Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу МОО "Единство и Честь" (далее - Заявитель) на действия Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Министерства обороны Российской Федерации (далее - Аукционная комиссия), ОАО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию фондов довузовских общеобразовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации в 2017-2018 годах (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100004517001557) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен объем оказываемых услуг;
2. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлены этапы оплаты оказанных услуг;
3. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей сырья, компонентного состава товаров, используемого при выполнении работ, а также показателей результатов испытания таких товаров;
4. Заказчиком неправомерно объединены в один лот лицензируемые и нелицензируемые виды работ.
Представители Заказчика частично согласились с доводами Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 03.10.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 377 621 443,47 рубля;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 24.10.2017.
1. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен объем оказываемых услуг.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что пунктами 2.18, 2.19, 3.4 Приложения N 2 (НиООЗ) Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлен перечень работ, услуг и периодичность их выполнения по устранению аварийных ситуаций, техническому обслуживанию, санитарному содержанию. Кроме того, Приложением N 11 к проекту государственного контракта документации об Аукционе установлен перечень объектов, подлежащих комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию с указанием площади таких объектов. При этом стоимость и объем работ рассчитывается исходя из площади помещений, указанных в Приложении N 11 к проекту государственного контракта документации об Аукционе.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил и не представил доказательств в составе жалобы, свидетельствующих о том, что Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен объем выполняемых работ.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлены этапы оплаты оказанных услуг.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Пунктом 1.1.10 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что "расчетный период - установленный Контрактом регулярный и периодичный отрезок времени (один календарный месяц, начало которого определяется с 00.00 часов 1-го дня календарного месяца и заканчивается в 24.00 часа последнего дня этого месяца), по окончании которого производятся расчеты за оказанные Исполнителем Услуги".
Пунктом 9.3 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что "оплата за фактически оказанные Услуги осуществляется Заказчиком в пределах средств, установленных в подпункте 4.1.1. пункта 4.1. Контракта, в срок не более 30 (тридцати) дней с даты подписания РПГЗ Акта сдачи-приёмки оказанных Услуг, но не ранее 25 января 2018 г., при условии предоставления Исполнителем Заказчику, с учётом соблюдения сроков, установленных в разделе 7 Контракта, следующих документов:
Сводных актов за расчетный период (месяц) в 1 (одном) экземпляре;
Счета-фактуры по каждому Сводному акту;
Сводного счета на сумму, указанную в реестре счетов-фактуры;
Реестра счетов-фактур
На всех документах, указанных в настоящем разделе Контракта, обязательно должны быть указаны наименования Заказчика, Исполнителя, номер и дата Контракта, даты оформления и подписания документов. Одновременно должны быть предоставлены электронные копии документов на диске CD-R, указанных в настоящем разделе Контракта, а также копия Контракта (при первом предъявлении документов на оплату), созданные посредством сканирования в соответствии с требованиями Порядка учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 221н, в формате JPEG (изображение черно-белое, размер одной отсканированной страницы формата А4 не более - 1240 точек на 1754 точки, разрешение сканирования не более 150 DPI на дюйм)".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что приемка и оплата выполненных работ осуществляется ежемесячно на основании документов, установленных в пункте 9.3 проекта государственно контракта документации об Аукционе, при этом Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика устанавливать этапы оплаты оказанных услуг при осуществлении закупки на техническое обслуживание и санитарное содержание зданий.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил и не представил доказательств в составе жалобы, свидетельствующих о том, что Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно не установлены этапы оплаты оказанных услуг.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, технологических процессов изготовления указанных товаров, а также показателей результатов испытания таких товаров.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Таблице 2 Приложения А Технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе, например, следующие требования к товарам:
- пункт 4 "Клей": "Массовая доля сухого остатка дисперсии не менее 50 %. Показатель концентрации водородных ионов дисперсии не менее 4,5 и не более 6";
- пункт 26 "Краска водно-дисперсионная": "pH краски не менее 7,5 и не более 9. Эластичность пленки краски при изгибе должна быть 1 мм";
- пункт 27 "Стекло листовое": "Коэффициент направленного пропускания света не менее 0,87. Оптические искажения в отраженном свете не более 5 мм. Показатель преломления не более 1,5. Прочность на сжатие не более 900 и более 700 МПа";
- пункт 28 "Подводка гибкая тип 2": "Максимальное давление на разрыв не менее 4,2 МПа. Максимальный поток при давлении 3 бар не менее 30 л/мин";
- пункт 60 "Краска": "Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (202) °С должна быть не менее 0,5 ч";
- пункт 95 "Портландцемент": "Массовая доля оксида магния в клинкере менее 3 %. Массовая доля ангидрида серной кислоты не более 4 % по массе" и другие.
