Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
контроля федеральной контрактной системы, члена Комиссии УФАС;
в присутствии представителей:
ГБОУ СОШ N 290 Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Винстар" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 24948/17 от 19.10.2017) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на ремонт в здании ГБОУ СОШ N 290 Красносельского района: Замена оконных блоков, ремонт помещений (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 29.09.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200002317000013. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 010 133,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.10.2017 N0372200002317000013-1 первой части заявки Заявителя на участие в аукционе (порядковый номер 10) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: "В заявке не предоставлена информация, предусмотренная частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе: Требование Закона о контрактной системе: Сведения о конкретных показателях используемых товаров, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. Позиция 36 (Умывальник) - Предоставленная информация о товаре не соответствует ГОСТ. Согласно пункту 5.3.1 ГОСТ 15167-93, на каждом изделии должен быть нанесен товарный знак предприятия-изготовителя и сорт изделия. В заявке: Товарные знаки у всех товаров отсутствуют. Основание для отклонения - п. 2) ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.".
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчиком в п. 18 Части II документации о закупке установлены требования к содержанию первой части заявки в соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, в том числе указано, что первая часть заявки должна содержать указание на товарный знак при наличии.
Требования к конкретным показателя товаров установлены Заказчиком в п. 18 Части II документации о закупке.
Согласно п. 36 Заказчиком установлены требования к товару "Умывальник".
Согласно пп. 1 п. 2 раздела 2 Части III документации о закупке Заказчиком установлено: "Позиция умывальник должна соответствовать ГОСТ 30493-96 Изделия санитарные керамические. Типы и основные размеры; ГОСТ 15167-93 Изделия санитарные керамические. Общие технические условия.".
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что Заявителем не представлены сведения о товарном знаке по п. 36 "Умывальник".
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ст. 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
В соответствии со ст. 1479 Гражданского кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со ст. 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в п. 2 ст. 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
Таким образом, отсутствие регистрации товарного знака в установленном законодательством порядке свидетельствует об отсутствии его правовой защиты как средства индивидуализации.
В соответствии с п. 3 ст. 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Исходя из вышеуказанной нормы, гражданское законодательство допускает использование незарегистрированных обозначений в отношении товаров при условии, что такие обозначения не создают вероятность смешения с зарегистрированным товарным знаком, что также подтверждает отсутствие законодательно установленной обязанности регистрации товарного знака.
Комиссия УФАС установила, что действующим законодательством Российской Федерации не установлена обязанность юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять действия, направленные на регистрацию товарного знака (средства индивидуализации).
В соответствии с пп. 5.3.1 п. 5.3 "Маркировка" ГОСТ 15167-93 "Изделия санитарные керамические. Общие технические условия" на каждом изделии должен быть нанесен товарный знак предприятия-изготовителя и сорт изделия.
В соответствии с пп. 5.3.2 п. 5.3 ГОСТ 15167-96 маркировка должна наноситься на невидимых поверхностях изделий.
Таким образом, товарный знак наносится на поверхность изделия, при этом товарный знак предприятия-изготовителя.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки должна содержать сведения о товаре, в том числе о товарном знаке товара. Требование о предоставлении в первой части заявки товарного знака предприятия-изготовителя законодательством о контрактной системе не установлено.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, сведения о товарном знаке, который наносится на невидимую поверхность товара, могут отсутствовать у участника закупки на момент подачи первой части заявки на участие в аукционе. Следовательно, при отсутствии у участника закупки товара в наличии возможность для предоставления в первой части заявки на участие в аукционе достоверных сведений о товарном знаке, который будет нанесен на невидимую поверхность товара, также отсутствует.
Вывод Комиссии УФАС о необходимости наличия товара в наличии также основан на пп. 6.2 ГОСТ 15167-93, согласно которому установлено: "Изделия принимают партиями. Размер партии устанавливают в количестве не более суточной выработки изделий, изготовленных по одной технологии в одинаковых условиях.
Каждая партия должна состоять из изделий одного вида и типа и оформлена одним документом о качестве, который должен содержать:
- наименование предприятия-изготовителя;
- номер партии и дату изготовления;
- вид изделия и его условное обозначение;
- количество изделий;
- обозначение настоящего стандарта;
- отметку о приемке изделий техническим контролем.".
На основании пп. 6.2 ГОСТ 15167-93, следует, что сопроводительные документы на товар (умывальник) также не содержат сведения о товарном знаке.
Кроме того, в соответствии с пп. 5.2.12 ГОСТ 15167-93 на монтажной и невидимой поверхностях изделий всех сортов допускаются дефекты, указанные в таблице 1, если они не препятствуют монтажу или эксплуатации. Следовательно, информация, нанесенная на невидимую поверхность, может быть недоступна для восприятия при наличии дефектов поверхности.
В соответствии с пп. 5.4.1, пп. 5.4.2 ГОСТ 15167-93 при отгрузке потребителю, в том числе при отгрузке в торговую сеть, изделия упаковывают в дощатые обрешетки типов 1-1, 1-2 и IV по ГОСТ 12082, решетчатые дощатые ящики по ГОСТ 2991, ящики из гофрированного картона, в термоусадочную пленку по нормативно-технической документации, в контейнеры по ГОСТ 20435 и ГОСТ 15102, при этом допускается изделия укладывать без упаковки с перекладкой древесной стружкой по ГОСТ 5244, бумажной или картонной макулатурой по ГОСТ 10700 или опилками; изделия в контейнерах укладывают по схемам, разработанным предприятием-изготовителем. Изделия или ящики из гофрированного картона с изделиями формируют в пакеты на поддоне с обвязкой стальной проволокой или упаковывают в термоусадочную пленку.
На основании изложенного, законодательством о контрактной системе не установлено требование о предоставлении в первой части заявки сведений о товарном знаке предприятия-изготовителя; законодательством Российской Федерации не установлена обязанность хозяйствующих субъектов по осуществлению действий, направленных на регистрацию товарного знака; предметом закупки является товар, который не содержит в сопроводительной документации сведения о товарном знаке товара, а товарный знак предприятия-изготовителя становится известным после приобретения партии товара и нарушения упаковки.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что у аукционной комиссии Заказчика отсутствовали правовые основания для отказа первой части заявки Заявителя по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.10.2017 N0372200002317000013-1.
В действиях аукционной комиссии Заказчика выявлено нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с ранее выданным предписанием в отношении рассматриваемой закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Винстар" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 октября 2017 г. N 44-4152/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2017