Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
в присутствии представителей:
от государственного заказчика - Кольцов П.В., Мурашов Д.С., Агаджанов В.Г.
от уполномоченного органа - Тимофеева Д.Ю.
от ООО "Центр ИТ решений" - представитель не прибыл.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Центр ИТ решений" на действия заказчика - ГКУ СК "Краевой центр информтехнологий" и уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N 0121200004717000528 Выполнение работ по созданию, введению в эксплуатацию в Ставропольском крае, системы автоматизированных средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения для обеспечения государственных нужд Ставропольского края.
По мнению заявителя жалобы, документация конкурса не соответствует не соответствует нормам Закона N 44-ФЗ.
Представитель государственного заказчика пояснил:
Извещение о проведении Конкурса и конкурсная документация размещены на сайте РФ. Документация соответствует норма Закона.
Комиссия Ставропольского УФАС, выслушав доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя на основании статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановую проверку закупки установила:
1. Доводы заявителя жалобы относящиеся к формированию НЦКП, не могут рассматриваться по существу в виду следующего:
Частью 1 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о закупках) установлено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 99 Закона о закупках федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, которым является Ставропольским УФАС России, осуществляется контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи.
Частью 8 статьи 99 Закона о закупках установлено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении - обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
2. В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 ГрК РФ и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87.
Согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документации о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта, при этом в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Таким образом, документация о закупке должна содержать описание выполняемых работ, требования к качеству и объему выполняемых работ.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закон N 44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленные заказчиком требованиям.
В данном случае предусмотренная заказчиком услуга с поставкой товара не является строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объекта капитального строительства, в связи с чем, проектная документация не требуется.
Доказательств иного подателем жалобы не представлено.
2. Во втором пункте жалобы указывается на то, что в составе конкурсной документации отсутствуют результаты стадий "Эскизный проект" и "Рабочий проект".
Стадия "Эскизный проект" при создании автоматизированных систем не является обязательной, а стадии "Технический проект" и "Рабочая документация" могут выполняться в одну стадию.
Работы по созданию автоматизированных систем регламентируется национальными стандартами в области информационных технологий, в том числе, ГОСТ 34.601-90 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания", ГОСТ 34.602-89 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы".
Согласно п. 1.1 ГОСТ 34.601-90 процесс создания АС представляет собой совокупность упорядоченных во времени, взаимосвязанных, объединенных в стадии и этапы работ, выполнение которых необходимо и достаточно для создания АС, соответствующей заданным требованиям. Согласно п. 2.1 выделяются следующие стадии и этапы создания АС, применяемые в общем случае:
Формирование требований к АС;
Разработка концепции АС;
Техническое задание;
Эскизный проект;
Технический проект;
Рабочая документация;
Ввод в действие;
Сопровождение АС.
Первые три этапа создания Системы выполнены заказчиком самостоятельно в рамках подготовки к проведению процедуры открытого конкурса для выбора исполнителя в целях продолжения и завершения работ по созданию Системы. Результатом работы заказчика по первым трем этапам является техническое задание, которое выполнено в полном соответствии и объеме, предусмотренном ГОСТ 34.602-89. Согласно п. 1.1 ГОСТ 34.602-89 техническое задание на создание автоматизированной системы "является основным документом, определяющим требования и порядок создания (развития или модернизации - далее создания) автоматизированной системы, в соответствии с которым проводится разработка АС и ее приемка при вводе в действие".
Следовательно, в описании объекта закупки представлено Техническое задание, которое содержит исчерпывающую информацию, необходимую исполнителю для выполнения работ по предмету контракта.
Согласно п. 2.2 ГОСТ 34.601-90 "стадии и этапы, выполняемые организациями - участниками работ по созданию АС, устанавливаются в договорах и техническом задании на основе настоящего стандарта. При этом допускается исключать стадию "Эскизный проект" и отдельные этапы работ на всех стадиях, объединять стадии "Технический проект" и "Рабочая документация" в одну стадию "Технорабочий проект".
Следовательно, выполнение стадий "Эскизный проект" и "Технический проект", во-первых, не является обязательным при создании АС, во-вторых, если такие стадии были предусмотрены в техническом задании, они бы подлежали выполнению самим исполнителем.
Разъяснения и письма ФАС России и Минэкономразвития, на которые ссылается податель жалобы, касаются случаев проведения закупок, предметом которых является строительство, капитальный ремонт, реконструкция объектов капитального строительства.
Кроме того, постановление Правительства от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусматривает, что при закупке работ по созданию государственных (муниципальных) информационных систем может проводиться открытый конкурс со значимостью стоимостного критерия - не менее 30%, нестоимостных - не более 70%. То есть осуществляется закупка работ по созданию системы в целом, без проведения отдельных закупок на различные стадии создания автоматизированной информационной системы.
Таким образом, доводы жалобы о том, что подготовленное заказчиком техническое задание на создание системы представлено не полное описание объекта закупки являются необоснованными.
3. Заказчик установил требования к комплексам фото-, видеофиксации в полном соответствии с требованиями ГОСТ Р 57144-2016.
