Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Киселева И. В.,
от ООО "ТЕХСТРОЙ" - представитель не прибыл,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "ТЕХСТРОЙ" на действия заказчика - ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" по факту осуществления закупки путем проведения электронного аукциона N 0321100019417000131 "Капитальный ремонт автомобильной дороги А-158 Прохладный - Баксан - Эльбрус км 75+500 - км 88+000, в Кабардино - Балкарской Республике".
Заявитель считает, что действия заказчика при осуществлении закупки нарушают требования Закона N 44-ФЗ.
Представитель заказчика пояснил следующее:
Документация аукциона соответствует нормам Закона. Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы стороны, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер, для всех участников процесса.
Рассмотрев доводы жалобы ООО "ТЕХСТРОЙ", Комиссией установлено следующее:
1) В позиции Смесь асфальтобетонная щебеночно-мастичная для асфальтобетона ЩМА-15 Технического задания заказчиком указаны избыточные требования: Должна соответствовать ГОСТ 31015-2002. Щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси должны быть с наибольшим размером зерен до 15 мм (параметр неизменный). Должна представлять смесь минеральных материалов (щебня, песка из отсевов дробления и минерального порошка), вяжущего ПБВ 60, стабилизирующей добавки. Щебень из горных пород, входящий в состав смеси, должен соответствовать ГОСТ 8267-93. Стабилизирующая добавка должна включать в себя волокно целлюлозы 70-95% массы и окисленный атактический полипропилен 5-30% массы. Песок из отсевов дробления горных пород должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736-2014; марка по прочности песка должна быть не ниже 1000. Минеральный порошок применяемый в качестве компонента смеси должен соответствовать ГОСТ Р 52129-2003. Минеральный порошок должен быть активированный или неактивированный.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем - требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Следовательно, установление вышеуказанных требований к составу заявок участников закупки противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем:
- Требования к лампе газоразрядной высокого давления ДНаТ 150 не являются завышенными. Данные показатели указываются у производителей товаров. В официальных источниках производители ламп указывают характеристики "Световой поток 15000 лм. Световая отдача 100 лм/Вт".
- Требования к микростеклошарикам установлены в соответствии с
ГОСТ Р 53172-2008 "Дороги автомобильные общего пользования. Изделия для дорожной разметки. Микростеклошарики. Технические требования".
Согласно п. 4.2.1 По внешнему виду МСШ должны быть прозрачными сферическими частицами стекла. МСШ в массе должны представлять собой однородный сыпучий материал белого цвета, допускается светло-серый или светло-голубой оттенок. Таким образом, требования, установленные Заказчиком стандартные и соответствуют действующим стандартам на данный материал.
- Требования, установленные Заказчиком к "Светильник уличный консольный с защитным стеклом под лампу ДНаТ 150", стандартные и не вводят в заблуждение Участников закупки. Заказчиком установлено требование в следующем виде: "Светильники с защитой от водяных струй должны иметь каучуковое или резиновое уплотнение между защитным стеклом и корпусом". Согласно ГОСТ 14254-2015 защита от водяных струй отображается второй характеристической цифрой 5 в обозначении IP. При этом, Заказчиком установлено требования к степени защиты светильника "IP оптического отсека не менее 42 (по ГОСТ 14254-2015)". Следовательно, Участник закупки указывает в первой части заявки характеристики "Светильники с защитой от водяных струй должны иметь каучуковое или резиновое уплотнение между защитным стеклом и корпусом" только в том случае, если предлагает степень защиты оптического отсека со второй характеристической цифрой 5. При указании иных цифр степени защиты, кроме 5, Участник закупки параметр уплотнения указывать в первой части заявки не должен.
Таким образом, требование Заказчика относительно уплотнения светильника применяется только в случае предложения Участником закупки соответствующего варианта исполнения светильника.
