Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И. Ю.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Лацинника А. А., Соболь Н. О., Богданова И. Ю.,
от ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае" - Пановой С. В. без доверенности,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае" на действия заказчика - ГУП СК "Крайтеплоэнерго" по факту осуществления закупки путем проведения электронного аукциона N 0521200000217000063 "Проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов нормативов предельно-допустимых выбросов".
По мнению заявителя, действия заказчика при осуществлении закупки не соответствуют требованиям Закона N44-ФЗ.
Представители заказчика пояснили:
Все процедуры по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона. Действия заказчика соответствуют требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе.
Комиссия, выслушав доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Рассмотрев доводы жалобы ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае", Комиссией установлено следующее:
1. Законом N 44-ФЗ предусмотрен ряд мер, направленных на поддержку субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций: заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Таким образом, действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает особых условий в отношении установления ограничений на закупку у субъектов малого предпринимательства, заказчик, устанавливая такого рода ограничение, исполняет требования Закона N44-ФЗ.
2. В Разделе 2. "Требования к участникам закупки" документации об аукционе установлено следующее требование: "Наличие аттестата аккредитации с областью аккредитации на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов предельно-допустимых выбросов в целях выдачи санитарно-эпидемиологического заключения, стандарт организации - СТО.
Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 (ред. от 04.04.2017) "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок" определены следующие понятия:
Санитарно-эпидемиологическая экспертиза - деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальных органов, структурных подразделений и федеральных государственных учреждений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности (далее - органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор), федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных статьями 12, 13, 15 - 28, 40 и 41 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", техническим регламентам, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
Экспертное заключение - документ, выдаваемый федеральными государственными учреждениями здравоохранения - центрами гигиены и эпидемиологии, другими аккредитованными в установленном порядке организациями, экспертами, подтверждающий проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок в соответствии с техническими регламентами, государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, с использованием методов и методик, утвержденных в установленном порядке, и содержащий обоснованные заключения о соответствии (несоответствии) предмета санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, техническим регламентам;
Санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации. В соответствии с 210-ФЗ "Выдача на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений" является государственной услугой.
П.1. ст. 42 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2017) так же установлено, что "санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться не только должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, но и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями,аккредитованными в соответствии с законодательством Российской
Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской
Федерации порядке, в целях: установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека; установления причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и оценки последствий возникновения и распространения таких заболеваний (отравлений); установления соответствия (несоответствия) требованиям настоящего Федерального закона документов, зданий, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и других объектов, используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для осуществления своей деятельности, и результатов указанной деятельности.
Поэтому, наличие аккредитации в данной области является одним из требований, предъявляемых к участникам аукциона.
В п.2 Технического задания "Требований к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара (работы, услуги) (при необходимости): по окончании проведения экспертизы должны быть выданы экспертные заключения о соответствии требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов на проекты нормативов предельно-допустимых выбросов, удовлетворяющие требованиям контрольно-надзорных органов (Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю, Департамент Росприроднадзора по СКФО, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края)".
Относительно соответствия экспертных заключений требованиям надзорных органов - в рамках соблюдения природоохранного законодательства проектная документация, (проекты предельно-допустимых выбросов) проходят ряд согласований, а именно: на основании экспертного заключения выдается санитарно-эпидемиологическое заключение в Роспотребнадзоре, на основании санитарно-эпидемиологического заключения устанавливаются нормативы выбросов в Росприроднадзоре, а на их основе выдается разрешение на выброс.
Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 (ред. от 04.04.2017) утвержден порядок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы, в котором для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации представляются заявление и проектная документация с ее обоснованием.
Данным порядком не запрещается вносить изменения в проектную документацию по замечаниям эксперта в ходе проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации.
В соответствии со статьёй 42 Федерального закона от 30.03.1999 N
52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования,исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, юридическими лицами,
индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
На основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований главными государственными санитарными врачами и (или) их заместителями даются санитарно-эпидемиологические заключения.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и эксперты, аттестованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке, которые проводят санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок, несут ответственность за их качество и объективность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон об аккредитации) данный Закон регулирует отношения, возникающие между участниками национальной системы аккредитации, иными установленными настоящим Федеральным законом лицами в связи с осуществлением аккредитации в национальной системе аккредитации экспертов, экспертных организаций, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти при осуществлении отдельных полномочий, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Кроме того, в статье 4 Закона об аккредитации даны разъяснения понятий, в частности: аккредитация в национальной системе аккредитации (далее также -аккредитация) - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации; аккредитованное лицо - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию в порядке, установленном настоящим Федеральном законом; область аккредитации - сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур.
В силу части 1 статьи 5 Закона об аккредитации аккредитация в национальной системе аккредитации осуществляется в целях обеспечения доверия к результатам оценки соответствия и создания условий для взаимного признания государствами - торговыми партнерами Российской Федерации результатов оценки соответствия.
Пунктом 10 части 2 той же статьи установлено, что аккредитация осуществляется на основе принципа недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий для пользования услугами аккредитованных лиц.
При этом в силу части 2 статьи 13 Закона об аккредитации аккредитованные лица имеют право осуществлять деятельность в соответствующей области аккредитации.
Приведенные нормы Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и Закона об аккредитации позволяют прийти к выводу об обязательности принятия к рассмотрению экспертиз, подготавливаемых аккредитованными лицами в соответствующей области аккредитации.
Таким образом, в действиях заказчика - ГУП СК "Крайтеплоэнерго" не установлены нарушения требований Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае" на действия заказчика - ГУП СК "Крайтеплоэнерго" по факту осуществления закупки путем проведения электронного аукциона N 0521200000217000063 "Проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов нормативов предельно-допустимых выбросов" - не обоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И. Ю. Неботова
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 25 октября 2017 г. N 1947
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2017