Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<______________________.>
в присутствии:
в отсутствие представителей МКУ "Комитет по управлению городским хозяйством", ООО "МегаСтрой", уведомленных надлежащим образом, ходатайств не поступало,
рассмотрев жалобу ООО "МегаСтрой" (далее - Заявитель, Общество) (вх. от 13.10.2017 N 6084) на действия заказчика - МКУ "Комитет по управлению городским хозяйством" при проведении электронного аукциона на формирование современной городской среды на территории муниципального образования "город Северобайкальск" на 2017 год. Благоустройство дворовых территорий жилых домов по ул. Труда, д. 14, 16, 18, 20, 22, 24, 28, 32, пр. 60 лет СССР, 44, проезды, площадки, тротуары, мелкие архитектурные формы, с реестровым номером - 0302300103317000029 (далее - Аукцион), и в результате рассмотрения жалобы в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе),
у с т а н о в и л а:
По мнению ООО "МегаСтрой", в нарушение требований части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, Заказчиком установлены необоснованные требования к участникам закупки:
а) участник закупки должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
б) СРО, в которой состоит участник закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
в) совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов закупок (в том числе с учетом возможного заключения государственного контракта, являющегося предметом настоящего аукциона), не должен превышать уровень ответственности участника закупки по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
Кроме того, в составе второй части заявки участникам необходимо представить выписку из реестра членов СРО по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 г. N58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации", выданная не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок (за исключением участников аукциона, предложивших цену контракта в размере 3 000 000 рублей и менее, а также в отношении унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, юридических лиц, указанных в пп. 1-4 ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ).
По мнению Заявителя, дворовая территория объектом капитального строительства по смыслу части 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации не является. Выполняемые в рамках закупки работы конструктивные и другие характеристики объектов капитального строительства не затрагивают, следовательно, Заказчик требовать от участника закупки членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не вправе.
На основании изложенного просит приостановить закупку, провести проверку действий Заказчика, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменный отзыв, в котором указывают, что Федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия не дано определения понятию дворовые территории, а также отсутствует указание на то, что дворовая территория не является объектом капитального строительства. Таким образом, в рассматриваемом случае Заказчик при осуществлении закупки полагал, что дворовые территории жилых домов по ул. Труда, д. 14, 16, 18, 20, 22, 24, 28, 32, пр. 60 лет Октября, 44, включая проезды, площадки, тротуары являются объектом капитального строительства, так как у него, в том числе, существует неразрывная связь с землей.
Исходя из пункта 2 статьи 52 ГрК РФ, виды работ про строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями ил юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 года N 624.
Согласно Технического задания на выполнение работ, предусматривается, в том числе, выполнение "Устройства основании городских проездов толщиной слоя 10 см", "установка блоков стен подвалов массой до 1,5 тонн" (при устройстве подпорной стенки из ФБС24-3-6-Т). Данные виды работ влияют на безопасность объекта капитального строительства и исходя из этого, при выполнении указанных работ обязательным является наличие допуска на вид работ "6.3 Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкции".
Просили признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных сторонами документов и пояснений, Бурятское УФАС России установила следующее:
29 сентября 2017 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении Аукциона N 0302300103317000029. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 784 580 рублей.
Согласно части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пункта 1 части 1, части 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В силу части 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с части 3 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии счастью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" от 16.02.2017 г. N 58, соответствие участников закупки требованиям ст. 52 ГрК РФ подтверждается выпиской из реестра членов саморегулируемой организации.
Заказчиком в п. 17 Информационной карты установлено требование об обязательном членстве участников закупки в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно пункта 5 части 2.2 статьи 52 ГрК РФ, не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства для физических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилого дома, а также лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, указанных в пунктах 1-3 части 17 статьи 51 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 17 статьи 51 ГрК РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в том числе случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других).
Согласно письму Минрегиона РФ от 31.08.2010 N 31330-ИП/08 "О разъяснении вопросов, связанных с введением саморегулирования в области инженерных изысканий, проектирования, строительства", для выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, указанных в части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей); жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования) не требуется наличия свидетельства о допуске СРО.
По мнению Заказчика, исходя из состава необходимых к выполнению работ, участники закупки должны были предоставить допуск на вид работ "6.3 Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций" или допуск на организацию соответствующих видов работ (раздел 33 Перечня), поскольку согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ указанные работы могут выполняться только лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Вместе с тем, 03.06.2017 года в часть 2 статьи 52 ГрК РФ Федеральным законом N 372-ФЗ были внесены изменения, согласно которым работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей, при этом положения данной статьи применимы при выполнении работ на объекте капитального строительства без выделения конкретных видов работ согласно Приказу N 624.
Из аукционной документации следует, что предметом аукциона является выполнение работ по благоустройству дворовых территорий, а, следовательно, не требуют наличия членства саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к участникам закупок о наличии членства СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, нарушают части 6 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "МегаСтрой" на действия Заказчика при проведении закупки N 0302300103317000029 обоснованной;
2. Признать Заказчика нарушившим требования части 6 статьи 31, пунктов 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений;
4. Рассмотреть вопрос о возбуждении административного производства в отношении должностного лица по соответствующей статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 20 октября 2017 г. N 04-50/376-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2017