Согласно инструкции по заполнению заявок аукционной документации "В случае, если заказчику требуется товар только в одном из предложенных Заказчиком вариантах исполнения товара, участник должен указать конкретные значения показателей только для того варианта исполнения товара, который предложен Участником к использованию при выполнении работ".
- Фраза "в случае использования" не должна быть указана в заявке участника закупки, на основании следующего положения инструкции по заполнению заявок: "Первая часть заявки не должна содержать фразы "предпочтительно", "допускается", "не допускается", "должно быть", "возможно", "возможен", "может быть", "требуется", "в случае", "нужен", "должна", "не может быть", "при наличии" или производные от указанных формулировки, не позволяющие однозначно определить наличие, либо отсутствие характеристики в товаре, указанной подобным образом, в том числе не допускается указание показателей в сослагательном наклонении. Таким образом, Участник закупки однозначно указывает наличие либо отсутствие данной характеристики в товаре.
- По позиции товара "Смесь асфальтобетонная щебеночно-мастичная для асфальтобетона ЩМА-15" Заказчиком правомерно установлено требование к песку из отсевов дробления горных пород. Заказчиком установлено требование в следующем виде: "Песок из отсевов дробления горных пород должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736-2014". Данное требование соответствует п. 5.10.2. ГОСТ 31015-2002 "Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия" песок из отсевов дробления горных пород должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736. Таким образом, противоречия по данному требованию Заказчиком не допущено.
- Заказчику в течение срока подачи заявок на участие в электронном аукционе действительно поступило 13 запросов на разъяснение положений аукционной документации. На все 13 запросов, Заказчиком был дан ответ на поставленные вопросы, в том числе со ссылками на положения аукционной документации, действующих государственных стандартов.
- Согласно инструкции по заполнению заявок аукционной документации "Показатели должны быть конкретизированы участником закупки с указанием конкретных значений, соответствующих требованиям Приложения N 3 к документации об аукционе, без указания слов (а также производных от этих слов), символов: "максимальное значение", "минимальное значение", "не более", "не менее", "более", "менее", "ниже", "min", "max" "не ниже", "выше", "не выше", "не позднее", "ранее", "не ранее", "шире", "уже", "не уже", "не шире", "от", "до", "св.", "свыше", "или аналог", "типа", "или аналогичного типа", "или эквивалент", "или", "не превышает", "в пределах", "и/или", "не более", "превышает".
Таким образом, фраза "не ниже" означает возможность предложить значение показателя равное или превышающее установленное Заказчиком.
- В инструкции по заполнению заявок аукционной документации установлено "Наименования показателей конкретизации не подлежат и должны быть указаны в неизменном виде". Данное положение установлено Заказчиком правомерно, поскольку наименования показателей не могут подлежать изменению. При этом по указанному в жалобе Заявителем параметру "Требуются сигнальные столбики одного размера и одной формы поперечного сечения из приведённых на рисунке А.1" надлежащим предложением будет являться, например, "сигнальные столбики одного размера и одной формы поперечного сечения приведённой на рисунке А.1".
Таким образом, в действиях заказчика - ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" установлены нарушения требований ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона N44-ФЗ.
Следует отметить, что на участие в данном электронном аукционе поступило 2 заявки от участников закупки, что свидетельствует об отсутствии требований в аукционной документации, не позволяющих участникам закупки подать заявку на участие в торгах. Также, по указанным выше основаниям (допущенным заказчиком нарушениям) никто из участников закупки не отклонен.
Пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 установлено - В случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТЕХСТРОЙ" на действия заказчика - ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" по факту осуществления закупки путем проведения электронного аукциона N 0321100019417000131 "Капитальный ремонт автомобильной дороги А-158 Прохладный - Баксан - Эльбрус км 75+500 - км 88+000, в Кабардино - Балкарской Республике" - частично обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" нарушившим требования ч.1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона N44-ФЗ.
3. В соответствии с п.3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 и тем, что указанные нарушения не повлияли на результаты закупки - предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии И. Ю. Неботова
И.Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 26 октября 2017 г. N 1950
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2017