Резолютивная часть объявлена 18 октября 2017 года Изготовлено в полном объеме 23 октября 2017 года |
г.Курск |
|
Состав Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
|
Председатель Комиссии |
|
Член Комиссии |
|
|
Член Комиссии |
|
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "Новострой" (далее - ООО "Новострой", Общество) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя |
Отсутствуют, надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела |
|
Заказчик |
Муниципальное казенное учреждение "Дирекция по организации строительства и реконструкции объектов муниципальной собственности" города Железногорска Курской области (далее - заказчик) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика |
(личность удостоверена) |
|
Заинтересованное лицо - единственный участник электронного аукциона |
ООО "СтройМастерЛюкс" |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заинтересованного лица |
(по доверенности, личность удостоверена) |
|
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
|
Закупка N |
0844300000417000014 |
|
Объект закупки |
Выполнение работ по строительству средней общеобразовательной школы в городе Железногорске Курской области, Микрорайон N13 |
|
Начальная (максимальная) цена контракта |
691 703 590 ,00 рублей. |
Доводы жалобы:
В нарушение требований ст.4, ст.7, ст.65 ФЗ "О контрактной системе...", техническое задание аукционной документации электронного аукциона, содержит ограничения для ознакомления - текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности поиска и копирования отдельных фрагментов текста.
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В письменных пояснениях, представленных заказчиком в материалы дела, а также в ходе рассмотрения дела, представитель заказчика возражал против доводов жалобы заявителя, указал, что аукционная документация электронного аукциона соответствует требованиям законодательства РФ о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об электронном аукционе, протоколами, составленными в ходе проведения электронного аукциона:
- дата размещения извещения - 22.09.2017 г.;
- дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 12.10.2017 г.;
- на участие в электронном аукционе поступила 1 заявка - ООО "СтройМастерЛюкс";
- согласно протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 12.10.2017 N0844300000417000014-1, указанная заявка была признана соответствующей требованиям аукционной документации;
- на дату рассмотрения дела по результатам определения поставщика заказчиком контракт не заключен.
Как установлено Комиссией, аукционная документация, приложение N3 (проект контракта), приложение N7 (рекомендуемые формы для заполнения аукционной заявки) размещены заказчиком в ЕИС в виде файлов формата doc, приложения N1 (техническое задание), N2 (обоснование начальной максимальной цены контракта), N8 (обоснование цены разработки рабочей документации), размещены в формате pdf, допускающими возможность поиска и копирования отдельных фрагментов текста.
Однако приложение N6 к аукционной документации "требования к используемым материалам" ("сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки"), размещено заказчиком в виде четырех рисунков в графическом формате jpeg. Возможность поиска информации или копирования фрагментов текста указанного приложения отсутствует.
При этом, приложение N6 содержит информацию о требованиях, установленных заказчиком к техническим характеристикам материалов, оборудования, которые необходимо будет применять участникам при выполнении строительных работ, предусмотренных контрактом.
Согласно требованиям ч.3 ст.66 ФЗ "О контрактной системе_", аукционной документации заказчика, участникам закупки в составе первой части заявки необходимо указать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным данным приложением.
В соответствии с ч.2 ст.65 ФЗ "О контрактной системе...", документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления в ЕИС без взимания платы.
Согласно ч.1 ст.4 ФЗ "О контрактной системе...", в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Частью 4 ст.4 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
При этом, согласно п.4 ч.1 ст.50 и п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе..." не допускается установление в документации о закупке требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого конкурса, аукциона или ограничение доступа к участию в таком конкурсе, аукционе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
Более того, согласно требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 ноября 2009 г. N 470 (далее - Требования), информация, размещаемая на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, официальном сайте территориального органа федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не должна быть зашифрована или защищена от доступа иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление пользователя информацией с ее содержанием без использования иного программного обеспечения или технических средств, чем веб-обозреватель.
Согласно п.3 Требований информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
Из названных положений ФЗ "О контрактной системе_", Положения и Требований следует, что заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обязаны разместить информацию об аукционе на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением, как в визуальном, так и фактическом восприятии ее содержания. Установление тех или иных технических ограничений к восприятию и использованию указанной информации, когда без использования общедоступных способов и методов восприятия такой информации не представляется возможным, влечет за собой ограничение количества участников закупок.
Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме от 23.05.2016 NД28и-1299, необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации является ограничением для ознакомления с такой информацией, а также противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, в случае размещения заказчиком на официальном сайте технической части документации в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов при условии, что такой текст необходим для заполнения заявки, участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат и, как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок.
Информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста должна размещаться на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ для просмотра ("документ в электронной форме").
Таким образом, разместив приложение N6 к аукционной документации "требования к используемым материалам" ("сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки") в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов, заказчик нарушил требования ч.4 ст.4, ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...".
В ходе проведения внеплановой проверки определения поставщика Комиссией также установлено:
1. В нарушение требования п.8 ст.42 ФЗ "О контрактной системе...", в извещении о проведении электронного аукциона, заказчиком не указан порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению исполнения контракта, а также информация о банковском сопровождении контракта.
В нарушение п.6 ч.5 ст.63 ФЗ "О контрактной системе...", заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не указан исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с требованиями п.1 ч.1 и ч.2 ст.31 ФЗ "О контрактной системе...".
2. В соответствии с ч.2 ст.110.2 ФЗ "О контрактной системе...", Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
В развитие указанной нормы, Правительством Российской Федерации принято Постановление N 570 от 15.05.2017.
Пунктом 2 Постановления установлено следующее:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Комиссией установлено, что в документации об электронном аукционе заказчиком указаны возможные виды, однако не указаны возможные объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц.
