Резолютивная часть решения оглашена 18.10.2017
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ЗАО "МНК-ГРУПП" (далее - заявитель, Общество) на положения документации об электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение строительства объекта "Центр культурного развития по адресу: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, п. Красное Эхо, ул. Школьная" (N закупки 0128200000117010159).
17.10.2017 в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 18.10.2017.
17.10.2017 на заседании Комиссии присутствовали представители заказчика -администрации муниципального образования поселок Красное Эхо (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области, заявителя - ЗАО "МНК-ГРУПП".
В ходе рассмотрения дела, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ЗАО "МНК-ГРУПП" на положения документации об электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение строительства объекта "Центр культурного развития по адресу: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, п. Красное Эхо, ул. Школьная" (N закупки 0128200000117010159).
Заявитель считает, что в нарушении частей 5, 6 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик, указав ссылку на проектную документацию в разъяснениях положений аукционной документации, не продлил срок подачи заявок.
По мнению заявителя, в нарушении пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок в составе документации об электронном аукционе отсутствует инструкция по заполнению заявок в части заполнения конкретных показателей товара, такие как знак " , ", слова "Св.", "или", "от", "до", " _ ".
Заявитель утверждает, что в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчиком установлены требования к химическому составу, компонентам товара, показателям компонентов товара и показателям значения которых становится известным после испытания определенной партии товара по следующим показателям: пункт 1 "Раствор готовый цементный кладочный", пункт 3 "Бетон тяжелый", пункт 6 "Щебень", пункт 7 "Битумы нефтяные дорожные", пункт 10 "Камни бортовые".
Также заявитель указал, что в нарушении пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок в пункте 1 "Раствор готовый цементный кладочный" заказчик использовал противоречивые показатели и показатели не соответствующие ГОСТ.
В обоснование правомерности действий заказчика представители заказчика пояснили следующее.
Заказчиком не были внесены изменения в документацию об электронном аукционе путем указания ссылки на проектную документацию в разъяснениях положений документации, тем самым продление срока подачи заявок не требуется.
В документации об электронном аукционе присутствует инструкция по заполнению заявок на участие в электронном аукционе. Согласно пункту 15.2 инструкции при описании цифровых показателей указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться и не допускается применение понятий "не более", "не менее", за исключением случаев, если заказчиком при описании показателей товара предусмотрены в соответствующем разделе позиции, которые не имеют конкретных значений и указание их допустимо в сопровождении словами "не более", "не менее"". Также в пункте 16 инструкции содержится подробное описание для подготовки заявки на участие в электронном аукционе. Кроме того, Приложение N 3 к информационной карте имеет инструкцию, которая раскрывает какие значения должны быть конкретными, а какие представлены в неизменном виде. Остальные символы и знаки имеют общепринятые значения.
При составлении требований к характеристикам материалов заказчик руководствовался потребностями, необходимыми для выполнения работ по предмету электронного аукциона, а также требованиями соответствующих ГОСТ. Для пункта 1 "Раствор готовый кладочный тяжелый цементный" заказчиком предусмотрено соответствие ГОСТ 28013-98, ГОСТ 25328-82, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 30108-94, для пункта 3 "Бетон тяжелый" соответствие ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 12730.5-84, для пункта 6 "Щебень из природного камня для строительных работ марка 600" соответствие ГОСТ 8267-93.
По показателю "конец схватывания цемента наступает: не позднее 720 минут" заказчик использовал показатель в минутах, учитывая, что 12 часов равно 720 минутам, данное указание не может считаться нарушением. При установлении требований к показателю "предел прочности при изгибе средний для пяти образцов: не менее 0,8 Мпа" заказчиком был установлен диапазон значений, который соответствует ГОСТ.
Согласно пункту 4.11 ГОСТ 28013-98 для растворов установлены следующие марки по морозостойкости: F10, F15, F25, F35, F50, F 75, F100, F150, F200, из которых заказчиком был выбран раствор с маркой F75.
В аукционной документации отсутствует требование к участникам закупки о наличии товара, также не требуется подробно описать в заявке химический состав или компоненты товара, или показатели технологии производства, испытания товара, показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
На основании изложенного, заказчик просит признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Комиссия установила, что указание ссылки на проектную документацию в разъяснениях положений документации об электронном аукционе невозможно расценивать как внесение изменений в аукционной документации.
В силу требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки при необходимости. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что заказчик при составлении описания объекта закупки использует, если это возможно, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Комиссия отмечает, что документация об электронном аукционе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия установила, что в пункте 1 "Раствор готовый цементный кладочный" указаны требования к показателям, значения которых, согласно пунктам 5 и 6 ГОСТ 28013-98, пункту 3 ГОСТ 25328-82, возможно определить в результатах испытаний. Также заказчиком установлен показатель "Конец схватывания цемента наступает: не позднее 720 минут**", вместе с тем как в ГОСТ 25328-82 указано 12 часов. Комиссия определила, что заказчиком установлены требования к компонентам товаров - песка, глины, сведения о которых становятся известны после их добычи. Также заказчиком применены показатели, которые не предусмотрены указанными ГОСТами.
Аналогичные нарушения выявлены в пункте 11 "Раствор готовый кладочный цементный марки 100".
В пункте 2 "Кирпич керамический одинарный" заказчиком установлены показатели, которые согласно ГОСТ противоречат друг другу.
В пунктах 3, 9 "Бетон тяжелый" установлен показатель "Осадка конуса", однако согласно пунктам 3.1.3, 3.1.3.1 ГОСТ 10181.1-81 осадку конуса бетонной смеси определяют при проведении испытаний.