На заседании Комиссии представители Заказчика согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении закупки допущена техническая ошибка.
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также технологических процессов изготовления указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара, результатах испытаний такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком неправомерно объединены в один лот лицензируемые и нелицензируемые виды работ, а именно услуги по вывозу твердых коммунальных отходов и услуги по комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию фондов довузовских общеобразовательных учреждений.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется на основании лицензии в соответствии с Федеральным законом от 04.04.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно подпункту 8 пункта 5 извещения об Аукционе, пункту 4 Приложения N 2 Технического задания документации об Аукционе в объект закупки включены услуги по вывозу твердых коммунальных отходов.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что объект закупки установлен в соответствии с потребностью Заказчика. При этом в состав услуг по вывозу твердых коммунальных отходов входит только вывоз отходов V класса опасности, в связи с чем указанный вид деятельности не подлежит лицензированию.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей не обеспечил и не представил доказательств в составе жалобы, свидетельствующих о том, что Заказчиком неправомерно объединены в один лот лицензируемые и не лицензируемые виды работ.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод заявителя не нашел своего подтверждения.
5. При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно извещению об Аукционе, Приложению N11 к проекту государственного контракта документации об Аукционе объектом закупки является комплексное техническое обслуживание и санитарное содержание фондов довузовских общеобразовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, включающих в себя 330 объектов, расположенных в 22 субъектах Российской Федерации.
Кроме того, в пункте 2.2 Приложения N 2 Технического задания документации об Аукционе установлено, что "для централизованного контроля работоспособности, регулирования и управления оборудованием и инженерными системами зданий (электроснабжение и силовое электрооборудование, тепловые пункты, системы отопления, горячего и холодного водоснабжения, лифты, системы вентиляции, пожарной сигнализации, пожаротушения, освещения лестничных клеток), а также для учета заявок Заказчика (Потребителя) и контроля устранения неисправностей оборудования инженерных систем и элементов зданий Исполнителем создается круглосуточная диспетчерская служба. Исполнитель должен обеспечить прием и учет исполнения заявок от Заказчика (Потребителя) на устранение неисправностей в работе обслуживаемых систем и оборудования, а также заявки по ликвидации аварий по телефонам и факсам собственной диспетчерской службы (круглосуточно)".
Следовательно, Заказчиком в один объект закупки объединено комплексное техническое обслуживание и санитарное содержание 330 объектов фондов довузовских общеобразовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, расположенных в 22 субъектах Российской Федерации технологически и функционально не связанных между собой, что приводит к увеличению объема выполняемых работ, начальной (максимальной) цены контракта, суммы обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта и влечет к ограничению количества участников Аукциона.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу МОО "Единство и Честь" обоснованной в части установления Заказчиком требований к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, технологических процессов изготовления указанных товаров, а также показателей результатов испытания таких товаров.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 23.10.2017 по делу N К-1390/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N К-1390/17 об устранении
нарушений законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
23.10.2017 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), на основании решения от 23.10.2017 по делу N К-1390/17, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы МОО "Единство и Честь" (далее - Заявитель) на действия Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Министерства обороны Российской Федерации (далее - Аукционная комиссия), ОАО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию фондов довузовских общеобразовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации в 2017-2018 годах (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100004517001557) (далее - Аукцион), и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 23.10.2017 N 0173100004517001557-1-1 (далее - Протокол).
2. Оператору электронной площадки:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протокола, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 23.10.2017 по делу N К-1390/17 и разместить соответствующую документацию в ЕИС;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в ЕИС информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена не ранее чем через 15 дней со дня размещения в ЕИС соответствующей документации об Аукционе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 23.10.2017 по делу N К-1390/17.
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 02.11.2017 исполнить настоящее предписание и представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (499) 755-23-24, а также электронной почте dedkova@fas.gov.ru.
В соответствии с частью 23 статьи 99 Закона о контрактной системе контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 октября 2017 г. N К-1390/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2017