Кроме того, документация об электронном аукционе, а также проект контракта не предусматривают возможности при заключении сторонами контракта включить в него условие, установленное пп."б" п.2 Постановления N 570, в части указания в контракте конкретных видов и объема работ, определяемых по предложению подрядчика.
В аукционной документации, проекте контракта аукционной документации заказчиком также не установлено условие о том, что совокупное стоимостное выражение конкретных видов и объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, должно составлять не менее чем 15 процентов цены контракта.
Таким образом, заказчиком не исполнено требование постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N570. В аукционной документации, проекте контракта ненадлежаще установлено условие об обязанности самостоятельного выполнения подрядчиком объемов и видов работ, предусмотренных муниципальным контрактом.
3. Согласно ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Как следует из содержания аукционной документации, сметных расчетов стоимости работ, приложенных к аукционной документации заказчика, проекта муниципального контракта, в ходе исполнения контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по строительству объекта капитального строительства "Средняя общеобразовательная школа в г.Железногорске Курской области", в том числе выполнить подготовительные работы, земляные работы, работы по инженерной подготовке территории, свайные работы, работы по устройству фундаментов и оснований и другие виды строительных работ.
Вместе с тем, 16.10.2017 г. в Курское УФАС России от УФСБ России по Курской области поступило обращение о наличии нарушений со стороны заказчика при проведении электронного аукциона N0844300000417000014 и акт осмотра помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств участка местности в 13 микрорайоне г.Железногорска Курской области с кадастровым N 46:30:000015:523 от 12.10.2017 г.
Согласно указанного акта, на участке местности, предназначенном для выполнения работ по строительству средней общеобразовательной школы в городе Железногорске Курской области, Микрорайон N13, уже осуществляются подготовительные и частично строительные работы по возведению объекта капитального строительства. В частности, осуществлены земляные работы, проводится монтаж бетонных свай, осуществляется вывозка грунта с территории стройки и доставка строительных материалов, отдельные сегменты фундамента заливаются бетоном. При этом указано, что данный участок местности окружен металлическим забором, на территории осуществляют трудовую деятельность рабочие в количестве 25-30 человек.
Из указанных обстоятельств следует, что в состав работ, предусмотренных условиями контракта, право на заключение и исполнение которого является предметом закупки, а также в начальную максимальную цену контракта, заказчиком включены виды и стоимость работ, которые, на дату проведения электронного аукциона, полностью или частично исполнены.
Таким образом, при установленных правоохранительными органами обстоятельствах, наличие объективной потребности заказчика по выполнению поименованных в локально-сметных расчетах видов работ, на дату размещения электронного аукциона заказчиком не подтверждается, и, следовательно, указанные виды работ (подготовительные работы, земляные работы, работы по инженерной подготовке территории, свайные работы, работы по устройству фундаментов и оснований), полностью или частично, включены в описание объекта закупки в нарушение п.1 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...".
Заказчиком также нарушен принцип открытости и прозрачности контрактной системы, предусмотренный ч.3 ст.7 ФЗ "О контрактной системе...", устанавливающей, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Кроме того, учитывая то обстоятельство, что выполнение работ, предусмотренных предметом электронного аукциона, начато до определения победителя электронного аукциона N0844300000417000014 и заключения муниципального контракта, в действиях заказчика усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В этой связи Комиссией принято решение о необходимости передачи материалов по настоящему делу для рассмотрения в отдел контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы Курского УФАС России.
Учитывая изложенное, на основании результатов рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки определения поставщика, материалов, имеющихся в деле, руководствуясь статьей 99, статьей 106 ФЗ "О контрактной системе_", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Новострой" обоснованной в части нарушения заказчиком требования ч.4 ст.4, ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N570.
2. Признать заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Дирекция по организации строительства и реконструкции объектов муниципальной собственности" города Железногорска Курской области нарушившим требования ч.4 ст.4, ч.3 ст.7, п.1 ч.1 ст.33, п.8 ст.42, п.6 ч.5 ст.63, ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N570.
3. В связи с тем, что допущенные заказчиком нарушения носят неустранимый, на дату рассмотрения дела, характер, выдать заказчику - Муниципальному казенному учреждению "Дирекция по организации строительства и реконструкции объектов муниципальной собственности" города Железногорска Курской области предписание об аннулировании определения поставщика.
4. Передать копии решения и предписания по делу в Прокуратуру Курской области, УМВД России по Курской области.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
6. Передать материалы дела в отдел контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы Курского УФАС России.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N268/2017
об аннулировании определения поставщика
Резолютивная часть объявлена 18 октября 2017 г.
Изготовлено в полном объеме 23 октября 2017 г. г. Курск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия),
на основании решения от 18 октября 2017 года по делу N268/2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Новострой" на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения "Дирекция по организации строительства и реконструкции объектов муниципальной собственности" города Железногорска Курской области при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) способом электронного аукциона N0844300000417000014 по предмету: "Выполнение работ по строительству средней общеобразовательной школы в городе Железногорске Курской области, Микрорайон N13", руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - Муниципальному казенному учреждению "Дирекция по организации строительства и реконструкции объектов муниципальной собственности" города Железногорска Курской области в целях устранения допущенных нарушений ч.4 ст.4, ч.3 ст.7, п.1 ч.1 ст.33, п.8 ст.42, п.6 ч.5 ст.63, ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в течение двух (двух) рабочих дней с даты получения настоящего предписания аннулировать определение поставщика (подрядчика, исполнителя) способом проведения электронного аукциона N0844300000417000014 по предмету: "Выполнение работ по строительству средней общеобразовательной школы в городе Железногорске Курской области, Микрорайон N13".
2. В течение 2 (двух) рабочих дней с даты исполнения настоящего предписания представить в Курское УФАС России доказательства его исполнения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. Невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет административную ответственность, предусмотренную ч.7 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 18 октября 2017 г. N 268
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2017