Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
в присутствии представителей:
от государственного заказчика - Кольцов П.В., Белозеров С.А., Агаджанов В.Г.
от уполномоченного органа - Тимофеева Д.Ю.
от ООО "Нэт Бай Нэт Холдинг" - Марченко В.Е.Тищенко Е.Н.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Нэт Бай Нэт Холдинг" на действия заказчика - ГКУ СК "Краевой центр информтехнологий" и уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N 0121200004717000528 Выполнение работ по созданию, введению в эксплуатацию в Ставропольском крае, системы автоматизированных средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения для обеспечения государственных нужд Ставропольского края.
По мнению заявителя жалобы, документация конкурса не соответствует не соответствует нормам Закона N 44-ФЗ.
Представитель государственного заказчика пояснил:
Извещение о проведении Конкурса и конкурсная документация размещены на сайте РФ. Документация соответствует норма Закона.
Комиссия Ставропольского УФАС, выслушав доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя на основании статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановую проверку закупки установила:
1. В п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ указано, что заказчик имеет право использовать показатели, которые не предусмотрены в ГОСТах, если это необходимо для описания объекта закупки, требующегося заказчику, при условии обоснования в документации необходимости использования таких показателей: "использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначении и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественнее характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели. требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии."
Система автоматизированных средств фото-, видеофиксации нарушений ПДД с указанными в техническом задании характеристиками соответствует потребностям заказчика: в техническом задании содержится обоснование необходимости использования характеристики "предел допускаемой абсолютной погрешности измерений расстояния".
Потребностью заказчика является способность системы автоматизированных средств фото-, видеофиксации нарушений ИДД определять положение ТС на проезжей части, т.к. без этого невозможна корректная фиксация таких нарушений как движение по встречной полосе, движение по обочине, движение но полосе общественного транспорта и запрещенный обгон. В системе данная функция реализуется путем измерения расстояний между объектами, находящимися в зоне контроля: ТС -разделительная полоса, ТС обочина и т.п.
Показатель "предел допускаемой абсолютной погрешности измерений расстояния" определяет соответствие системы потребностям заказчика, т.к. характеризует точность измерения расстояний. Именно от этого показателя напрямую зависит способность системы фиксировать нарушения ИДД в автоматическом режиме.
Обоснование необходимости использования показателя "предел допускаемой абсолютной погрешности измерений расстояния" содержится в п. 4.2.3.1 технического задания (это тот же пункт ТЗ, в котором указано требование к спорном) показателю): "Комплексы должны обеспечивать возможность фиксации нарушений:
выезд транспортных средств на полосу, предназначенную для встречного движения;
движение по полосе, предназначенной для движения общественного транспорта:
движение по обочине.
При этом в п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ отсутствует требование о том, что такое обоснование обязательно должно располагаться в непосредственной близости от самого показателя (в той же строчке, в том же абзаце, том же предложении и т.п.).
Соответственно, показатель "предел допускаемой абсолютной погрешности измерений расстояния" включен в техническое задание для определения соответствия Системы потребностям заказчика, и в техническом задании содержится обоснование необходимости его использования.
Также в жалобе указано, что всего один производитель изготавливает комплексы ФВФ, у которых предел допускаемой абсолютной погрешности измерений расстояния не превышает 0.25 м.
Данный довод также не соответствует действительности, т.к. комплексы ФВФ, соответствующие данному параметру, выпускают как минимум 3 независимых производителя:
ООО "Основы безопасности" (г. Ставрополь);
000 "Корда Групп" (г. Санкт-Петербург);
ЗАО "Интегра-С" (г. Москва).
Таким образом, доводы жалобы о том, что заказчик не обосновал использование показателя "предел допускаемой абсолютной погрешности измерений расстояния не более 0.25 м" и ограничил данным требованием конкуренцию, являются необоснованными.
2. Возможность проведения открытых конкурсов для закупки комплекса работ по созданию информационных систем прямо предусмотрена в постановлении Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085
Объектом закупки является выполнение работ по созданию информационной системы. Комплексы ФВФ не являются самостоятельным предметом закупки, и в терминах Закона N 44-ФЗ являются товаром, необходимым для выполнения работ.
Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информационная система (ИС) - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
В обжалуемом конкурсе объектом закупки является выполнение работ по созданию, введению в эксплуатацию в Ставропольском крае, системы автоматизированных средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения для обеспечения государственных нужд Ставропольского края.
Очевидно что, как и любая другая ИС данная Система состоит из совокупности аппаратных и программных средств, которые в ходе исполнения государственного контракта (создания Системы) должны быть объединены в единую автоматизированную информационную систему.
Стадии создания АС перечислены в п. 2.1 ГОСТ 34.601-90 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания".
7-я стадия создания называется "Ввод системы в действие". На данной стадии подлежат выполнению следующие этапы работ:
Подготовка объекта автоматизации к вводу АС в действие;
Подготовка персонала;
Комплектация ЛС поставляемая изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями);
Строительно-монтажные работы;
Пусконаладочные работы;
Проведение предварительных испытаний;
Проведение опытной эксплуатации:
Проведение приемочных испытаний.
Согласно п. 17 Приложения 1 (справочное) Содержание работ к ГОСТ 34.601-90 на этапе "Комплектация АС поставляемыми изделиями" обеспечивают получение комплектующих изделий серийного и единичного производства, материалов и монтажных изделий. Проводят входной контроль их качества.
Соответственно, приобретение, монтаж, пуско-наладка оборудования (в данном случае комплексов ФВФ), входящего в состав автоматизированных информационных систем, является неотъемлемым этапом их создания. То есть приобретение оборудования необходимо для выполнения работ по созданию информационной системы, однако самостоятельным объектом закупки не является.
Согласно н. 11 Правил оценки заявок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению. В п. 3 указанного приложения содержится прямое указание на то, что для закупки работ по созданию государственных информационных систем можно проводить конкурсы, при этом максимальная значимость нестоимостных критериев опенки не должна превышать 70%:
Соответственно, заказчик правомерно выбрал открытый конкурс как способ закупки работ по созданию, введению в эксплуатанию системы автоматизированных средств фото-, видеофиксапии нарушений правил дорожного движения для обеспечения государственных нужд Ставропольского края.
Указанный в жалобе довод о том, что заказчик обязан провести закупку путем проведения электронного аукциона и в том случае, если хотя бы одна позиция спецификации относится к перечню товаров, закупаемых только с помощью проведения электронного аукциона. не соответствует действительности, т.к. такое требование в Законе N 44-ФЗ отсутствует, а сам вывод противоречит указанным выше положениям действующего законодательства.
Таким образом, в действиях заказчика ГКУ СК "Краевой центр информтехнологий" и уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам нарушение Закона не установлено.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Нэт Бай Нэт Холдинг" на действия заказчика - ГКУ СК "Краевой центр информтехнологий" и уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N 0121200004717000528 Выполнение работ по созданию, введению в эксплуатацию в Ставропольском крае, системы автоматизированных средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения для обеспечения государственных нужд Ставропольского края - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И.Г. Лыков
С.И. Рошевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 20 октября 2017 г. N 1918
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2017