В пункте 3 жалобы указано, что в описании объекта закупки требования к пределам измеряемых скоростей комплексов фото- видеофиксации нарушений ПДД установлены таким образом, что не позволяют предложить заказчику комплексы, измеряющие скорость транспортных средств с использованием видеокадров или лазерным методом.
Согласно п. 5.3 ГОСТР 57144-2016 "Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением" нижний предел диапазона измеряемой скорости движения транспортных средств должен быть не более 20 км/ч. Верхний предел диапазона измеряемой скорости движения транспортных средств должен быть не менее 250 км/ч.
Согласно п. 4.2.3 Технического задания комплекс должен отвечать следующим характеристикам:
Диапазон измеряемых скоростей движения ТС, км/ч -
Нижний предел - не более 20
Верхний предел - не менее 250
Следовательно, требования к техническим характеристикам комплексов полностью соответствуют требованиям ГОСТ 57144-2016.
Согласно разделу 4 ГОСТР 57144-2016 установлена следующая классификация автоматической фотовидеофиксации подразделяют на группы:
- по конструктивным особенностям: стационарные, передвижные,носимые, мобильные;
- по способу измерения скорости: измеряющие мгновенную скорость,вычисляющие среднюю скорость, комбинированные;
- по методу измерения параметров транспортных средств: с алгоритмом трекинга, без алгоритма транспортных средств;
по принципу измерения параметров транспортных средств (радиолокационные (эффект Доплера), лазерные, с измерением по видеокадрам, индуктивные, магнитные, пьезоэлектрические,
хронометрические, комбинированные, иные.
В техническом задании установлено требование, что комплексы должны измерять параметры транспортных средств по радиолокационному принципу: измерение скорости осуществляется по разности частот между излученным фоторадарным контроллером радиолокационным сигналом и сигналом, отраженным от движущихся транспортных средств (эффект Доплера).
Следовательно, установленное заказчиком требование соответствует ГОСТР 57144-2016, поэтому заказчик имеет право закупать такое оборудование и это не является ограничением конкуренции.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона о контрактной системе в качестве одной из основных целей осуществления закупок является достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования РФ), государственными программами субъектов РФ (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов РФ), муниципальными программами.
То есть, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимального числа участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков.
Следовательно, установление требований к товарам, которые приводят к исключению из круга участников закупки лиц, производящих товары, не отвечающие данным требованиям, само по себе не может рассматриваться как ограничение конкуренции и нарушение требований Закона о контрактной системе. Такие требования могут рассматриваться как нарушение только если они включены в документацию специально для того, чтобы обеспечить победу в аукционе конкретному хозяйствующему субъекту.
Комплексы фото-, видеофиксации нарушений ПДД, измеряющие скорость с использованием эффекта Доплера, являются наиболее распространенными, их производит большинство производителей.
Таким образом, доводы жалобы об ограничении конкуренции за счет установления требований к диапазону измеряемых скоростей согласно ГОСТ и выбор принципа измерения скорости, предусмотренного ГОСТ, является необоснованными.
4. В соответствии с п.7.8 приложения 1 к техническому заданию "Для выполнения работ по автоматизированной обработке данных совместно с порталом государственных и муниципальных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) органами исполнительной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края Исполнитель должен обладать всеми необходимыми лицензиями, правами и разрешениями, в том числе от соответствующих правообладателей информационных систем Заказчика. В частности, Исполнитель должен обладать разрешением (лицензией) на модернизацию/развитие программ для ЭВМ:
-"Система управления web-порталами Веблайнер 2.0", являющейся платформой для функционирования ПТУ СК".
Заказчик установил, что ЕПО ЦАФАП должна в будущем обеспечивать возможность взаимодействия ПГУ СК с единым программным обеспечением сервиса, что является потребностью Заказчика и не нарушает требования Закона.
5. Наименованием объекта закупки является "Выполнение работ по созданию, введению в эксплуатацию в Ставропольском крае, системы автоматизированных средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения для обеспечения государственных нужд Ставропольского края (далее-Система)".
ОКПД2 84.24.19.000
Услуги, связанные с обеспечением общественного порядка и безопасности, прочие 84.24.19
Услуги, связанные с обеспечением общественного порядка и безопасности, прочие
Включает: - услуги, связанные с общими административными услугами, услугами по регулированию и дополнительными услугами по поддержанию общественного порядка и обеспечению безопасности и разработке связанной с этим общей политики; - услуги, связанные с обеспечением домашних хозяйств запасами для потребления в чрезвычайных обстоятельствах в случае бедствий в мирное время; - услуги по распространению информации по вышеназванным вопросам
Таким образом, в действиях заказчика ГКУ СК "Краевой центр информтехнологий" и уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам нарушение Закона не установлено.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Центр ИТ решений" на действия заказчика - ГКУ СК "Краевой центр информтехнологий" и уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N 0121200004717000528 Выполнение работ по созданию, введению в эксплуатацию в Ставропольском крае, системы автоматизированных средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения для обеспечения государственных нужд Ставропольского края - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И.Г. Лыков
С.И. Рошевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 17 октября 2017 г. N 1911
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2017