В пункте 6 "Щебень", в пунктах 12, 13 "Щебень из природного камня для строительных работ", в пункте 14 "Щебень из природного камня для строительных работ ГОСТ 8267-93" заказчик указал следующие показатели: "Потеря массы при испытании на истираемость: не более 46 %"; "Показатели морозостойкости щебня при испытании насыщением в растворе сернокислого натрия - высушивание, потеря массы после испытания: не менее 10 % по массе", "Потеря массы при испытании на дробимость в сухом состоянии: не менее 14%". Комиссия установила, что значение данных показателей становится известным после испытания изготовленной партии, о чем заказчик сам констатирует в описании показателей указав "при испытании".
В пункте 7 "Битумы нефтяные дорожные" установлены показатели: "Марка битума: БНД 200/300 или БНД 130/200 или БНД 90/130", "Глубина проникания иглы при 25°C, 0,1 мм: не менее 91 и не более 300", "Глубина проникания иглы при 0°C: не менее 20 0,1 мм", однако согласно пункту 1.2.1 ГОСТ 22245-90 в зависимости от глубины проникания иглы при 25 °С вязкие дорожные нефтяные битумы изготовляют следующих марок: БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60, БН 200/300, БН 130/200, БН 90/130, БН 60/90, и пункту 2 данные показатели становятся известными по результатам испытаний. В пункте 10 "Камни бортовые" заказчиком установлено требование к компоненту - бетону.
Комиссия пришла к выводу, что заказчиком в аукционной документации установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в электронном аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку законодательство о контрактной системе в сфере закупок не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Неоспоримых, документарных доказательств обратного в материалы дела заказчиком предоставлено не было.
Таким образом, рассматриваемая аукционная документация требует внесения соответствующих изменений в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок и приведения требований заказчика в соответствие с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
По результатам проведения внеплановой проверки, Комиссией выявлены следующее нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В пункте 9 "Бетон тяжелый" заказчиком указаны ГОСТ, которые не относятся к бетону, а именно ГОСТ 9466-75 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки", ГОСТ 9467-75 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей".
В пункте 2 "Кирпич керамический одинарный" заказчиком установлены следующие требования "Средняя плотность: диапазон от 1410 до 2400 кг/м3", "группа изделий по теплотехническим характеристикам: условно-эффективные или малоэффективные (обыкновенные)", однако в соответствии с ГОСТ 530-2012 "Кирпич и камень керамический" класс средний плотности изделия средней плотности кг/м3 от 1410 до 2400 составляет 2,0 или 2,4, которые относятся только к группе изделий по теплотехническим характеристикам - малоэффективные (обыкновенные). Следовательно, заказчик неправомерно установил требование к группе изделий по теплотехническим характеристикам - условно-эффективные.
В пункте 5 "Песок для строительных работ" определено требование "Группа песка: средней***", согласно сноске знак "***" означает, что значение должно быть представлено в неизменном значении. Тем самым группа песка должна быть только "Средний", вместе с тем как установлен показатель "Модуль крупности: не менее 2 и не более 3,5 Мк", к которому относится не только группа песка "Средний", но и "Крупный", "Повышенной крупности". Таким образом, в совокупности данные показатели противоречат друг другу.
В пункте 3 "Бетон тяжелый" указан показатель "Осадка конуса: 10-15 см**", который согласно ГОСТу 7473-2010 подходит только под марку П3, однако заказчиком установлен показатель "Марка по осадке конуса: П1-П4".
Согласно сноске в пункте 3 "Бетон тяжелый" показатель "Осадка конуса: 10-15 см**" должен быть указан в конкретном значении, вместе с тем как в пункте 9 "Бетон тяжелый" идентичный показатель должен указываться в виде диапазона, а именно "Осадка конуса: диапазон от 10 до 15 см".
В пункте 15 "Кабель силовой" установлены показатели "Глубина продавливания изоляции и наружной оболочки при высокой температуре: не более 50%**", "Потеря массы наружной оболочки: не более 1,5 мг/см2**", однако заказчиком не предоставлено доказательств, что данный показатель имеет конкретное значение.
Для соблюдения требований статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок в части описания объекта закупки, заказчик обязан указывать объективные требования к участникам закупки в документации об электронном аукционе.
Положения статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок являются обязательными для исполнения заказчиком при составлении описания объекта закупки.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена обязанность заказчиков в документации о закупке устанавливать соответствующие требования к закупаемым товарам, работам, услугам.
Комиссия установила, что при описании объекта закупки заказчик допустил существенные нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Проектная документация определяет объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, при этом смета является частью проектной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией. Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства. Из анализа Положения о составе разделов проектной документации следует, что проектная документация также делится на текстовую часть, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации, и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами, содержит требования к результату выполняемых работ.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляются на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта, при этом в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Отсутствие проектной документации в составе документации об электронном аукционе означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, и лишает участников закупки обоснованно сформировать свое предложение.
На основании вышеизложенного отсутствие проектной документации в полном объеме нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок и содержит признаки административного правонарушения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссией установлено, что в характеристиках товаров указанных в Приложении N 3 присутствует знак " * ", однако, в аукционной документации (инструкции участникам закупки) отсутствуют разъяснения, каким образом потенциальные участники закупки должны трактовать такой знак.
Таким образом, рассматриваемая документация об электронном аукционе требует внесения соответствующих изменений в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок и приведения требований заказчика в соответствие с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, статьей 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "МНК-ГРУПП" на положения документации об электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение строительства объекта "Центр культурного развития по адресу: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, п. Красное Эхо, ул. Школьная" (N закупки 0128200000117010159) частично обоснованной, в части необъективного описания объекта закупки.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 и 2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 18 октября 2017 г. N Г 1028-04/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2017