Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБУ культуры и искусства "Центральный военно-морской музей" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик):
ООО "Теплонорд" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 24638-ЭП/17 от 16.10.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию филиала ФГКУ "Центральный военно-морской музей" Министерства обороны Российской Федерации "Кронштадтский Морской Собор" (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 02.10.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100004617000024. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 800 000,00 рублей.
Заявитель в жалобе указал на неправомерное установление требования к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно п. 11 Части II документации о закупке Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к участникам закупки: "соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (требования указаны в п.4.2 Информационной карты)".
Согласно п. 4.2 Части II документации о закупке Заказчиком установлено следующее требование: "документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, части 2 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов:
I. Лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, содержащая, в том числе, следующие виды работ:
монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах;
монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
II. Лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащая, в том числе, следующие виды работ:
реставрация, консервация и воссоздание штукатурной отделки;
реставрация, консервация и воссоздание архитектурно-лепного декора;
ремонт, реставрация и воссоздание кровель;
ремонт, реставрация и воссоздание металлических конструкций;
ремонт, реставрация, консервация и воссоздание деревянных конструкций и деталей;
реставрация и воссоздание паркетных полов;
ремонт, реставрация и консервация ограждающих конструкций и распорных систем;
ремонт, реставрация, консервация и воссоздание кладок, конструкций.
реставрация и воссоздание деталей из черного и цветных металлов;
реставрация и воссоздание позолоты;
реставрация и воссоздание керамического декора;
реставрация и воссоздание мозаики.".
В соответствии с п. 1 ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии с п. 48 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации подлежит лицензированию.
В соответствии с приложением к положению о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Перечень), перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включает в себя следующие виды работ:
1. Разработка проектной документации по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
2. Разработка проектной документации по инженерному укреплению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
3. Реставрация и воссоздание наружных и внутренних декоративно-художественных покрасок.
4. Реставрация, консервация и воссоздание штукатурной отделки.
5. Реставрация, консервация и воссоздание архитектурно-лепного декора.
6. Реставрация, консервация и воссоздание поверхности из искусственного мрамора.
7. Ремонт, реставрация и воссоздание кровель.
8. Ремонт, реставрация и воссоздание металлических конструкций.
9. Ремонт, реставрация и воссоздание оконных и дверных приборов.
10. Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание деревянных конструкций и деталей.
11. Реставрация и воссоздание резьбы по деревянным конструкциям.
12. Реставрация и воссоздание паркетных полов.
13. Ремонт, реставрация и консервация ограждающих конструкций и распорных систем.
14. Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание оснований и фундаментов.
15. Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание кладок, конструкций.
16. Реставрация, консервация и воссоздание мебели.
17. Реставрация, консервация и воссоздание резьбы по дереву.
18. Реставрация, воссоздание и консервация тканей, гобеленов и ковров.
19. Реставрация и воссоздание осветительных приборов.
20. Реставрация и воссоздание деталей из черного и цветных металлов.
21. Реставрация и воссоздание позолоты.
22. Реставрация и воссоздание керамического декора.
23. Реставрация и воссоздание мозаики.
24. Реставрация и воссоздание янтарного набора.
25. Реставрация и воссоздание графики.
26. Реставрация, консервация и воссоздание монументальной живописи.
27. Реставрация, консервация и воссоздание станковой живописи.
28. Реставрация, консервация и воссоздание скульптуры.
29. Реставрация и воссоздание исторического ландшафта и произведений садово-паркового искусства.
30. Приспособление инженерных систем и оборудования.
31. Приспособление систем электрообеспечения.
Анализ аукционной документации показал, что предмет закупки не включает в себя виды работ, которые подлежат лицензированию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 N 349. Например, согласно Части III документации о закупке Заказчиком установлены следующие виды необходимых для оказания услуг: "Перечень работ по техническому обслуживанию внутреннего сантехнического оборудования, канализации, отопления
ТО-1 (техническое обслуживание) проводится один раз в месяц.
В ТО-1 входят работы:
- проверка прокладок в водопроводных кранах;
- проверка герметичности резьбовых соединений;
- устранение засоров;
- регулировка смывных бачков;
- проверка крепления санитарно-технических приборов и трубопроводов
- устранение течи в резьбовых соединениях трубопроводов, приборов и арматуре;
- прочистка и заливка сифонов
- пролив сантехнических приборов;
- проверка теплоизоляции трубопроводов;
- проверка положения балансировочных кранов
- проверка положения термостатических головок на радиаторах
- расхаживание водозапорной арматуры;
- регулировка воздухоотводчиков.".
Согласно пояснениям Заказчика и представленным в соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениями на жалобу при оказании услуг может потребоваться срочный ремонт, восстановление, либо консервация.
Таким образом, Заказчиком также подтверждено отсутствие в предмете закупки работ, подлежащих лицензированию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 N 349.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Следовательно, установление требования к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации для осуществления работ, которые не являются объектом закупки, противоречит п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Следовательно, жалоба признана обоснованной.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Теплонорд" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 октября 2017 г. N 44-4071/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2017