Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБУ "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт фтизиопульмонологии" Минздрава России (далее - Заказчик):
ООО "Питерстройсервис" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 24145/17 от 10.10.2017) на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту второго этажа детского пульмонологического центра в составе ФГБУ "СПб НИИФ" Минздрава России с использованием товара (извещение номер 0372100033817000435) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 02.10.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100033817000435. Начальная (максимальная) цена контракта - 29 852 100,00 рублей.
В жалобе ООО "Питерстройсервис" указывает на нарушение Заказчиком требований Закона о контрактной системе, которые выразились, по его мнению, в:
- отсутствии надлежащей инструкции по заполнению первой части заявки;
- уклонении от предоставления разъяснений положений документации об аукционе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к товарам, которые используются при выполнении работ, установлены Заказчиком в Приложении N 4 "Показатели, позволяющие определить соответствие товаров, используемых при выполнении работ по капитальному ремонту второго этажа детского пульмонологического центра в составе ФГБУ "СПб НИИФ" Минздрава России с использованием товара" к Техническому заданию документации об аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в разделе 1 документации об аукционе.
"В описании товаров, используемых при выполнении работы (оказания услуги), Заказчик вправе использовать следующие виды показателей:
Показатели, для которых установлено минимально допустимое значение показателя - показатели, по которым Участник закупки в заявке обязан представить конкретное значение и единицу измерения (при наличии).
Показатели, значение которых не может изменяться - показатели, по которым Участник закупки в заявке обязан представить значение и единицу измерения (при наличии), установленные в документации.
Показатели, требование к которым включает варианты значений - показатели, по которым Участник закупки в заявке обязан представить конкретное значение и единицу измерения (при наличии), которые соответствуют требованиям документации, выбранное из предложенных заказчиком вариантов.
Показатели, для которых установлено максимально недопустимое значение показателя - показатели, по которым Участник закупки в заявке обязан представить конкретное значение и единицу измерения (при наличии).
Показатели, для которых установлено минимально недопустимое значение показателя - показатели, по которым Участник закупки в заявке обязан представить конкретное значение и единицу измерения (при наличии).
Показатели, для которых установлен диапазон требований - участник закупки в заявке по такому показателю обязан представить конкретное значение и единицу измерения (при наличии)".
Приложение N 2 "Используемые Заказчиком в документации об электронном аукционе термины и определения" к документации об аукционе содержит следующую информацию:
"Показатель товара - характеристика одного или нескольких свойств товара, входящих в его качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления;
максимально допустимое значение показателя - значение показателя, являющееся верхней границей допустимого диапазона значений показателей (множество всех чисел, каждое из которых не превышает значение, установленного в документации);
минимально допустимое значение показателя - значение показателя, являющееся нижней границей допустимого диапазона значений показателей (множество всех чисел, каждое из которых не меньше значение, установленного в документации);
максимально недопустимое значение показателя - значение показателя, являющееся верхней границей недопустимого диапазона значений показателей (множество всех чисел, каждое из которых превышает значение, установленного в документации);
минимально недопустимое значение показателя - значение показателя, являющееся нижней границей недопустимого диапазона значений показателей (множество всех чисел, каждое из которых меньше значение, установленного в документации)".
Таким образом, из совокупности вышеуказанных положений документации об аукционе следует, что определение наименований показателей содержат указания по предоставлению крайних границ и т.п. в отношении используемых видов показателей.
Основания полагать, что данная инструкция не позволяет участникам закупки надлежащим образом предоставить сведения о конкретных показателях на момент заседания Комиссии УФАС отсутствуют. Данный довод жалобы признан необоснованным.
2. В соответствии с ч.ч. 3-5 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки вышеуказанного запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
09.10.2017 17 часов 12 минут на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Заказчиком были даны разъяснения положений документации об аукционе, которые соответствуют предмету поданного запроса. Данный довод жалобы является необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 65, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СпецСтройМонтаж" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 октября 2017 г. N 44-4041/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2017