того, Заказчиком не приложены акты о техническом состоянии объектов имущественного комплекса, что не позволяет участнику закупки оценить финансовую составляющую государственного контракта по Аукциону.
На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 7.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе исполнитель самостоятельно приобретает материалы и иные ресурсы, необходимые ему для оказания услуг, являющихся предметом государственного контракта.
Кроме того в соответствии с пунктом 4.12. проекта государственного контракта документации об Аукционе "Цены единиц Услуг устанавливаются в российских рублях и включают в себя расходы на оказание Услуг, все затраты на приобретение материалов и ресурсов, топливно-энергетические ресурсы (а именно: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, а также обеспечением углем и солью), транспортные расходы, расходы на оплату труда персонала Исполнителя и другие, установленные законодательством Российской Федерации, налоги, сборы и платежи, а также иные расходы (в том числе расходы на конвертацию, оплату таможенных пошлин, природоохранных платежей и др.), связанные с оказанием единицы Услуги".
Также на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что все расходы, связанные с сказанием услуг, являющихся предметом аукциона, и приобретение товаров для оказания данных услуг, включены в начальную (максимальную) цену контракта. При этом законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не с установлено обязанности Заказчика производить расчет затрат исполнителя государственного контракта на выполнение обязательств, предусмотренных государственных контрактом.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что одним из приложений к государственному контракту является Приложение N 6 "Акт технического состояния объектов имущественного комплекса", в котором указываются результаты обследования объектов имущественного комплекса и описание дефектов, их местонахождение, площадь объем.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно жалобеЗаявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, конкретных показателей результатов испытаний.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В таблице 2 Приложения А документации об Аукционе установленыследующие требования к используемому при оказании услуг товаров, например:
- пункт N 44 "Плитка керамическая тип 2": "Предельное отклонение по ширине не менее -1 - не более 1 мм. Предельное отклонение по длине не менее -1 - не более 1 мм. Предельное отклонение по толщине не менее -0,5 - не более 0,5 мм. Предельное отклонение плитки от прямоугольности не более 1,3 мм. Предельная кривизна лицевой поверхности не более 1 мм. Предельное искривление граней плитки не более 1 мм.";
- пункт N 68 "Стекло листовое": "Предельное отклонение по толщине не менее -0,3 - не более 0,3 мм. Предельная разнотолщинность стекла не более 0,2 мм. Предельный размер линейных пороков не более 30 мм. Коэффициент направленного пропускания света не менее 0,87. Оптические искажения в отраженном свете не более 5 мм. Показатель преломления не более 1,5. Прочность на сжатие не более 900 и более 700 МПа.";
- пункт N 74: "Массовая доля пленкообразующего вещества не менее 12,5 %. Массовая доля летучих веществ менее 13 %. Степень перетира не более 50 мкм. Укрывистость невысушенной пленки менее 65 г/м2. Время высыхания до степени 3 при температуре (202) °С должно быть не более 24 ч. Время высыхания до степени 3 при температуре (70
2) °С должно быть не более 4 ч. Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (20
2) °С должно быть не менее 2 ч. Максимальная эластичность пленки при изгибе не более 1 мм.".
Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов испытаний таких товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки на стадии подачи заявки иметь в наличии товар, используемый при оказании услуг, для представления подробных сведений о результате испытаний таких товаров.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
6.Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к аукционной документации должен быть приложен проект государственного контракта, который является неотъемлемой частью документации об аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Изучив проект государственного контракта документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в проекте государственного контракта не установлено положение об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Меридиан" обоснованной в части установления неправомерного требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, конкретных показателей результатов испытаний.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 13 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 20.10.2017 по делу N К-1387/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N К-1387/17 об устранении
нарушений законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
20.10.2017 |
Москва |
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),рассмотрев жалобу ООО "Меридиан" (далее - Заявитель) на действия Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Министерства обороны Российской Федерации (далее - Аукционная комиссия), АО "Электронные торговые системы" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории Республики Южная Осетия в 2017 - 2018 годах (номер извещения 0173100004517001560) (далее - Аукцион), и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Аукционной комиссии, Заказчику при рассмотрении первых частей заявок на участие в Аукционе не учитывать требования, установленные в таблице 2 Приложения А к документации об Аукционе о необходимости предоставления участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов испытаний таких товаров.
2. Заказчику в случае заключения государственного контракта с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, включить обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой государственного контракта.
3. Заказчику осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 20.10.2017 по делу N К-1387/17.
4. Заказчику в срок до 03.11.2017 исполнить настоящее предписание и представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (499) 755-23-24, а также электронной почте dedkova@fas.gov.ru.
В соответствии с частью 23 статьи 99 Закона о контрактной системе контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 октября 2017 г. N К-1387/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2017